Сначала важно заметить одну важную и интересную деталь — изучать глубину личности человека по «вертикали» можно в двух направлениях: либо сверху вниз, либо снизу вверх

ДУША И ЧУВСТВА

Личность в Ведической литературе определяется эпитетом «обладающая чувствами». Находясь в материальном теле, эта личность, или душа, начинает восприятие и познание мира снизу, посредством несовершенных органов чувств, опираясь на самый низший уровень осознания, который доступен даже животным. Иными словами, человек с самого начала встаёт на путь ошибок и продвигается по нему вверх, устраняя по ходу дела разные недостатки. Этот путь снизу вверх, в конечном счете, заканчивается следующим ошибочным выводом: «Я есть тело, и у меня есть душа (жизнь)».

« ... живым существам, воплощенным в материальных телах,  присущи 4 вида недостатков: несовершенные чувства вводят в иллюзию из-за чего человек совершает ошибки и обманывает других, поскольку сам находится в заблуждении ... » Шри Ишопанишад, мантра первая, комм

Поэтому познание себя сверху вниз более достовернее, поскольку не опирается на несовершенные чувства, и поэтому оно характерно другим выводом: «Я — душа (жизнь), и у меня есть тело».

Чтобы пойти верным путем познания, нужно с самого начала знать хотя бы теоретически, что Я не есть тело, что Я есть дух, постижение которого дано только человеку. Если животное знает себя снизу, то человеку подобает все же постигать себя сверху.

Чуства — неодолимая сила

Обычно ещё до знания о душе человек начинает постижение мира и себя подобно животному, с чувственного уровня, опираясь на органы восприятия. Иными словами, он выстраивает свою жизнь на основе того, что видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, как это делает обычный ребенок, который ползает повсюду, смотрит вокруг, все ощупывает, тащит что-то себе в рот, слушает звуки и нюхает — именно так он познаёт мир.

Такое непосредственное восприятие окружающей среды на санскрите называется пратьякшей. А пять органов восприятия — гьянендриями. Гьяна — знание, а индрияни — чувства. Так жизнь в теле начинает познавать материальный мир звуков, форм, запахов, касаний и вкусов.

«Тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств — это инструменты для удовлетворения желаний живого существа.»
Бхагавад-гита, 13.21, комм.

А функции чувств очень просты, они подобны железу, которое притягивается магнитом. Например, если раскрыть глаза, они тут же начинают блуждать в калейдоскопе форм и цвета, приостанавливаясь, а затем притягиваясь наиболее яркими и выразительными вещами. Точно так же функционирует и ухо в области звуков, нос в области запахов, а в области вкуса уже трудится язык. Мы видим, что чувства находятся под влиянием магнетизма окружающих объектов и вовлечены в постоянный поиск наиболее сильных ощущений.

ПРИРОДА ЧУВСТВ, их стихии и особенности

Чувства ведут себя так из-за того, что каждое из них служит проводником наслаждения и неразрывно связано с определенной стихией природы. Сила чувств неодолима. Земные чувства притягиваются земными стихиями для собственного услаждения. Например,

Чувства и душа

  • слух связан со стихией пространства,
  • осязание связано с воздухом,
  • глаз — со стихией света (огня),
  • язык — с водой,
  • а нос — со стихией земли.

Так что функции каждого органа чувств локализованы. Они наслаждаются по-разному: ухо только слышит, кожа только осязает, глаз только видит, язык способен различать только вкус и горячее-холодное, а нос может только чувствовать запах. Иными словами, они действуют в разных измерениях восприятия. Орган слуха может воспринимать то, что глаз не видит, а язык не чувствует на вкус, и что нос не обоняет. Ухо слышит звук.

Таким образом, можно выделить разные измерения чувственного восприятия:

  • слух более тонок в восприятии, чем осязание. Поэтому пространство можно только слышать. Насколько далеко объект находится от меня, можно определить просто по звуку.
  • Осязание более тонко, чем зрение, поэтому воздух можно слышать и осязать, но вы не сможете его увидеть.
  • Зрение тоньше вкуса, оно обладает огненной стихией, поэтому огонь можно слышать, осязать и видеть.
  • Вкус — это водная стихия. Поэтому чтобы ощутить вкус пищи, она должна быть влажной. Воду можно слышать, осязать, видеть и чувствовать на вкус.
  • а самым грубым считается обоняние — стихия земли. Землю можно слышать, осязать, видеть, чувствовать на вкус и обонять. 

