Понятия Разума и материи в эпоху Возрождения

В XVII веке Рене Декарт основывал своё видение природы на фундаментальном различении между двумя независимыми и отдельными сферами:

  1. сферой разума — «вещь мыслящая» (res cogitans);
  2. сферой материи — «вещь протяженная» (res extensa).

Такой концептуальный разрыв между разумом и материей более трехсот лет был общим для западной науки и философии. Следуя Декарту, ученые и философы продолжали считать разум некоей непостижимой сущностью, поскольку не могли представить себе, каким образом эта «мыслящая вещь» соотносится с телом.

Даже не смотря на то, что нейробиологи в XIX веке знали о теснейшей связи мозговых структур с мыслительными функциями, конкретные взаимосвязи разума и мозга оставались загадкой.


Разум и материая глазами современных ученых

Еще совсем недавно, в 1994 году, редакторы антологии, озаглавленной «Сознание в философии и когнитивной нейробиологии» честно признавались в предисловии:
«И хотя ни у кого не вызывает сомнений, что разум каким-то образом связан с мозгом, по поводу конкретной природы этой связи единого мнения нет до сих пор» [1].

Решительный прогресс, достигнутый в этом отношении благодаря системному видению жизни, состоял в отказе от картезианских воззрений на разум как на вещь и понимании того, что разум и сознание суть не вещи, а процессы.

В биологии такая новая концепция разума была разработана в 60-е годы Грегори Бэтсоном, использовавшим термин «ментальный процесс», и независимо от него Умберто Матураной, чьи научные интересы касались в первую очередь когнитивности, т. е. процесса познания [2]. В 1970-х годах Матурана и Франсиско Варела развили первоначальные построения Матураны в полноценную теорию, получившую известность как сантьягская теория познания [3]. За прошедшие двадцать пять лет изучение человеческого разума под таким системным углом зрения породило разностороннюю междисциплинарную область, получившую название когнитивистики. Этой новой науке удалось выйти за традиционные рамки биологии, психологии и гносеологии.

Связи между разумом и телом

Концептуальный прорыв сантьягской теории станет наиболее очевиден, если мы вернемся к щекотливому вопросу о связи между разумом и телом. В сантьягской теории связь эта проста и недвусмысленна. Картезианское представление о разуме как о «мыслящей вещи» отвергается. Разум более не вещь, а процесс — процесс познания, отождествляемый с процессом жизнедеятельности. Мозг — это специфическая структура через посредство которой этот процесс протекает.


Разум, сознание и тело в Ведической традиции

Современные ученые, как всегда, снова изобрели велосипед, ведь в древности рациональный человеческий разум считался лишь одним из аспектов нематериальной души или духа. Основное различие проводилось не между телом и разумом, а между телом и душой, или же телом и духом.

В древних языках понятия души и духа передаются посредством метафоры дыхания жизни. Слова, означающие «душу» на санскрите (atman), греческом (psyche) и латинском (animd) языках, означают «дыхание». То же верно и для слов, означающих «дух»: spiritus по-латыни, рпеита по-гречески и ruah по-древнееврейски. Все они также означают «дыхание».

За всем этими издревле стоит та общая идея, что душа или же дух— это дыхание жизни, т.е. основа.

То же самое говорится и в Ведах, которые были записаны (не написаны!) еще 5 000 лет тому, что ставит их в ранг самого древнейшего писания человечества. Так там ясно утверждается , что материя – это мертвая субстанция, не обладающая разумом и жизнью, и именно душа является живым существом, которое одевает материальное тело для деятельности в этом мире. Это точно также, как мы с Вами одеваем костюм идя на работу, спортивную форму, когда идем в спортзал, а на фестивали и праздники мы одеваемся по–третьему... И ни кому в голову не приходит называть эти костюмы живыми :). Более того, говорить, что костюм и есть настоящее «Я» живого существа. К тому же, источник любой деятельности в этом мире согласно Ведическим знаниям – это желания души, которая обладает разумом и которая временно находится в материальном теле, управляя которым с легкостью совершает любую деятельность.

Таким образом, логически рассуждая, понимаем, что «я» не есть это временное тело, я есть душа, находящаяся в этом теле. Тогда всё становится на свои места и всё станоыится понятно:

  • Почему мне, а точнее, моему телу, иногда хочется что-то «эдакое» , что мне (настоящему) отвратительно и не приятно.
  • Почему я ощущаю себя тем же самым, не смотря на пролетевшие десятилетия, которые значительным образом изменили мое материальное тело.
  • Почему самые страшные и глубокие страдания – это не физические страдания - боль, причиненная моему телу, а психические и моральные – боль, причиненная настоящему мне …
  • И еще много подобных почему сразу с легкостью становится понятными.

Но главное «почему» для любопытных почемучек – как увидеть себя настоящего и кто источник (причина) существования меня истинного ( мама и папа, которых мы принимаем за таковых, просто дали мне временное материальное тело, но кто настоящие мои отец и мать, кто мне дал истинную жизнь (духовное тело), а не временный материальный «костюмчик»)?

На эти «почему» могут ответить только Веды

Ссылки на источники
1.Revonsuo and Kamppinen (1994), p. 5.
2.CM. Capra (1996), pp. 96-97 и 173-174.
3.Там же, стр. 266 и далее.

Kris.h.Nive
В статье использован материал книги
Фритьоф Капра «Скрытые связи»