В свою очередь Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ясно показывает, как каждая из этих пяти наиболее могущественных духовных практик влияет на духовное развитие человека. Так однажды Он объяснил, что, если тщательно рассмотреть эти пять духовных практик, которые также являются составляющими бхакти, то лучшей из них будет шри-нама-бхаджана.

Итак, что это за духовные практики?

1. Садху-санга, общение с преданными, необходимо для того, чтобы чувствовать вкус и развивать склонность к шри-нама-бхаджане. Этот вкус приходит благодаря общению с вайшнавами-садху, которые привязаны к повторению святых имен Кришны и делают это с твердой верой и регулярно.

2. Бхагавата-шравана, слушание «Шримад-Бхагаватам», кото­рый провозглашает шри-нама-бхаджану высочайшей добро­детелью. В начале, середине (Шестая песнь, история Аджамилы (эта история подробно рассмотрена в книге Шрилы Прабхупады «Ещё один шанс») ) и в конце «Шримад-Бхагаватам» неоднократно подчерки­вается действенность шри-нама-бхаджаны.

3. Матхура-васа. Шри-нама-бхаджана — это основа жизни во Вриндаване и Шридхаме Майяпуре: садху, которые живут в этих святых местах или посещающие их, всегда преданы Шри-нама-бхаджане, или служению Именам Бога искренним усердным воспеванием, а также распространение славы и могущества воспевания святых имен Бога, или нама-санкиртаны.

4. Шри-мурти-сева, служение Божеству Кришны, всегда со­провождается мантрами, изобилующими именами Бога. «Хари-бхакти-виласа» и Шри Джива Госвами говорят, что Боже­ство принимает служение только в том случае, если во время служения поют Харе Кришна мантру.

5. Нама-санкиртананепосредственно пение и повторение святых имен. Детальнее о могуществе нама-санкиртаны в статье «Лучшее преданное служение»

духовные практики Согласно Шри Дживе Госвами, повторение и пение святого имени — это не только величайшая форма садханы, но и обязатель­ный спутник любого другого вида преданного служения:
«Повто­рение святого имени Кришны — главный способ достижения люб­ви к Богу. Это повторение не зависит ни от рождения в достойной семье, ни от каких-либо других внешних обозначений. Все Веды провозглашают, что человек привлекает к себе внимание Кришны благодаря кротости и смирению. Таким образом, повторение Харе Кришна — величайшая садхана (маха-садхананам), с помощью которой достигаются цели всех жертвоприношений, покаяний и аскетизма. Просто повторяя святое имя, человек обретает экстати­ческую любовь к Богу и любые совершенства. Поэтому, что бы ни делал человек, занимаясь преданным служением, он должен со­провождать это повторением или пением святого имени» («Бхакти-сандарбха», 270).

 Таким образом «Из всех видов бхаджаны (преданного служения) повторение имени Кришны обладает наивысшей духовной чистотой. Описы­вая абсолютные обязанности, «Хари-бхакти-виласа» утверждает, что пение Шри Намы, святых имен Кришны, и медитация на них — самая лучшая деятельность в преданном служении.

Наиболее продвинутые преданные, полностью вручившие се­бя Шри Кришне, принимают прибежище исключительно в одном виде преданного служения из всех — в пении кришна-намы. Ничто иное не может по своей духовной чистоте сравниться с пением имени Кришны» («Нама-бхаджана»).

Детальнее о повторении духовного имени

Е.С. Маханидхи Свами
... ... www.Vedic-Culture.in.ua ... ...