Вайшнавизм: открытый форум, №1,

Майкл Харрисон

Прихожане в ИСККОН

[Часть 1] [Часть 2]

Мы решили, что наилучшим способом найти ответы на эти вопросы будет опрос самих прихожан. С этой целью в феврале этого года нами был созван съезд в рамках программы «Нама-хатта», на который со всей страны съехались 70 делегатов от разных групп. Они представляли чаяния, пожелания и предложения примерно шестисот новых вайшнавов, появившихся в результате нашей проповеди. Мы предложили им разбиться на группы для обсуждения нескольких важных тем. Первым предметом дискуссии стало личное духовное развитие. Вопросы были такие: «Ощущаете ли Вы духовный прогресс? Если это так, то что Вам больше всего помогает? Какие возникают препятствия и как с ними справиться? Чем ИСККОН мог бы Вам помочь?» За этим последовали вопросы, касающиеся совместной духовной практики в группах: «Что мешает духовному развитию? Нравится ли Вам встречаться друг с другом? Какого рода помощь Вы хотели бы получить?» В заключение завязалась дискуссия о том, как поделиться своим духовным пониманием с другими. Были заданы следующие вопросы: «Рассказываете ли Вы людям в Вашем городе о Кришне? Распространяете ли Вы книги? Насколько успешно Вы это делаете? Каким образом ИСККОН мог бы помочь Вам сделать Вашу проповедь плодотворной и радующей?»

Задавая эти вопросы, мы рассчитывали получить возможность взглянуть на Движение сознания Кришны с точки зрения его новых членов. Это также позволило нам выявить недочеты в существующих методах и наметить пути формирования дальнейшей организационной политики, которая обеспечила бы высокую эффективность нашей деятельности и позволила бы добиться успеха. Результаты опроса не были для нас неожиданными, но всё же мы были приятно удивлены единодушием собравшихся в вопросах о тех новых шагах, которых они ожидали от ИСККОН, о том, что по их мнению им требовалось для укрепления веры, углубления знаний, совершенствования в духовной жизни и об их собственной роли в развитии движения.

В отношении личного духовного развития никто из делегатов не жалел, что присоединился к Движению сознания Кришны, но в то же время выражалась озабоченность тем, что духовное развитие зачастую встречает сопротивление со стороны родственников, друзей и сослуживцев, которым не по душе новый образ жизни их близких. Эта проблема особенно остро встает в тех случаях, когда преданный живет вдали от других людей, практикующих сознание Кришны. В ходе дискуссии было высказано много интересных мнений, особенно в отношении недостатка личного руководства со стороны старших преданных: «Я хотел бы всегда иметь надежного проводника в моей духовной жизни, всегда чувствовать чью-то поддержку, чтобы я знал, где я и куда я иду». Многие из собравшихся изъявили желание, чтобы старшие преданные и проповедники приезжали к ним, помогали, руководили и давали свои наставления. Хотя большинство делегатов намеревалось принять посвящение, многие из них сошлись на том, что им гораздо важнее общение с кем-то из старших преданных, к кому им будет легко обратиться и с кем можно будет регулярно встречаться. Другие прихожане, считавшие себя еще не готовыми на серьезные шаги или к принятию посвящения, также согласились, что им нужен духовный наставник: «Мне пока еще не нужен гуру. Я понимаю, что я не готов к этому. Мне просто нужен духовный наставник, с которым я мог бы поддерживать постоянный контакт».

Делегаты также высказывались за развитие прочных дружеских связей между преданными, с тем, чтобы можно было доверить друг другу свои проблемы и поделиться успехами в духовной жизни. Был поднят вопрос о необходимости совместных обсуждений философских сомнений. Многие прихожане рассказывали о том, как регулярное общение с теми, кто готов был поделиться собственными сомнениями и проблемами, помогло им в их духовном развитии. Зачастую такие доверительные дружеские беседы служили поводом для возникновения групп Нама-хатта. Представители групп запросили списки проповедников, желающих посетить эти группы.

