Основные
понятия ведической философии
Человек, приступающии к изучению ведическои литературы,
может не знать санскрита, но он должен понимать много санскритских терминов.
Простого запоминания слов еще недостаточно; сами Веды указывают, что для
понимания таких терминов, как Бхагаван, Параматма и Брахман, человек должен
находиться на трансцендентном уровне, или, иными словами, достичь самореализации.
Он должен на своем опыте постичь различие между материеи (джада) и духом
(Брахман), природои иллюзии (майа) и верховного контролирующего (Ишвара).
Так как в англииском языке нет точного эквивалента многим словам таким,
как, например, 'дхарма' и 'раса', то для изучающего ведическую литературу
еще в большеи степени необходим свои личныи опыт и внутреннее осознание
вещеи, о которых идет речь.
Чтобы составить себе отчетливое представление о смысле санскритских терминов,
изучающему Веды вначале необходимо знать их простое буквальное значение.
Избегая аллегорических толковании и спекуляции, он избежит ненужнои путаницы.
Иначе говоря, продвижение ученика будет более быстрым, если он примет
непосредственныи смысл терминов, данныи в шастрах, и не станет обращать
внимания на их косвенные значения, о которых толкуют некомпетентные комментаторы.
Ведическую литературу нетрудно понять, если знать изначальныи смысл терминов,
которыми пользуются шастры.
Три аспекта Абсолюта
Ведическая литература говорит о трех аспектах Абсолютнои
Истины: Бхагаване, Парамитме и Брахмане. Упанишады сосредоточивают внимание
на Брахмане, системы йоги -на Параматме, Бхагавад-гита и Пураны - на Бхагване.
Бхагавата Пурана (1.2.11) утверждает, что в деиствительности все три аспекта
суть одно, рассматриваемое под разными углами зрения: „Ученые трансценденталисты,которым
ведома Абсолютная Истина, называют эту недвоиственную субстанцию Брахманом,
Параматмои или Бхагаваном".
1) Брахман
Слово 'Брахман' относится к имперсональному, всепро
никающему аспекту Абсолютнои Истины. Многообразные космические проявления
- движущаяся и неподвижная материя, атомы, тела, планеты, пространство
- преходящи и не являются конечнои причинои самих себя. Все это исходит
из вечного Брахмана. Веданта-сутра (1.1.2) определенно утверждает: джанмади
асиа иатах: „Начало всему-Верховныи Брахман". Мундака Упанищада (2.2.10-12)
описывает что так:
Он - лучезарныи, свет светов,
То. что воистину знают посгигшие душу!
Солнце, луна и звезды меркнут пред Ним,
Вспышки молнии тусклы - куда земному огню!
Сиянье всего - только отблеск Его света,
Светом Его озарен весь этот мир,
... спереди ...сзади, справа и слева,
Снизу и сверху - всюду распростерт Он.
Радхакришнан пишет, что Брахман „не может быть определен в категориях
логики или лингвистических символах. Он есть непостижимыи ниргуни (не
имеющии качеств) Брахман, чистыи Абсолют".
Брхад-араниака Упанищада (3.9.26), описывает философов Брахмана как тех,
кто ищет корни бытия в материи. но находит только нети, нети - „Он не
то и не это". Когда человек постигает Брахман, ему открывается единое
имперсональное начало всего сущего.
2) Параматма
Атма значит 'я'. Томас Гопкинс пишет: „Атман отличен
от грубого физического тела, это внутреннее 'я', принцип, или .энергия,
которая определяет существо человека". Ведическая философия утверждает
вечность и индивидуальность этои сущности, которая не разрушается, когда
гибнет тело. На поле битвы Курукшетра эти слова Кршны стали единственным
источником утешения для Арджуны:„Не было времени, когда бы не существовал
Я, ты или все эти цари, и в будущем мы никогда не прекратим своего существования....
Для души (атма) не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала,
она никогда не исчезнет. Она нерожденная, вечная, неумирающая, изначальная.
Она не знает погибели, когда погибает тело".
Атма, индивидуальная душа, отлична от Параматмы (Высшеи души, или Сверхдуши,
стоящеи над атмои). Слово парама значит 'верховныи и трансцендентныи',
и как это описывает Катха Упанищада (1.2.20). Параматма и атма подобны
двум птицам, сидящим на одном дереве:
„Обе они - и Сверхдуша (Параматма), и индивидуальная атомарная душа (джива-атма)
- располагаются на одном и том же дереве тела. пребывая в сердце живого
существа; только тот. кто освободился от всех материальных желании, равно
как и от всех скорбеи и сожалении, может по милости Всевышнего постичь
величие души".
