Истинная природа человека

(0 votes, average 0 out of 5)
Истинная природа человека

Истинная природа человека

и смысл жизни

Что бы разобраться со смыслом жизни человека, необходимо понять истинную природу человека.

 

В современном мире существует два взгляда на вопрос истинной природы человека

  1. человек — всего лишь некое подобие животного, стремящееся удовлетворить, пусть на более высоком уровне, но самые элементарные потребности в еде, совокуплении, защите и сне;
  2. человек — это всего лишь материальная оболочка, в которой действует вечная душа, полная знания и блаженства.

И все Священные писания как раз говорят о втором взгляде, как об истинной природе человека. В частности в «Шримад-Бхагаватам» (7.7.23) описывается не только истинная природа человека, но и детальное строение человека, которое представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких основных составляющих: физическое тело, тонкое тело и душа:

«Каждая обусловленная душа получает материальные тела двух видов:  грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и тонкое, состоящее из трёх тонких элементов. Душа находится внутри этих тел.»
«Шримад-Бхагаватам» 7.7.23

В «Бхагавад-Гите», которая считается азбукой ведической духовной мудрости, объясняется природа души, т.е. истинная природа человека следующим образом:

«Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо… Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело… Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» — Бхагавад-Гита, 2.13, 17, 20, 22.

Кто я?Таким образом, истинная природа человека, как и всех других живых существ, — духовная природа, состоящая из духовной энергии. И на санскрите духовное живое существо называется дживой или атмой, а в западной культуре — душой.

Живое существо (душа) странствует по материальному миру в материальном теле, состоящем из тонкой и грубой энергии.

Это значит, что душа в человеческом теле, состоящем из материальных энергий, находится временно. Грубое тело каждому из нас хорошо знакомо, однако кроме него у нас есть ещё другое тело, состоящее из очень тонких, но при этом материальных элементов. Хотя эти элементы невозможно зафиксировать или измерить научными приборами, все мы хорошо знаем об их существовании. Они дают нам самый непосредственный опыт восприятия этого мира. Это ум, разум и сознательное представление о себе, ощущение собственного «я» (аханкара). Тонкое тело также не идентично нашему «я».

Таким образом, живое существо (душа) странствует по материальному миру в разных материальных телах, состоящих из тонкой и грубой энергии. Тонкое тело обеспечивает живое существо физическим телом во время зачатия, а вследствие присутствия души это тело развивается. Когда же душа в тонком теле покидает физическое тело, то это называется смертью. В действительности, смерть — это процесс смены временного грубого физического тела. Сама вечная душа, или живое существо, личность, которая ощущает на себе деятельность грубого физического тела, продолжает существовать, или жить, дальше.

« Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные»
Бхагавад-Гита 2.22

Каково душе в материальной оболочке?

Душа, пребывающая в теле, обладает собственной природой, которая диаметрально противоположна материальной, что порождает в человеке дихотомию, или двойственность.

  • Атма существует вечно и никогда не умирает, а материальное тело временное и смертно.
  • Вечная природа атмы — блаженное состояние бытия, однако человек в существующем положении подвержен боли, страданиям и несчастью.
  • Естественное для атмы положение —  состояние совершенного знания, а человеческой природе свойственно врожденное невежество, а приобретение знания требует значительных затрат усилий.

Это состояние порождает сложный набор обстоятельств, характерных только для материальной жизни. Я вынужден умереть, хотя и не хочу этого. Я стремлюсь к счастью, но счастье кажется эфемерным. Я нуждаюсь в знании, чтобы действовать в этом мире, но кажется, что знаний, которые пригодятся и помогут мне, всегда будет недоставать.

Положение человека с самого начала предполагает, что ему приходится прилагать усилия. Но на что направить эти усилия? Вот в чём  вопрос. На удовлетворение ума, разума или тела? Или на окружающих, общество, нации? Чему служить: требованиям чувств или ума? Или же следовать тому, что диктует мой разум, предостерегающий меня от сиюминутных чувственных удовольствий? А может, сначала — работа, а удовольствия потом? Использовать органы чувств до предела или устраниться от деятельности на благо вечной душе? Но зачем, если я даже не знаю, что такое душа? Как же узнать истинную природу человека, в чём состоит истинное благо для нас?

Истинная природа человека и экономика

Что интересно, ответы на эти вечные вопросы помогут нам так же объяснить разные формы экономического поведения человека. Если мы — всего лишь некое подобие животных, стремящихся удовлетворить самые элементарные потребности: в еде, совокуплении, защите и сне, то допущения, на которых строится материалистическая экономическая модель, где в основе собственная выгода, конкуренция и соперничество, можно считать за действительные. Но разве мы — животные, и только? Разве мы — всего лишь машины для получения удовольствия? Верны ли эти допущения?.. Если нет, то нам нужна абсолютно другая экономика. Детальнее тема духовной экономики расскрывается на страницах раздела «Духовная экономика»


Е.М. Дханешвара прабху

... www.Vedic-Culture.in.ua...

Добавить комментарий

к статье «Истинная природа человека»