Вайшнавизм: открытый форум, №1,

Вильям Дэдвейлер

Очищение сердец: история реформ в ИСККОН

[Часть 1] [Часть 2] [Часть 3] [Часть 4] [Часть 5] [Часть 6]

Существование института зональных ачарьев способствовало тому, что в умах преданных глубоко укоренилась мысль об абсолютности положения гуру. И теперь, во имя сохранения Движения, зональные ачарьи должны были добровольно пожертвовать абсолютностью своего положения. По сложившимся представлениям, тесное сотрудничество с Джи-би-си было для гуру некой неестественной, навязанной им функцией и вследствие этого их «добровольная жертва» была не более чем дипломатической уловкой. В противовес этой концепции я пытался доказать, что имеется множество причин, по которым для любого истинного духовного учителя крайне важно всегда оставаться зависимым. В конце концов, согласно теологической доктрине вайшнавов главным критерием истинности гуру является его строгая приверженность указаниям своего духовного учителя. Он никогда не считает себя господином, но всегда остается слугой. Следовательно, основным качеством любого гуру в ИСККОН должны быть его готовность беспрекословно подчиниться указаниям Шрилы Прабхупады, который недвусмысленно заявлял, что все члены общества должны трудиться сообща под руководством Джи-би-си. Признание власти Джи-би-си вовсе не являлось вопросом личных симпатий или антипатий. Поскольку таково было желание Шрилы Прабхупады, подчинение власти Джи-би-си было, есть и будет жизненно важной необходимостью для всех преданных, в том числе и гуру.

Таким образом первое, что предстояло сделать для того, чтобы реформировать институт гуру — это углубить наметившуюся в Движении тенденцию к самоочищению, а второе — убедить Джи-би-си в необходимости полной и безотлагательной ликвидации системы зональных ачарьев. Чтобы достичь последнего, мы поставили перед Джи-би-си два условия. Прежде всего нужно было снять ограничения с процедуры присвоения статуса инициирующего гуру, сделав это положение доступным для всех преданных ИСККОН. С самого начала исключительным правом назначать новых гуру пользовался только «совет инициирующих ачарьев». В 1982 году, однако, одна четвертая часть голосов в этом совете была передана Джи-би-си, и до 1986 года в него были приняты шесть новых членов, ставших после этого инициирующими гуру, а двое исключены.

На мой взгляд, суть этой реформы заключалась в том, чтобы уничтожить принцип «феодальной собственности», которым в первую очередь руководствовался Совет инициирующих ачарьев при рассмотрении новой кандидатуры. Поскольку в соответствии с существовавшей системой каждый инициирующий гуру должен был иметь свою зону, то для того, чтобы выделить ее, необходимо было отобрать часть территории у других гуру. Такая кардинальная перемена, влекущая за собой в некоторых случаях миграцию большого количества учеников из одной зоны в другую, требовала переговоров на самом высоком уровне, тем более, что многим гуру не хотелось расставаться с частью находившейся в их ведении территории. Одной из важнейших характеристик системы единоличного ачарьи является то, что курируемая им зона в конце концов превращается в некую сплоченную армию его последователей, объединенных преданностью и покорностью одному человеку. Зоны инициирующих гуру были более унифицированы, нежели весь ИСККОН в целом, который, кстати сказать, с течением времени все больше и больше становился раздробленным, постепенно превращаясь в конфедерацию самостоятельных организаций, управлявшихся независимыми друг от друга лидерами. В противовес этому, движение реформ предлагало создать такую систему, при которой ученики различных гуру, даже живя в одном храме, могли сообща трудиться во имя достижения единой цели. Единственной объединяющей всю организацию личностью становился его основатель Шрила Прабхупада — господин всех последующих поколений гуру и учеников. Чтобы достичь этого, необходимо было упразднить принцип «феодальной собственности», а это могло произойти только в том случае, если процедура получения статуса инициирующего гуру станет более простой и число инициирующих гуру начнет расти.