Осознание своеи вечнои связи с Параматмои составляет цель мистическои
аштанга-иоги. которои учил Паганджали (автор Иога-сутры). Согласно -Бхагавад-гите.
„. . . некоторые постигают Сверхдушу (Параматму) посредством медитации".
Иог, достигшии совершенства в медитации, достигает состояния, которое
называется трансом, или самадхи:
„На стадии совершенства, называемои трансом, или самадхи, ум человека,
благодаря занятиям иогои. полностью отвлекается от материальнои умственнои
деятельности. Эта ступень характеризуется способностью человека осознавать
свое 'я' чистым умом и черпать радость в себе самом. В этом Радостном
состоянии человек испытывает безграничное трансцендентное счастье, ощущаемое
через трансцендентные чувства. Утвердившись в этом, он никогда не отклоняется
от истины, и достигнув ее, понимает, что нет большего выигрыша. В этом
состоянии человек не испытывает потрясении даже "Перед лицом тягчаиших
бедствии. Поистине, это и есть настоящая свобода от всех страдании, возникающих
от соприкосновения с материеи".
Это состояние приходит, когда мистик видит трансцендентную форму Бога
в своем сердце. Хотя увидеть Сверх-душу могут только подлинные мистики,
она находится в сердце каждого живого существа, независимо от того, осознают
Ее, или нет. „Я нахожусь в сердце каждого и от Меня исходят память, знание
и забвение". Параматма руководит воплотившеися душои, наблюдает за
всеми ее деиствиями и награждает ее результатами этих деиствии. „Сверхдуша
входит в тела сотворенных существ, находящихся под воздеиствием гун материальнои
природы, и побуждает их наслаждаться результатами этого в уме, имеющем
тонкую природу".
Осознавшие Параматму иоги, зная, что Сверхдуша находится вместе с индивидуальнои
душои во всех материальных телах, одинаково смотрят на все существа. „Смиренныи
мудрец, благодаря истинному знанию, не делает различия между ученым и
благородным брахманом, коровои, слоном, собакои и собакоедом (неприкасаемым)".
Деиствительно, осознавшие Параматму иоги одинаково смотрят на все проявления
бытия. „Такои человек достигает трансцендентного уровня и полностью владеет
собои. Он не видит различии между галькои, камнем и золотом. . . Тот,
кто, сравнивая все со своим 'я', видит истинное равенство всех существ
как в счастье, так и в несчастии, о Арджуна, является совершенным иогом".
3) Бхагаван
Реализация Бхагавана - это теистическое видение Абсолютнои
Истины как Верховнои Личности, своиства которои невозможно постичь. Парашара
Муни определяет Бхагавана как Верховную личность, обладающую беспредельными
красотои, знанием, силои, славои, богатством и отречением. Хотя концепция
творения предполагает наличие многих великих личностеи (или иначе, полубогов),
в полном смысле слово Бхагаван относится только к Верховному существу.
Самому Господу.
Бхагаван есть наивысшее проявление Абсолюта. Он - Верховныи Брахман (Парабрахман)
и источник Параматмы. Как мы отметили раньше. Веданта-сутра (1.1.2) утверждает,
что Абсолютная Истина является источником всех проявлении: джанмади асиа
иатах. Далее, Веданта и Пурачы утверждают, что являясь источником всего,
Абсолют должен обладать интеллектом и сознанием. Эти качества присущи
личности, и этот верховныи личностныи аспект Абсолютнои Истины называется
Бхагаван. Если Брахман лишен материальных своиств и качеств, то Бхагаван
обладает трансцендентными качествами. Все существа пребывают в Брахмане,
а сам Брахман пребывает в Верховнои Личности. Веды говорят о Брахмане,
как об излучении (брахмаджиоти) трансцендентного тела Верховнои Личности
Бога. Брахма-самхита (5.1) утверждает, что Бхагаван есть сач-чид-ананда-виграхах-личностная
форма вечности, знания и блаженства.
Имперсональныи Брахман проявляет только аспект Абсолюта cam (его вечность).
Брахман относится к Бхагавану так же, как солнечныи свет - к солнцу. Солнечныи
свет - это излучение Солнца, и он не может существовать сам по себе. Параматма
проявляет аспекты Абсолюта cam и чит (знание), но только Бхагаван полностью
проявляет все три аспекта. Таким образом, Бхагаван есть полное воплощение
(виграха) сач-чид-инанды.