Они выразили готовность покрыть дорожные расходы проповедников и обеспечить их жильем. Было также высказано предложение ввести курсы обучения философии, так что бы подготовка прихожан носила более систематический характер. Другие предлагали организовать летние лагеря где-нибудь на природе. В ответ на наш вопрос о пользе встреч в центрах Нама-хатта, мы услышали о существующих в группах разногласиях. Причиной тому служат разные подходы к проблеме руководства и подчинения, различное общественное положение членов, различия во взглядах и разногласия в философских вопросах. Выражалась также озабоченность и тем, что регулярно приезжающие проповедники призывают следовать не в меру сложным стандартам духовной практики: «Мы сталкиваемся с непониманием, когда речь заходит о духовных стандартах, о нашей неспособности соблюдать некоторые принципы, о требованиях в отношении питания, количества кругов джапы и чтения книг».

Некоторые прихожане считают, что в их группах сложилась ситуация, в которой они не могут поделиться своими сомнениями в философии без опасений глупо выглядеть в глазах других или быть осмеянными. Однако, признавая существование бестактной проповеди, нельзя не отметить другую острую проблему — нехватку путешествующих проповедников. Недостаток помощи со стороны зрелых, знающих преданных оборачивается вялостью и упадком духа среди прихожан, равно как и нехваткой более подробной информации об отдельных деталях преданного служения. Прозвучали также вопросы о том, какую роль играют группы Нама-хатта в общей структуре ИСККОН, какие имеются у членов этих групп права, привилегии и обязанности, должны ли они делать больше для ИСККОН или же ИСККОН должен проявить большую заботу о них. Предлагалось создать национальный комитет, который бы заботился о насущных потребностях прихожан.

Когда был затронут вопрос о проповеди на местах, выяснилось, что большинству прихожан не хватает вдохновения и знаний для выполнения задач, которые живущим в храме преданным кажутся обычным делом: «Нам требуется руководство в том, как отвечать на вопросы людей. Стоило бы выпустить брошюру с ответами на самые распространенные вопросы. ИСККОН должен издать руководство по проповеди. Нам также необходима ознакомительная литература, вроде проспектов и листовок». От одной из групп поступило предложение наладить тесные контакты между группами, с тем, чтобы недавно образованные группы могли перенимать опыт у более зрелых групп.

Приняв во внимание все высказанные конструктивные предложения и сделав их критерием своих дальнейших действий, преданные Великобритании начали, пусть пока еще нерешительно, менять стратегию развития нашего Движения. Уже реализовано несколько идей и мы надеемся к 1996 году сделать много нового в рамках программы Нама-хатта. Со всей предусмотрительностью и рискуя прослыть «отступником», я хотел бы предложитьна суд лидеров и проповедников ИСККОН несколько своих соображений по этому поводу.

Мое мнение о сложившейся ситуации

Распространение книг следует считать средством достижения цели, а не самоцелью. Наш девиз остается прежним — «распространяйте книги и все остальное придет само», но, когда «все остальное» приходит в образе новых, горящих энтузиазмом членов нашего движения, то возникает необходимость, чтобы кто-нибудь о них позаботился. Требуется немедленно начать обучение преданных тому, как действовать с максимальной эффективностью, помогая ИСККОН на втором этапе его развития. Многие люди, прочитавшие книги Шрилы Прабхупады и пробудившие в себе дремавший дотоле интерес к Кришне, желали бы встретиться и побеседовать с преданными, которые являют собой живой пример воплощения бхакти-йоги в жизнь.

Однако мы уже не единственные, кто говорит о Ведах, бхакти, реинкарнации, карме, мантра-медитации и Кришне. Есть немало других организаций, в которых даже практикуют повторение мантры Харе Кришна. Доходит до того, что они хвалят нас, говоря, что «ИСККОН успешно пополняет наши ряды». Прошло время, когда среди молодежи преобладали хиппи и разного рода «неформалы», которые были нашими «лучшими клиентами». За двадцать лет господства всевозможных культов и псевдорелигий у людей выработался здоровый цинизм. И даже у тех, кто серьезно интересуется духовностью, есть широкий выбор религиозных обществ, в которые можно вступить.