Второе условие заключалось в том, что в каждом храме ИСККОН должны были стоять только две вьясасаны, на одной из которых мог восседать любой из ныне здравствующих инициирующих гуру, тогда как другая принадлежала Шриле Прабхупаде. Это предложение лишало инициирующих гуру привилегии пользоваться личной вьясасаной, а заодно и ликвидировало символ верховной власти зонального ачарьи. Одной из характерных особенностей религии является то, что сами символы и то, что они символизируют, срастаются друг с другом и в конце концов фактически начинают замещать друг друга. Поэтому я решил, что если ликвидировать символ, то в дальнейшем можно будет ликвидировать и систему. Разрушение символа было необходимым (хотя и не вполне достаточным) условием разрушения реально существующего явления. Однако осуществлению этого предложения также начали мешать внутренние разногласия, существовавшие внутри движения реформ: его участники не могли прийти к единому мнению относительно проводимых в честь гуру ритуальных церемоний, так как значительная часть радикально настроенных преданных требовала полностью исключить из них все символы духовной власти гуру. В конечном счете предложение просто убрать из храмов все личные вьясасаны получило одобрение большинства в движении реформ и, хотя вопрос о ритуальном чествовании гуру не был решен окончательно, все по крайней мере сошлись на том, что необходимо упростить церемониал и очистить его от всего лишнего. Все остальное было уже делом времени. В конце концов оба условия были приняты Джи-би-си и на сегодняшний день в ИСККОН насчитывается около пятидесяти инициирующих гуру, действующих под руководством Джи-би-си и являющихся во всех отношениях подотчетными этому органу. Всем новым членам Движения теперь предоставляется полная свобода в выборе духовного учителя и большая часть храмов имеет «смешанный» состав преданных, т.е. в них живут ученики различных гуру. Я думаю, что теперь, наконец, наше Движение стало таким, каким его хотел видеть Шрила Прабхупада. И хотя само по себе это изменение отнюдь не является гарантией чистоты его членов, тем не менее, это одно из условий для достижения этой цели.

Чтобы решиться на такие перемены, ИСККОН потребовалось время. Движение реформ консолидировалось лишь к 1987 году, когда еще четыре гуру были лишены своих полномочий, а в совет Джи-би-си были избраны шестнадцать новых членов, среди которых оказались и лидеры Движения реформ. Однако падение авторитета руководства ИСККОН и скандальный уход из движения шести гуру привели к тому, что у некоторых преданных пошатнулась вера в Шрилу Прабхупаду, хотя в большинстве случаев их сомнения оставались невысказанными. Они не могли поверить, что Шрила Прабхупада действительно предоставил этим одиннадцати все полномочия гуру, и запись этого разговора продолжала подвергаться интерпретациям. Левое крыло реформаторов, или точнее говоря, их теория о несостоятельности института гуру в ИСККОН, претерпела дальнейшую трансформацию: к ней добавились предположения о тайном сговоре и рассказы о скрытых указаниях Шрилы Прабхупады, который, как они утверждали, хотел, чтобы система гуру-ритвиков продолжала действовать и после его ухода, а сам он (вопреки всем принципам вайшнавских писаний) продолжал посмертно инициировать своих учеников. Эти истории имели своей целью бросить тень на Шрилу Прабхупаду, изображая его как выжившего из ума старого человека.

Однако давайте попробуем рассмотреть ситуацию, в которой оказался Шрила Прабхупада в свои последние дни. У нас нет никаких оснований сомневаться в том, что он знал своих учеников лучше, чем они знали самих себя. У него не было никаких иллюзий относительно их духовного уровня. И тем не менее они настаивали на избрании гуру-преемников (ибо что может быть более соблазнительным для амбициозного лидера?). Хамсадута и Киртанананда уже заслужили в свой адрес упрек от Шрилы Прабхупады, так как осмелились при жизни духовного учителя принимать знаки выражения почтения (гуру-пуджу), что является серьезным духовным проступком. Если бы они не получили от него никакого указания, они бы наверняка в очень скором времени устроили в Движении хаос. По вполне понятной причине Шрила Прабхупада не хотел дисквалифицировать никого из своих учеников. Поэтому он назначил их, несмотря на то, что знал об их незрелости. В ответ на вопрос о посвящении в ученики после его ухода Шрила Прабхупада составил список «исполняющих обязанности гуру». Однако никакого назначения кого-то из преданных своим прямым наследником не было, как не было и никакого возложения рук, помазания или наделения духовным могуществом некоей ограниченной группы учеников. Он прекрасно знал, что некоторые из его учеников, например, Киртанананда, будут давать посвящение независимо от того, получат они его разрешение или нет, и поэтому он включил их в список. Если бы он не сделал этого, то раскол произошел бы в 1978, а не в 1987 году. На мой взгляд, Шрила Прабхупада нашел блестящее решение — лучшее из всех, которые можно принять в подобных обстоятельствах. А результат зависел уже от Кришны.

Я пришел к глубокому убеждению, что, несмотря на все трудности и борьбу, через которые пришлось пройти ИСККОН, достигнутая нами цель — явление экстраординарное. Перед ИСККОН стояла нелегкая задача: поместить в самый центр современной цивилизации древнейшую религиозную традицию, которая в течение очень долгого времени не подвергалась влиянию этой цивилизации. Однако, пересаживая ее с родной почвы в многоликую культурную среду современного мира, необходимо было уберечь ее важнейшие доктрины и методы от искажения и не допустить смешения с уже известными на Западе восточными религиозными течениями. Это оказалось возможным благодаря усилиям двух поколений, однако этот процесс по-прежнему продолжается и еще весьма далек от завершения.