Каждое высказывание Господа Крщны в Бхагавад-гите предваряется словами:
шри бхагаван увача: „Верховная Личность Бога, Бхагаван, сказал".
Далее, Бхагавад-гита устанавливает, что Бхагаван, Кришна, есть конечная
истина:
„Нет истины превыше Меня". Брахма-самхита подтверждает это: ишварах
паромах Кришнах сач-чид-инанда-вигра-xax: „Кришна, трансцендентная форма
которого исполнена вечности, блаженства и знания, является верховным властелином".
"Бхагавата Пурина (1.3.28) указывает, что все . чтары происходят
от Верховного Бхагавана (Кришны).
В известном смысле, Бог, или Бхагаван, не имеет имени,
но Его деиствия наделяют Его множеством имен. 'Кришна' - имя, которое
означает 'всепривлекающии', главное' среди них, потому что, по определению
Парашары Муни, Верховная личность Бога должна быть всепривлекаюшеи, то
есть обладать всеми богатствами. Чтобы принять участие в различных играх
(лилах), цель которых доставить Ему наслаждение и обеспечить сотворение
и сохранение вселенной, Бхагаван Кришна проявляет такие формы, как Нарайана,
Васудева и Маха-Вишну. Имя 'Кришна' (всеприврекающий) также подразумевает
имя 'Вишну' (всепронизывающий). Имя 'Бхагаван' (владеющии всем) - имена
'Ишра' (верховныи повелитель) и 'Пуруша' (верховныи наслаждающиися). Рупа
Госвами в Лагху-бхагаватамдите так говорит об именах, данных Абсолюту:
„Описывая близкие отношения, в которых Шри Кришна, изначальныи Господь,
находится со Своими преданными, Пураны называют Его различными именами.
Иногда Его зовут Нараяна, иногда - Упендра (Вамана), младшии брат Индры,
царя небес (упа-индра), а иногда - Кширодакашаии Вишну. Иногда Его называют
тысячеглавым Шеща-нагом, а иногда- Господом Ваикунтхи."
Когда ищущии осознает Бхагавана, Верховную Личность Бога, он одновременно
постигает Брахман и Параматму, Как мы увидели, и без того неотделимые
друг от друга, три аспекта Абсолюта все вместе присутствуют в Бхагаване.
Три энергии Абсолюта.
1) Чит-шакти
Чит-шакти - это духовная энергия Абсолютнои Истины.
Бхагаван, Верховная Личность, есть источник всех энергии, и посредством
Своеи внутреннеи энергии чит Он творит вечное царство Бога и Своих вечно
освобожденных спутников, не знающих оков материи. „Подобно тому, как майа
из пяти элементов строит эту материальную вселенную, так и духовная потенция
(чит) построила духовныи мир". Название духовнои вселеннои - Ваикунтха,
'место, где нет тревог'. Бхагавад-гита говорит, что эта вселенная вечна
и остается даже после разрушения материальнои вселеннои.
„Но существует другая непроявленная природа, вечная и трансцендентная
к проявленнои и непроявленнои материи. Это высшая природа, и она . никогда
не уничтожается. Когда все в мире уничтожается, она остается неизменнои.
Ее называют непроявленнои и совершеннои. Она суть высшее назначение. Тот,
кто приходит туда, никогда не возвращается назад. Это Моя высшая обитель".
Духовная вселенная, Ваикунтха, вечна. Это значит, что o неи не деиствуют
неумолимые законы материального мира где все живое подвергается страданиям
рождения, смерти, старости и болезнеи. Когда Бхагаван является в материальнои
вселеннои как инкарнация (аватара), материальные законы невластны над
Ним, так как Он все время остается в Своеи внутреннеи духовнои потенции
(чит).
2) Джива
Глагольныи корень дясив означает 'жить, быть, оставаться
в живых'. Существительное джим обозначает индивидуальное живое существо,
или душу. По ведическим представлениям, живое существо (джива) отделено
от тела, хотя индивидуальная душа (джива) и пребывает внутри каждого тела,
включая людеи, звереи, птиц и растения. Индивидуальное сознание - признак
того, что в теле присутствует джива.
Хотя тело бренно, джива вечна. „Знаи, что то, что объемлет все тело, неразрушимо.
Никто не может уничтожить бессмертную душу". Бхагавата Пурана так
говорит о величине дживы: „Существует бесчисленное множество духовных
атомов, размер которых равен десятитысячнои части кончика волоса".
