Укрепляя свои семейные отношения, мы тем самым укрепляем и свою духовную жизнь, подобно тому, как укрепление фундамента дома укрепляет весь дом целиком. Семья — это дом, в котором нам жить не один и не два дня, а несколько десятилетий. Поэтому наш семейный дом должен быть крепким, с хорошим фундаментом, и строить его надо с расчетом на длительный срок. Нельзя рушить несущие стены при каждом изменении мировоззрения.

То, что мы приняли Сознание Кришны, ещё не значит, что мы сразу приняли стабильную философию. Мы просто приняли внешние формы, а внутри нас ещё десятки раз может измениться наше философское отношение к жизни. И это абсолютно нормально, так как наше движение — это движение постоянного роста. И что, каждый раз при очередном изменении своего отношения к жизни бросать семью, обвинять родных в невежестве? Так мы далеко не уедем...

Чем прочнее семья человека, тем более он стабилен и в духовном развитии. Семья — это лакмусовая бумажка, которая показывает, под влиянием какой гуны находится человек.

Если человек бросает семью — это глубокое невежество. Если меняет семью — дикая страсть. А если он всячески старается её сохранить — благость. И чем прочнее будут наши семьи, тем устойчивее будет наше духовное общество!

Семья — это корабль, плывущий к Кришне, он должен устоять в шторм под натиском волн. Стабильность духовной практики и уверенность такого человека в себе во многом зависят именно от успокоенности в семейном плане. Если лодка надёжная, человек спокоен и может счастливо практиковать Сознание Кришны. Но если есть течь, то все силы уйдут на заделку пробоины, и не останется времени на духовную практику. Тогда всю дорогу будем вычерпывать воду из лодки, и, скорее всего, вряд ли справимся, так как семейные проблемы могут запросто растягиваться на всю жизнь и заканчиваться войной. Просто вспомните Курукшетру...

Крепкие семьи — это надежный фундамент будущего, как для материального развития, так и для духовного.

В крепких семьях рождаются крепкие дети, которые смогут построить крепкое общество. В слабой семье рождаются слабые дети, а они, как правило, не строят общество, а эксплуатируют и даже разрушают его. Варна-санкару ещё никто не отменял, а это ребенок, родившийся в непрочной семье. Когда всё вокруг непрочное, страх не уходит из этого места, а значит, не уходит и невежество. Вряд ли сейчас мы бы спокойно слушали эту лекцию, если бы над нашими головами трещали балки и сыпалась штукатурка.

Разводы в обществе говорят о том, что люди не считают течь в лодке опасной. Они говорят, что главное — «чтобы дух в лодке был боевой», а то, что лодка протекает, нас не сильно волнует. Это и говорит о том, что есть разница между высокими стандартами, которые устанавливает ведическая философия, и реальной жизнью. Мы должны бросить все силы на решение этой проблемы. Нельзя закрывать глаза на пробоину — это смертельно опасно! Если мы не сбалансируем свою семейную жизнь, мы так и будем беспокоить всех вокруг.

Вы знаете, почему Гитлер проиграл войну? Всего лишь одна простая причина: продовольственная служба Германии не успевала доставлять вовремя провизию для войск. И Октябрьская революция произошла фактически по этой же причине. Если нет отрегулированного тыла, воины не смогут долго поддерживать свой боевой дух.

Пока я откачиваю воду, мне некогда грести вперед. Если мы сможем решить эту проблему, остальные задачи будут решаться намного легче.

Духовная община и семья

Если мы говорим о важности семьи Шрилы Прабхупады и в то же время отрицаем важность уже существующих семей, это вызывает только противоречия в наших умах и умах тех, кто смотрит на нас со стороны. Концепция «новая семья лучше старой» не очень подходит к определению возвышенной философии, поэтому всем нам следует научиться осознавать важность семьи как таковой, а не только важность нашей духовной семьи Шрилы Прабхупады.

Любовь должна быть основана не на предательстве, а на расширении. Так, в семье рождается девочка, сначала она любит только
своих родителей. Но в определенном возрасте у неё появляется муж, и теперь, кроме своих родителей, она любит ещё и мужа. Потом у неё  рождается ребенок, и, кроме любви к родителям и мужу, прибавляется любовь к детям, потом к внукам, и ничто не
мешает этой любви развиваться, так как она строится по принципу расширения.

Если бы, полюбив мужа, она отказалась от родителей, а родив ребенка, отказалась бы и от мужа, вот это было бы не только странно, но и греховно. Нам тоже ничего не мешает любить тех людей, с которыми у нас уже сложились взаимоотношения, и добавить к этой любви любовь к вайшнавам, гуру и Кришне.

Трудности будут всегда, но в хорошей семье люди пытаются помочь друг другу, сохраняя единство и в то же время учитывая интересы каждого.

В духовной среде надо быть благодарным всем, кто помогал нам прийти к Богу, даже если и не тем способом, который нас сейчас устраивает. И если мы не можем сохранить любовные отношения, то сохранить уважительное отношение нам точно никто не мешает. Да, люди делали нам много неприятного, но они это делали так, что теперь мы сидим здесь и слушаем о Боге в обществе мудрецов…

Легче всего сидеть и ожидать от Кришны, что Он приведет в наше движение уже готовых преданных, «полубогов с райских планет». Но Кришна также ждёт, чтобы мы научились рожать и воспитывать своих детей вайшнавами. Возможно, тогда мы по-настоящему научимся считать ИСККОН своей семьей, а Шрилу Прабхупаду нашим общим отцом. А решая проблемы своей семьи, научимся решать проблемы нашего общества.

Трудности будут всегда, но в хорошей семье люди пытаются помочь друг другу, сохраняя единство и в то же время учитывая интересы каждого. Они действуют сообща, стремясь порадовать своих родителей. Понимание семьи — это чувствование границ, за которые нельзя переступать.

Вот ещё отрывок из письма Шрилы Прабхупады о любви и доверии: «Разногласия могут быть, но всё равно необходимо сотрудничать». Наше сообщество состоит из семей, и здоровым его можно будет считать тогда, когда эти семьи также будут здоровыми.

Из лекции Патита-Паваны прабху
Vedic-Culture.in.ua