Я присоединился к ИСККОН, имея единственное желание — жить духовной жизнью. В то время я не предполагал, как мне может пригодиться ученая степень, и мои познания в области истории религии, которые, как бы там ни было, были частью меня самого. Однако об этом позаботился Сам Кришна, сделав меня непосредственным свидетелем формирования удивительной, динамичной религиозной организации. За свою жизнь в ИСККОН я десятки и сотни раз испытывал отчаяние, страх и боль, но я не могу вспомнить такого дня, когда происходящее вокруг меня казалось мне скучным и неинтересным.

Движение реформ и обновления в ИСККОН продолжается, и я не ошибусь, если скажу, что у него не должно быть конца. В подтверждение этому ИСККОН начинает изучать и анализировать собственную историю. Цель этого — принять ее такой, какая она есть, ибо только это может дать нам право надеяться на жизнеспособность ИСККОН и его прогрессивную роль в будущем.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Исторической справедливости ради следует отметить, что описываемые явления и их последствия не оказали практически никакого влияния на развитие Российского Общества сознания Кришны. «Железный занавес», за которым со своего зарождения в 1971 году вплоть до 1989 года находилось российское Движение, эффективно лишил нас возможности любого общения как с Шрилой Прабхупадой, так и с нашими братьями за рубежом - не говоря уж о руководстве с их стороны. Волею судьбы, российское Движение, лишенное формальных «лидеров», с самого начала организовалось вокруг того естественного принципа, к которому западные общины, уже привыкшие во всем полагаться на личное руководство Шрилы Прабхупады, пришли лишь после долгого и непростого поиска — принципа коллегиальности и плюрализма. К тому же, ни один из тех гуру, которые впоследствии пали, никогда не имел учеников в СССР и даже не приезжал сюда. Таким образом, в Российском Обществе сознания Кришны, против своей воли максимально защищенным от посторонних влияний, образовалась уникальная автономная организация с культурой, во многом отличной от сложившейся на Западе. Надеемся, исследователи еще уделят этим особенностям более пристальное внимание. Другой требующий дополнительного обсуждения вопрос — традиционность той или иной организационной структуры. Нельзя не согласиться с замечанием д-ра Дэдвейлера о том, что для индуизма характерен «патриархальный» стиль управления, при котором некий «самодержавный гуру-правитель» назначает своего преемника. «После кончины своего предшественника» преемник занимает «исключительное положение, возвышаясь над (...) своими духовными братьями (...) и получает исключительное право давать посвящение всем новым членам этой организации». Подобный принцип свойственен, к примеру, для школы Мадхвы, хотя и в ней бывают исключения. Особенно ярко эта система отражается у шиваитов, которые до сих пор ныне живущего главу своей организации считают воплощением Шанкарачарьи - основателя традиции, жившего в 8-9 вв.н.э. Однако необходимо отметить, что традиции бенгальского Кришна-бхакти строгая приверженность данному принципу не свойственна. Шри Чайтанья, принесший в этот мир миссию санкиртаны — совместного воспевания святых имен Господа, и Его последователи всегда подчеркивали примат любовного сотрудничества над формальной иерархией. Шри Чайтанья, хотя и признается инкарнацией самого Кришны, не был единственным «олицетворением преемственности» — духовное посвящение при Его жизни давали множество гуру. Перед Своим уходом из этого мира Шри Чайтанья не назначил «единоличного» преемника, а доверил Свою миссию «коллегиальному органу» - группе ближайших последователей, таких как шесть госвами Вриндавана, Сварупа Дамодара Госвами и другие, которые продолжали ее в духе тесного сотрудничества. В свою очередь, эти госвами также не назначали единоличных преемников. Коллегиально трудилось и следующее поколение бенгальских вайшнавов — Нароттама, Шриниваса, Шйамананда (16-17 вв). В некоторых случаях, казалось, принцип «единоличного преемника» возобладал — Вишванатха Чакраварти после своего ухода оставил Баладеву Видйабхушану (17-18 вв.), Бхактивинода Тхакур оставил Бхактисиддханту Сарасвати, но это было связано скорее с объективным отсутствием в то время других в такой же степени квалифицированных учеников. Таким образом, «отступление от традиционной модели индуизма» в данном случае представляется вполне характерным для исторических традиций движения кришна-бхакти Шри Чайтаньи. Неудивительно, что и Бхактисиддханта Сарасвати, и Шрила Прабхупада не ограничивались назначением формального «преемника», а стремились воспитать в своих учениках способность к сотрудничеству в духе взаимного уважения и любви.

К содержанию журнала
Портал "Мир Харе Кришна"

Rated by PING