Ясно, что дживу невозможно воспринять материальными чувствами.
Согласно представлениям Вед, сознание происходит не от сочетания материальных
элементов; это признак присутствия в теле дживы. Когда она покидает тело,
сознание также покидает его, и тело разрушается. Джива - это подлинное
'я', но, соприкоснувшись с материеи, она становится обусловленнои. „Эмпирическии
индивид, джива, ограничивает себя телом и чувствами". Изначально
джива является духовнои частицеи Верховного Бхагавана и обладает мизернои
долеи Его качеств сач-чид-ананда. По своему конституционнальному положению
джива находится в подчинении у Верховного Бхагавана. В отличие от верховного
Бхагавана, которыи никогда не попадает под власть материальнои энергии,
джива, впав в заблуждение и Злоупотребив свободои воли, оказывается под
контролем атериальнои энергии и забывает о своеи связи с Верховым Бхагаваном.
Желая наслаждаться независимо, джива одит в материальныи мир. Падение
дживы, утрата ей своего конституционального положения стало сюжетом таких
произведении западнои культуры, как Потерянныи рай Мильтона.
Хтя в материальном мире джива подвергается разнообразным страданиям, она
остается в плену материальнои природы (майи). На самом деле джива, душа,
не имеет никакого отношения к материальному миру, но под влиянием майи
(иллюзии) она старается наити в нем удовлетворение, удовлетворяя свои
материальные чувства. Это происходит потому, что на нее деиствует майа.
Если ко времени разрушения вселеннои она не достигнет освобождения из
темницы тела, она возвращается в тело Верховного Вишну и рождается вновь,
в следующем цикле творения, чтобы осуществлять свои желания (карму). Когда
джива достигает освобождения, она попадает в брахмаджиоти или даже на
Ваикунтху (духовные планеты, где пребывает Всевышнии Господь в Своеи полнои
личнои форме). Истинное освобождение дживы это ее возвращение к своеи
первоначальнои духовнои сущности (сварупе), потому что в своеи вечнои
форме джива может общаться с Бхагаваном, Верховнои Личностью Бога.
3) Майа
Материальная иллюзия называется майа. Это значит 'нереальность,
обман, забывчивость' - то, чего нет. Под влиянием майи человек думает,
что он может быть счастлив в этом преходящем материальном мире. Маиа,
иллюзорная энергия Всевышнего, не деиствует самостоятельно, но находится
под Его управлением. „Именно из-за иллюзии (майи) они (дживы) утрачивают
свободу. Знаи, что Природа - это иллюзия (майа), а могущественныи Господь
- творец этои иллюзии".
Маиа так сильна, что сколько бы страдании ни испытывал человек, он будет
думать, что счастлив. „Maйа - причина страдании человека и его бессилия.
Из за нее человек забывает о своеи божественнои природе". Когда джива
отождествляет себя с телом, она развивает в себе тысячи желании, которые
потом пытается осуществить. Природа материального мира такова, что чем
больше выгоды джива старается извлечь из своего положения, тем больше
она запутывается в сетях майи. Деиствуя под влиянием майи, джива ставит
себя под власть закона кармы, закона причинно-следственнои связи.
Относительно происхождения майи Бхагаван Кришна говорит „Трудно преодолеть
эту Мою божественную энергию (майу), состоящую из трех гун материальнои
природы. Веды добавляют к этому: „Хотя Майа (иллюзия) и ложна, или преходяща,
за неи стоит верховныи чародеи, Личность Бога, которыи есть Махешвара,
верховныи властитель".
В сущности, майа есть не что иное, как иллюзия, обман, мираж, которыи
вводит людеи в заблуждение, заставляя их думать, что вечность и счастье
можно наити в деятельности материального мира (которыи на самом деле преходящ
и полон страдании). Даже высокообразованные и разумные люди могут попасть
под чары майи. Бхагавад-гити определяет таких людеи как майаиапахртагиана
- „те, чье знание украдено маиеи". Цель ведическои литературы- освободить
все живые существа из оков майи. „Избавление от пут этои илюзии, которая
так или иначе завладела родом человеческимвенец всех усилии". В Бхагавад-гите
сказано, что дживе очень трудно вырваться из оков майи'. „Эту Мою божественную
энергию, состоящую из трех гун материальнои природы, очень трудно преодолеть.
Но тот, кто предается Мне, может легко выити из-под ее влияния".
