КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:  

  

          Каждый должен выполнять свои собственные обязанности, пытаясь развить в себе сознание Бога, Кришны, и не брать­ся за чужое дело. Материально обусловленным людям шастры предписывают обязанности, соответствующие психическим и фи­зиологическим особенностям таких людей, которыми их наделя­ют гуны материальной природы.  Духовные обязанности определя­ет духовный учитель, и они связаны с трансцендентным служением Кришне. Любые свои обязанности, и материальные, и духовные, человек должен выполнять до конца жизни и не брать на себя чу­жих обязанностей.

 

   Наши материальные и духовные обязанности могут отличаться друг от друга, но, выполняя их под руководст­вом опытных наставников, мы всегда получим только благо. Чело­век, находящийся под влиянием гун материальной природы, должен действовать, как предписано его сословию или духовному укладу жизни, и не подражать другим. Так, брахман, находящийся в гуне благости, не должен совершать насилия, но оно вполне допусти­мо для кшатрия, находящегося под влиянием гуны страсти. Поэ­тому кшатрию лучше достойно погибнуть в бою, чем подражать брахману, который обязан следовать принципу ненасилия.        

   Каждый человек должен очистить свое сердце, но это происходит не сразу, а постепенно. Однако тот, кто уже вышел из-под влияния матери­альных гун и полностью развил в себе сознание Кришны, может выполнять любую работу под руководством истинного духовного учителя. Кшатрий, обладающий сознанием Кришны, может дейст­вовать как брахман, и, наоборот, брахман, обладающий сознанием Кришны, может действовать как кшатрий. На духовном уровне нет различий, существующих в материальной жизни. Например, Виш-вамитра, который по происхождению был кшатрием, стал выпол­нять обязанности брахмана, а Парашурама, принадлежавший к со­словию брахманов, действовал как кшатрий. Это стало возможным потому, что оба они находились на духовном уровне. Но тот, кто еще не достиг этого уровня, должен выполнять свои обязаннос­ти, определяемые в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых он находится. Вместе с тем он должен ясно представлять, в чем суть сознания Кришны.