Вся полнота ощущений завершается запахом. А земля — источник всех вкусов и всех форм. Мы живем на земле, где присутствуют все вкусы ощущений.

Чувства и знания

Знание, которое приобретается чувствами, так и называется — знание, доступное органам чувств. Современная наука опирается на эту платформу познания, и любой из нас по простоте душевной пользуется этим же способом познания. Но этот уровень восприятия несовершенен, так как наши органы чувств работают в невообразимо малом диапазоне восприятия. Чувства несовершенны. Поэтому наука пытается «усовершенствовать» органы восприятия при помощи приборов: телескопов, микроскопов, передатчиков, приемников электромагнитных волн и т. д., и т. п. Потому что человеческих органов чувств явно недостаточно.

Например, если в помещении будет слишком ярко, мы ничего не увидим, потому что яркий свет ослепит глаза. А если будет очень темно, мы тоже ничего не сможем увидеть. Но между светом и тьмой нам что-то удается воспринимать. Есть инфракрасные, ультрафиолетовые и прочие излучения, недоступные нашему восприятию. То же самое происходит и со слухом, и со вкусом, и другими органами чувств.

Совершенно очевидно, что наше восприятие ограничено определенным, выделенным нам природой диапазоном информации. Это и означает, что платформа чувственного восприятия несовершенна, она не может дать нам полной картины окружающего мира.

Есть великое множество энергий, которые находятся вне восприятия чувств, но фиксируются приборами, например, структуры материи на атомном и молекулярном уровнях. Также есть энергии, которые невозможно зафиксировать никакими приборами. Мы никогда не узнаем о них опытным, или, точнее сказать, экспериментальным путем.

Чувства и человек

Здесь важно понять, что органы чувств отличаются от их обладателя, от личности. Например, человек может потерять зрение, но это не означает, что личность потеряла способность видеть. Потенциал видеть сохраняется, поэтому, если человеку дать новые глаза, он опять сможет видеть. Если глазам добавить микроскоп, то можно заглянуть и в микромир. Но подобно тому, как микроскоп отличается от человека, также и глаз отличается от личности.

Личность выступает в роли обладателя органов чувств, которые могут терять, восстанавливать или изменять свои способности. Пользуясь глазом птицы, можно видеть гораздо лучше, чем это дано зрению человека, а пользуясь крыльями, можно летать. Пользуясь разными телами, в разных жизнях, душа по-разному думает о себе и по-разному действует. Я — птица, я — зверь, я — человек... То есть личность отличается от тела, но пользуется им и как бы попадает в зависимость от него, подобно тому, как художник зависит от качества кисти и холста, как скульптор зависит от качества резца или как программист зависит от типа компьютера.

Итак, чувства человека на самом деле не всесильны. Кроме того, они очень быстро утомляются и не могут наслаждаться слишком долго. Очень скоро наступает эффект пресыщения. Острое восприятие длится считанные мгновения, постепенно переходя в обыденность, а затем в скуку

Утомительно чувствовать одно и то же. Одна и та же одежда, одна и та же музыка, тот же пейзаж за окном, одна и та же работа... Так жизнь лишается смысла, и наступает усталость. Или пресыщение. Даже если язык наслаждается любимым вкусом шоколадных конфет, такое наслаждение невозможно продлить долго, потому что любимый вкус очень скоро вызовет отвращение.

Чувствам нужен отдых и смена обстоятельств.
Работа и отдых — это тот режим, в котором они работают всю жизнь.

Органы чувств — это всего лишь двери в окружающий нас мир, через которые информация проникает вглубь сознания, в новое измерение, которое создает новые ощущения, обладает емкостью и способностью создавать образы. Там, в глубине, находится более тонкая и могущественная субстанция — наш ум. Его часто называют шестым, скрытым чувством. На санскрите его имя манас. И запомните самое важное:

«Не испытывая счастья, не действуют... Но следует стремиться к постижению истинного счастья. Нет счастья в малом (авт., временном и ограниченном), лишь бесконечное — счастье.»
Чхандогья-упанишада (7:22-23)

Так же о роли чувств и их особенностей в познавательной деятельности человека рассмотрены в статье «Веды: процесс познания»

Kris.h.Nive по материалам
книги «Уровни сознания»
E.М. Чайтанья Чандра Чарана пр.

Vedic-Culture.in.ua