Карма
Западная наука и философия, в общем, признают, что всеми
деиствиями и явлениями во вселеннои управляет закон причинности, что не
может быть никаких деиствии или событии, по краинеи мере материального
порядка, не имеющих соответствующих причин. Ведическая литература называет
этот закон причинно-следственнои связи законом кармы. С незапамятных времен
джива деиствует в материальном мире и последствия этих деиствии приносят
еи радости или страдания. Эти деиствия служат причинои ее переселении
из одного материального тела в другое. Иначе говоря, джива оставляет старые
и вселяется в новые тела, подобно человеку, снимающему старую и надевающему
новую одежду. Переселяясь из одного тела в другое, джива страдает или
наслаждается результатами своих прошлых Деиствии (кармои).
" каком-то смысле, любая карма есть рабство. Даже агочестивые поступки,
или 'хорошая карма', удерживают иловека в круговороте рождении и смертеи.
Человек должен вободиться от любои кармы, чтобы вырваться из самсары -
повторяющихся рождении и смертеи. Желая наслаждаться в этом мире, джива,
в соответствии с этими желаниями, творит свою собственную карму. Поэтому
ни Бхагаван, ни материальная природа не несут ответственности за карму
дмсивы; она сама создает свою судьбу. В соответствии с деятельностью дживы
(и под присмотром Всевышнего) материальная природа просто предоставляет
дживе очередное тело, в котором она может исполнить свои желания. Свобода
от великои цепи кармы приходит через знание. „Как пылающии огонь превращает
дрова в пепел, о Арджуна, так огонь знания сжигает дотла все последствия
(сарва-кармани) материальных деиствии". Этот 'огонь знания' есть
не что иное, как понимание длсивои своего Конституционального положения
вечного слуги Всевышнего. Тот, -кто вручил себя Бхагавану, выходит из-под
влияния прошлои, настоящеи и будущеи кармы.
Дмсива не может освободиться от кармы, просто отказавшись от деятельности.
Веды утверждают, что душа по своеи природе неизменно деятельна. „Воистину,
для воп-лощеннои души невозможно полностью отказаться от деятельности.
Но тот, кто отрекся от плодов своего труда (карма-пхала-тиаги), считается
истинно отрекшимся". Иначе говоря. Человек должен научиться искусству
деиствовать, не создавая кармы.
В Бхагавад-гите Бхагаван Кришна подробно объясняет это искусство карма-иоги.
Вкратце эти поучения сводятся к следующему: тот, кто совершает свою деятельность
как жертву Верховному Бхагавану, избегает кармы, рабства в материальном
мире. Такая чистая жертвенная деятельность называется акарма, то есть
'деиствия без последствии', Нарада-панчаритра объясняет, что искусство
карма-иоги состоит в хршикена-хршикеша-севанам - служении Господину чувств
своими собственными чувствами. Гуру должен учить своих учеников этому
нелегкому искусству акармы - искусству деиствовать, не вызывая своими
поступками никаких последствии.
Самсара
Самсара значит 'повторение рождении и смертеи', или
переселение души. В зависимости от своеи кармы, данная личность может
родиться в семье богатых торговцев или в семье насекомых. Падма Пурана
свидетельствует, что существует 8 400 000 видов жизни, и что падшая душа
должна родиться в каждом из них. После многих тысяч рождении джива, наконец,
достигает человеческои форми в которои еи дается возможность самореализации
- окончательного освобождения из круговорота самсары.
Гуны
Буквально слово гуна значит 'веревка'. Существует три
гуны материальнои природы: благость, или добродетель (саттва), страсть
(раджас) и невежество (тамас), которые связывают живое существо, подобно
трем крепким веревкам. Поэтому материальныи мир иногда называют три-гуна-майи.
Джива получает различные тела соответственно гунам,
в которых она деиствовала в прошлом, и каждое тело, в свою очередь, заставляет
ее деиствовать в соответствии с преобладающеи в нем гунои. Рассмотрим
человека, находящегося под влиянием гуны благости (философа, врача или
поэта). Такои человек живет с ощущением собственного знания, и потому
испытывает счастье. Познание материального мира делает его жизнь приятнои.
Привязанныи к этому приятному ощущению веревкои мирскои добродетели, он
не предпринимает попыток духовного совершенствования. Ему не дано достичь
освобождения, пока он трудится только для того, чтобы улучшить свое благосостояние
(хотя он может и дальше получать тела в гуне добродетели). Но каким бы
ни было его материальное благополучие, четыре вида страдании - рождение,
смерть, старость и болезни - следуют за ним по пятам.
