Смысл жизни человека и разум

Лев Толстой в своей книге «Путь жизни» писал о смысле жизни человека:

«В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный.

  • Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы.
  • Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек»

С точки зрения Вед человеческая форма жизни превосходит животные аналоги тем, что человек наделён ценнейшим инструментом познания — высшим разумом, или буддхи, предназначенным для постижения Абсолютной истины. А поскольку человек не есть просто тело, что уже является научным фактом, то смысл жизни человека заключается в постижении знаний о духовной природе человека, основу которых составляет наука о душе и Боге.

«Мудрец ищет всего в себе,
безумец – всего в другом.»
Конфуций

Именно поэтому в Ведах и говорится, что воистину несчастны те люди, которым не выпала удача обрести дикшу — духовное посвящение в таинство служения Господу. Если люди не поклоняются Богу всех рожденных существ, жизнь их проходит впустую, ибо они пребывают в забвении о своёй истинной природе, а потому живут словно животные, обремененные исключительно телесными нуждами, которые по своей природе эгоистичны. Именно поэтому в современном мире так много эгоизма и производных от него качеств характера.

«Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете»
Толстой Л. Н.

Если смысл жизни человека заключается в том, чтобы реализовать все преимущества человеческой жизни, в том числе и свой человеческий разум, по назначению, то такая личность станет способной испытывать ни с чем несравнимое духовное блаженство. Сам Господь Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите» (6.21) следующим образом:

сукхам атйантикам йат тад
буддхи-грахйам атйндрийам

«Высшее духовное счастье можно
ощутить только с помощью просветленного разума, буддхи,
его невозможно испытать на уровне грубых материальных чувств».

Смысл жизни человека и чувства

Что же касается животных, то для них неведомо счастье вне деятельности пяти чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Здесь кроется коренное отличие человека от животного. Но если человек не использует по назначению дарованный ему от природы божественный разум, в таком случае он уподобляется двуногому животному, животному в теле человека, смысл жизни которого заключается в наслаждении этих пяти чувств. Такого человека на санскрите называют «двипада-пашу» — двуногое животное!

В чем смысл жизни человека?

Интересно отметить, что концепция «человека-животного» далеко не является чем-то новым, она существовала с древнейших времен, фактически со времени возникновения Вселенной. Например, в главнейшем гимне «Риг-веды» «Пуруша-сукте» говорится, что:

  • тело человека наделено естественными характеристиками, подобными наклонностям животных, но тем не менее, правильнее всего будет использовать человеческое тело в направлении развития отношений с Богом. Только в этом случае человек сможет прожить полноценную жизнь и обрести по её ходу многочисленные благие плоды.
  • животные наклонности тела следует умело подавлять, поскольку только духовные или настоящие человеческие принципы могут составить реальную основу культуры в высшем смысле цивилизованного человека.
  • тем не менее, факт отсутствия у кого-либо веры в Бога не является достаточным аргументом для неуважительного отношения к такому человеку. Поскольку, если кто-то получает человеческое тело, что очень трудно и требует больших усилий, то это живое существо достаточно благочестиво, поскольку совершало в прошлом огромное количество благочестивых поступков.

Есть ли смысл жизни во временном?

Я думаю, что каждый ответит, что нет : все ищут постоянства и стабильности. Так вот, как раз материальный мир, как Вы уже заметили, обладает двумя неприятными характеристиками: временность и непостоянство. Это значит, что каким бы успешным и счастливым человек ни был в настоящий момент времени, его преуспевание остаётся призрачным и эфемерным перед грядущими событиями. Тем более, что, несмотря на все попытки учёных, до сих пор не разрешены коренные проблемы жизни в материальном мире: страдания, вызванные рождением, болезни, старость и смерть, человек будет страдать, и счастье будет временным.

«Для человека, живущего для души, разрушение тела есть только освобождение, страдания же – необходимые условия этого освобождения.

Но каково же положение человека, полагающего свою жизнь в теле, когда он видит, что то одно, чем он живёт, – его тело, разрушается, да ещё и со страданиями?!»
Толстой Л. Н.

А эти проблемы в рамках материального мира просто неразрешимы. И об этом говорят все древние писания. В материальном мире счастье преходяще, и все достижения ограничены пределом неумолимой смерти. Потому кратковременные проблески радостей жизни не могут в полной мере исправить горестную природу бренного существования в материальном мире.

Поэтому, если Ваш смысл жизни лишь в том, чтобы быть или стать счастливым — Вы будете очень сильно разочарованы: счастье — это последствие благочестивых действий, а потому оно не может быть самоцелью...

Что же тогда делать?

Однако, если человек начинает развивать отношения с Богом, представляющий собой вечные и нерушимые аспекты жизни, то для такой личности открывается сокровенный источник воистину неиссякаемого счастья и благополучия, поэтому такой человек без проблем сможет достичь подлинного успеха и счастья в жизни.

«Без религии, т. е. установленного отношения к бесконечному духовному, человек — безхвостая обезьяна, умеющая делать фонографы, баллоны, бомбы и т. п.» Толстой Л. Н.

 

Kris.h.Nive      
 по материалам книги 
«Книга Вдохновения»
 Гададхара Пандит дас

www.Vedic-Culture.in.ua