Во многих городах люди могут выбрать гораздо более удобный вариант. Поэтому на данном этапе для ИСККОН очень важно заручиться поддержкой простых людей. В каждом городе и деревне нужно иметь если не храм, то по крайней мере одного «друга Кришны», который мог бы стать источником необходимой информации для окружающих. Это поможет Движению Харе Кришна стать «своим» для местных жителей. Если бы нам удалось добиться, чтобы каждый житель страны находился не далее, чем в тридцати километрах от ближайшего преданного, то недостаток садху-санги значительно бы снизился. Связи между прихожанами позволили бы подготовить благоприятную почву для осуществления большинства планов ИСККОН. Эффективное руководство и умелая организация со стороны проповедников может оказать значительную помощь многим сотням таких прихожан и группам Нама-хатты.

Стратегия

Стратегия работы с прихожанами не должна оставаться без внимания, и каждый преданный, живущий в храме, должен иметь представление о том, какую помощь он может оказать в этой работе. Например, распространители книг могли бы собирать адреса тех из встреченных ими людей, которые проявили наибольший интерес. Можно выделить необходимые средства на поддержание контактов с этими людьми. Предприимчивые грихастхи могут организовать систему почтовой пересылки дополнительной литературы, кассет и т. п. Если возможно, должен быть открыт офис, вырабатывающий стратегию и координирующий работу с прихожанами. Расходы на работу офиса с течением времени могли бы покрывать сами прихожане. Можно издавать бюллетень, как с новостями из храма, так и сообщениями о работе групп Нама-хатты. Он стал бы источником большого вдохновения для тех прихожан, которым приходится практиковать сознание Кришны вдали от храма. Составьте списки прихожан и групп Нама-хатта в каждом городе. Раздайте их преданным санкиртаны и руководству храмов. Объясните, какое сильное влияние оказала на людей их санкиртана. Преданные только тогда смогут увидеть, что движение ИСККОН выходит далеко за пределы их храма, когда они осознают, что все эти люди — результат их молитв и усилий.

Духовный рост прихожан

Убедите старших преданных взглянуть на себя как на проповедников и взять под свою опеку нескольких новых преданных. Возможно, для этого им придется попутешествовать. Проводите собрания таких проповедников, давая им возможность найти оптимальные пути того, как помочь другим подняться на новую ступень духовной жизни. Напечатайте списки проповедников с номерами их телефонов и давайте их своим новым членам и группам прихожан. Старайтесь организовывать для своих прихожан фестивали, совместный отдых в выходные, летние лагеря и т.п.

Работа с группами

1. Составьте и распечатайте руководство для групп, которое отражало бы основные аспекты их деятельности. Сюда входят описание таких составляющих садханы, как джапа, киртан, а также руководство по чтению лекций и проведению арати, правила приготовления прасада и т.д. Пусть в это руководство войдут высказывания самих прихожан, а не только цитаты из писаний.

2. Проповедники должны позаботиться о том, чтобы руководители групп знали принципы работы с группой и поддерживали здоровую атмосферу в группе.

3. Члены групп должны быть осведомлены о существовании аналогичных им групп. Они должны иметь представление о своем месте в структуре ИСККОН, а также знать свои права, привилегии и обязанности как членов ИСККОН.

4. Группы должны знать о предоставляемых им возможностях и услугах, и иметь соответствующие адреса и телефоны.

Проповедь на местах

1. Преданные, занятые работой с прихожанами, должны считать своим долгом обучать своих подопечных проповеди и содействовать им в этой деятельности. Распространение книг, харинамы, выставки, фестивали, распространение прасада — все это замечательная возможность для молодых членов нашего Движения поделиться своей искренней верой с другими.

2. Можно выпустить брошюры о распространении книг и о том, как отвечать на наиболее часто задаваемые вопросы. Нужны и листовки, содержащие вводную информацию о реинкарнации, мантра-медитации и т.д. Их можно издать большими тиражами, чтобы прихожане могли их распространять.

3. Разработайте с местными храмами систему снабжения прихожан книгами для распространения и правильного учета поступающих от распространения средств. Отчеты об этой деятельности должны быть доступны для всех живущих в данной стране преданных, с тем чтобы в ваших храмах имелась полная информация о работе с прихожанами.

Следуя этой программе, мы сможем намного ближе подойти к осуществлению предсказания, сделанного Господом Чайтаньей: «Мое имя будет звучать в каждом городе и деревне».

К содержанию журнала
Портал "Мир Харе Кришна"

Rated by PING