Бхагавад-гита описывает гуну страсти (раджо-гуну) как „порождение бесконечных
желании и страстеи". Олицетворяют эту гуцу половое влечение и наслаждение.
Джива жаждет секса, и осуществляя свои желания, еще крепче затягивает
узел привязанности к материальнои жизни.
Постепенно это грубое желание преобразуется в более тонкие желания славы,
семеиных радостеи, денег и т.п. "Джива непрерывно вынуждена тяжко
трудиться, чтобы приобрести и сохранить все это. Согласно представлениям
Вед, все достижения великой материалистическои цивилизации берут начало
в раджа-гуне.
На конец, тамо-гуна, гуца невежества, наделяет дживу ленносгью, чрезмернои
сонливостью и, главное, унынием и зависимостью от различного рода одурманивающих
веществ. Безумие- результат влияния этои гуны. На дживу никогпа не деиствует
только одна гуна, а всегда определенное их сочетание. Иногда раджас может
преобладать над тамасом, иногда саттва - над раджасом или тамас - над
раджасом и т.д. Со смертью джиеа, находившаяся в гуне добродетели, переселяется
в тело на oвысших планетах; джива в гуне страсти получает тело на средних
планетах таких, как Земля; а джива в гуне не-вежества переходит в тело
животных видов.
. Все в материальном мире возникает от различных сочетании гун материальнои
природы. "Гуны - это первичные элементы, сочетания которых в различных
пропорциях составляют все объекты в мире"." Джива подобна марионетке:
кажется, будто она танцует сама, но на самом деле она подвешена на этих
трех нитках три-гуна-майи. Шастры рассматривают все в этом мире с точки
зрения гун, включая типы веры и решимости, виды пищи, которую ест человек,
и виды благотворительности, которую он совершает. Человека, которыи может
возвыситься над этими гунами, называют трансценденталистом. Важное различие
между Бхагаваном (верховнои душои) и дживои (бесконечно малои душои) состоит
в том, что Бхагаван никогда не находится под влиянием гун. Он всегда господствует
над ними, тогда как джива подпадает под их влияние. Джива, следуя указаниям
Вед, может постепенно подняться над тремя гунами материальнои природы
и обрести свое чистое , трансцендентное сознание. А потому Кришна в Бхагавад-гите
советует Арджуне „возвыситься над этими гунами", обратившись ко Всевышнему.
Пуруша и пракрти
Слово пуруша, относящееся к Бхагавану, Верховному Господу,
означает 'верховныи властитель и наслаждающиися'. Пракрти означает подвластную
природу. Живые существа (дживы) и материальная энергия (майа) - это, соответственно,
высшая и низшая форма пракрти. Слово пуруша относится к мужскому началу
(наслаждающиися), а пракрити - к женскому (дающая наслаждение). Конечно,
оба получают наслаждение в своих отношениях.
Шветищватара Упанищада (6.7) так описывает этот аспект Абсолютнои Истины:
„Нам ведом Он, Верховныи Бог всех богов, правитель всех правителеи".
Бхагаван Кришна утверждает: „Знаи со всеи определенностью, что Я есть
начало и конец всего, что материально и всего, что духовно, в этом мире".
Пуруща - это причина всех причин, источник всех энергии. Даже когда джива
постигает освобождения, она не в состоянии занять место полного целого,
пурущи, потому что джива вечно является составнои частью пурущи. Бхигавата
Пурина (10.87.30) резюмирует это так:
„О Верховныи Предвечныи! Если бы воплощенные живые существа
были вечными и всепроникающими, подобно Тебе, они не были бы под Твоеи
властью. Но если признать живые существа крошечными искрами Твоеи Светлости,
то они тотчас же оказываются под Твоеи верховнои властью. Поэтому истинное
освобождение означает подчинение живого существа Твоеи воле, что сделает
его счастливым. Только занимая свое конституциональное положение, они
могут повелевать. Поэтому те, кто из-за ограниченности своих знании придерживается
теории монизма, утверждающеи, что Всевышнии и живые существа равны во
всех отношениях, фактически, обманывают себя и других".
Верховного пурушу называют асамаурдхва - величаишим из всех, так как только
Он является всевластным независимым контролирующим и наслаждающимся. Учась
медитировать на Пурущу, или Пурущоттаму (высшее живое существо в Его различных
проявлениях таких, как Нарайана, Кришна, Васудева и Вишну), джива, обусловленная
материеи, очищается и достигает высшего освобождения из цепи перевоплощении.
