В Шримад-Бхагаватам 4.29.38 говорится:

«со чирад эва раджарше
сйад ачйута-катхашрайах
шрнватах шраддадханасйа
нитйада сйад адхӣйатах
»

Перевод и комментарий Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

«О лучший из царей, тот, кто исполнен веры,
кто постоянно слушает повествования, прославляющие Верховную Личность Бога,
кто неустанно развивает в себе сознание Кришны и слушает рассказы о деяниях Господа,
очень скоро становится достойным того, чтобы воочию увидеть Верховную Личность Бога»

 

Постоянно заниматься трансцендентным любовным служением Васудеве – значит постоянно слушать повествования, прославляющие Господа.

Достичь совершенства можно, только следуя принципам бхакти-йоги: шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам / арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам ( детальнее в Шримад-Бхагаватам, 7.5.23).Просто слушая повествования, прославляющие Господа, человек достигает трансцендентного уровня.

Бхакти-йога — путь достижения совершенства

Человек, будучи духовной сущностью по своей изначальной природе, совершенство может обрести лишь тогда, когда развивает свою истинную природу — духовную. Всё остальное в жизни — вторичное, производное. Именно поэтому истинное совершенство человек сможет обрести через практику бхакти-йоги — деятельности, направленной исключительно на удовлетворение Верховного Господа, без стремления к каким-либо материальным благам.

«Настоящий же преданный сначала вручает Кришне своё тело, ум и речь, а затем использует их в служении Кришне, как Он того пожелает.»
Шримад-Бхагаватам, комм., 7.5.23

Кроме того, бхакти называют нишкармой, что означает «свобода от последствий кармической деятельности». Хотя внешне преданное служение напоминает кармическую деятельность, на самом деле бхакти — это нишкарма.

Бхакти-йога и происхождение человека

Знатное происхождение, блестящее образование, красивая внешность, богатство и прочие плоды благочестивой деятельности вовсе не требуются для духовного развития; всё, что нужно, — это повторять Святое Имя.

«Тот, кому посчастливилось слушать осознавших себя преданных, сможет очень легко достичь успеха в преданном служении. Вот почему так важно слушать о Святом Имени, облике и качествах Господа.»
Шримад-Бхагаватам, комм., 7.5.23

Для нынешней эпохи, Кали-юги, очень характерно, что:

  • жизнь людей коротка;
  • люди приобретают отвратительные привычки;
  • питают интерес к ложным методам преданного служения;
  • всегда обеспокоены различными материальными обстоятельствами;
  • крайне неудачливы. (более детальнее о предсказаниях Кали-юги)

Всё это лишает их возможности применять такие методы духовной практики, как ягья, дана, тапа и крия, то есть совершать жертвоприношения, раздавать милостыню и т. д. Вот почему в шастрах сказано: « ... в этот век вражды и лицемерия спасутся только те, кто повторяет Святое Имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути».

Просто повторяя Святое Имя, человек сможет достичь высочайшего духовного совершенства. Это лучший способ обрести в жизни настоящую удачу. В другие эпохи метод повторения Святого Имени обладает таким же могуществом, но именно в Кали-югу он намного эффективнее остальных методов.

В «Шримад-Бхагаватам» Нарада Муни говорит, что, начав путешествовать по всему миру, он без всякого стеснения пел Святое Имя Господа. Кроме того, Шри Чайтанья Махапрабху даёт такое наставление: преданный сможет без всяких беспокойств повторять Святое Имя Господа, если станет смиреннее травинки и терпеливее дерева и будет почтителен с каждым, не ожидая почтения к себе. Тому, кто обладает такими качествами, намного легче повторять Святое Имя Господа. Этот метод духовной практики доступен каждому.

9 методов бхакти-йоги

Искреннее стремление служить Господу возможно девятью способами (детально они описаны в Шримад-Бхагаватам 7.5.23). Махараджа Прахлада перечислил девять различных методов преданного служения, о которых он узнал от Нарады Муни. Однако, чтобы преданно служить Господу, необязательно применять все девять методов.

Даже если преданный применяет только один метод и неуклонно идёт по этому пути, он сумеет снискать милость Верховной Личности Бога. Бывает также, что человек, посвятивший себя какому-то одному виду преданного служения, попутно применяет и другие методы. Ничего предосудительного в этом нет. Достаточно применять любой из девяти методов (нава-лакшана), ибо каждый из них включает в себя и остальные формы преданного служения.

«Чистый преданный всегда ищет общения с другим чистым преданным, стремясь услышать, как тот рассказывает о Святом Имени, облике и качествах Господа. Если же у него нет такой возможности, он один повторяет и слушает Святое Имя.»
Шримад-Бхагаватам, комм., 7.5.23

В шастрах нигде не говорится, что преданно служить Господу разрешено только людям или только брахманам. Это право есть у каждого. В «Бхагавад-гите» (9.32) сказано: стрийо ваишйас татха шудрас те 'пи йанти парам гатим — хотя женщины, вайшьи и шудры считаются не самыми разумными людьми, они тоже могут стать преданными и вернуться домой, к Богу.

Тот, кто занимается трансцендентным преданным служением Верховному Господу Кришне, должен служить Ему с любовью и быть полностью свободным от стремления к материальной выгоде или успеху на поприще кармической деятельности и философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым». Нужно просто стараться удовлетворить Кришну, не ища выгоды ни в знании, ни в деятельности.

Бхакти-йога в повседневной жизни

Если богатый грихастха не использует свои трудовые деньги для служения Господу, то его называют скупцом. Богатые семейные люди могут поклоняться Божествам со всей пышностью, и именно поэтому поклонение Божествам — обязанность преданных-грихастх.

Если человек не поклоняется Божеству сам, а нанимает для этого других, значит, он ленив и неискренен в своем служении.

Смысл поклонения Божествам в том, чтобы всегда сохранять внутреннюю и внешнюю чистоту. Преданные-грихастхи должны быть образцом чистоплотности.

 

 Kris.h.Nive
Vedic-Culture.in.ua