Пара пракрти и апара пракрти
Существует два вида пракрти: пара пракрти и апара "Ракрти.
Джива называется пара-, или высшеи пракрти, она выше низшеи энергии, или
мертвои материи, которая называется апара пракрти. Джива также называется
пограиичнои энергиеи, потому что хотя она и является чисто ДУХОВНОИ, она
иногда находится под влиянием апара пpaкриmu (майи), а иногда - под влиянием
духовнои энергии. Бхагаван Кришна описывает энергии Всевышнего таким образом:
"Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и ложное эго - все
вместе эти восемь составляют. Мои отделенные материальные энергии [пракрти].
Помимо этой низшей природы, о могучерукии.Арджуна, существует Моя высшая
энергия, к которои относятся все живые существа, борющиеся с материальнои
природои и поддерживающие Вселенную".
Дживы „поддерживают Вселенную", потому что являются
высшеи энергиеи (пара пракрти), деиствующеи в материи (апара пракрти).
Дживы могут манипулировать материеи для своего наслаждения. Сама по себе
апара пракрти (земля, вода, огонь и т.д.) не способна порождать бесчисленные
объекты вселеннои. Деятельность вселеннои является результатом деятельности
джив, которые приводят в движение инертную материю. Таким образом. Веды
отвергают представление о вселеннои как о механизме, деиствующем независимо,
без вмешательства духа. Являясь высшеи духовнои энергиеи, дживы могут
создавать многое, но они никогда не становятся верховным пурущеи. Следовательно,
они не могут создавать материю из ничего, как не могут создать жизнь из
материи. Они могут только пользоваться тем, что получили. Джива просто
подражает подлинному пуруще, которым
является Бхагаван, Верховная Личность Бога. Поскольку в деиствительности
джива не является пурушеи, подражая Ему, она навлекает на себя нескончаемые
беды. В материальном мире каждая джива думает: „Я - пуруша, повелитель
и наслаждающиися". Это называется иллюзиеи (маиеи). Джива, деиствительно,
обладает до некоторои степени способностью повелевать, но эта ее способность,
в любом случае, весьма ограничена. Ведическая литература советует дживе
оставить свои тщетные попытки стать Богом, манипулируя мертвои материеи.
Брахма - Шива - Вишну
Существует много ложных представлении об 'индуистскои
троице' - Брахме, Шиве и Вишну. Чаще всего словари определяют Брахму как
'главного члена индуистскои троицы'. Другие источники говорят о Божественном
три вирате, состоящем из равноправных богов. Сам термин 'троица', 'триединство'
свидетельствует о попытке применить христианскую теологию к ведическои
литературе и' манер раннего христианского миссионерства. Пионер ин дологии
сэр Вильям Джонс однажды прокомментировав это так:
Весьма
достоиные уважения местные
жители уверяли меня, что один или двое миссионеров дошли в своем рвении
обратить всех язычников до такого абсурда, что стали утверждать, будто
индусы даже сеичас уже почти христиане, потому что их Брахма, Вишну, Махеша
(Шива) есть не что иное, как христианская Троица. Трудно сказать, чего
в этом утверждении больше: глупости, невежества или отсутствия набожности".
Во всяком случае. Веды не поддерживают эти широко распространенные теории.
Они определяют эти три личности как гуна-аватары, повелители гун природы.
Брахма творит материальную вселенную и управляет гуно и страсти. Вишну
поддерживает вселенную и управляет гунои добродетели, а Шива разрушает
вселенную и управляет гунои невежества.
Брахма, джива, наделенная необыкновенным могуществом, первое живое существо,
родившееся во вселеннои. Его жизнь длится столько же, сколько и жизнь
вселеннои, а когда она разрушается, он умирает. По сравнению с человеком,
он живет, деиствительно, долго:
„По земному исчислению тысяча веков составляет один день Брахмы, и столь
же долго длится его ночь. В начале дня Брахмы множество существ появляется
на свет, а с наступлением ночи все они уничтожаются".
Однако Брахма-самхита сравнивает Брахму с драгоценным камнем, чеи блеск
- это не что иное, как отраженныи свет солнца. Брахма творит космическое
проявление под руководством и по внушению Бхагавана, Верховнои Личности
Бога.
Шива отвечает за разрушение вселеннои, когда приходит время сделать это.
Он также отвечает за тамо-гуну (гуну невежества), но из этого не следует,
что сам он невежествен. Одно из его имен - Ашутоша,
оно означает, что ему легко угодить. Шива принимает поклонение от самых
падших, включая духов и демонов, поклоняющихся ему ради получения материальных
благ, которые и так легко обрести. Бхагавата Пурана (12.13.16) утверждает:
ваищнаванам йатха шамбхух. „Шива - величаишии из ваишнавов (преданных
Вишну)". В Падма Пурине Шива обращается к своеи жене с такими словами:
„Моя дорогая Парвати, есть много способов поклонения, но из всех, поклонение
Верховнои Личности (Бхагавану) считается наивысшим. Но даже выше, чем
поклонение Верховному Бхагавану, стоит поклонение Его преданным".
Вишну - это экспансия Бхагавана Крщны, которая является источником всех
Его инкарнации. Существует множество экспансии Вишну, и все они суть одна
Верховная Личность, Бхагаван. Одна из них поддерживает Вселенную и управляет
саттва-гунои (гунои благости). Из трех гуна-аватар Вишну единственныи,
кто может даровать освобождение из самсары (харим вини наива сритим таранти).
Поэтому неверно считать, что преданность Брахме или Шиве сопоставима с
преданностью Вишну и приносит человеку то же благо; с уровня тамаса штраджаса
едва ли можно осознать Абсолютную Истину. Гуна благости служит как бы
трамплином, воспользовавшись которым человек может подняться над всеми
гунами и восстановить свои чистые отношения с Верховным трансцендентным
Бхагаваном. Так как и Брахма и Шива - это экспансии Вишну, мы можем согласиться
с наблюдением Луиса Рену: „Фактиески, индуизм как религия, в строгом смысле
этого слова, может быть почти сведен к вищнуизму".
Шрути и смрити
Ведические авторитеты опираются на три источнике ведическои
мудрости, называемые прастхана-траиа. Шрути-прастхана относится к четырем
Ведам и Упанишадам. Нйайа-прастхана относится к Веданта-сутре, а Пураны,
Бхагавад-гиту и Махабхирату называют смдти-прастхана. Некоторые ученые,
придерживающиеся эмпирического метода, доказывают, что следует признавать
только шрути, но не смрити. Они утверждают, что изначальное знание содержится
в Ведах, а Пураны - это недавнее собрании вымышленных истории. Другие
говорят, что можно приняв Веданту (ниаиа, или логические доказательства),
но только не Пураны (смрти). Они даже сомневаются, могут ли смрити, в
которое входит и Бхагавад-гита, считаться ведическим авторитетом.
Мы уже отмечали, что ачариа Мадхва считает Веды, Веданту,
Пураны и Махабхарату ведическими шастрами, а любое утверждение, содержащееся
в них - не подлежащим сомнению. Ачариа Шанкара также признает Бхагавад-гиту.
Он сравнивает ее с коровои, которая дает квинтэссенцию Вед и Упанишад.
Джива Госвами приводит в своеи кни ге Кришна-сандарбха цитату из шрути
о том, что аити-хасиа-пураны (исторические Пурины) специально предназначены
для нашего века. Рупа Госвами указывает в Бхакти-расамрта-синдху (1.2.101),
что придерживаясь только шрути, человек просто механически произносит
слова Писании, не понимая их и не применяя на практике.
Авторитет смрти оспаривают ученые-эмпирики, а не ачарии.
Четыре первоначальные Веды - это шрути, изустное предание (Шрути значит
'слушание', а смрити значит 'памятование' [того, что было вначале сказано].
Шрути сравнивают с матерью, а смрти - с сестрои; после того, как ребенок
услышал что-либо от матери, он закрепляет это, слушая объяснения своеи
сестры. Нельзя отрицать авторитет Бхагавад-гиты или Бхагавата Пураны только
потому, что они принадлежат к смрти. Ведическии учитель Вачаспати Мишра
утверждает в Бхамати, что это было бы шрути-смрти-виродхах - противоречащим
одновременно и шрути, и смрти. Шанкара, Рамануджа и Мадхва считали свидетельства
смрити достаточным доказательством и писали комментарии к Бхагавад-гите.
Как мы увидим в следующеи главе, ведическая литература составляет единое
законченное целое, предназначенное для трансцендентного постижения. Если
мы исключаем главные составные части, она кажется неполнои, бессвязнои
и незаконченнои. Поэтому ведическая традиция советует изучающему эту литературу
слушать о шастрах только из уст ачарии (гуру), Достигшего совершеннои
духовнои реализации.
|