Путрада экадаши

Путрада Экадаши

Путрада Экадаши

История и благо Экадаши

« ...тому, кто хочет получить сына и  исполнения желаний, следует строго соблюдать Путрада экадаши.» — Господь Шри Кришна

 

Путрада экадаши — экадаши светлой половины месяца пауша (декабрь-январь), поэтому этот экадаши также называют Пауша-шукла экадаши.

Путрада экадаши разрушает все грехи,
делает человека прославленным и ученым,
а также поднимает в духовную обитель.
Всевышний Господь Шри Кришна

В Путрада экадаши поклоняются Всевышнему Господу в образе Шри Нараяна. Он очень милостив и потому исполняет все желания своих искренних преданных и дарует им полное совершенство. По этой причине можно часто услышать, что в трёх мирах среди движущихся и неподвижных существ нет лучшей личности, чем Господь Нараяна.

Господь Нараяна

Господь Нараяна

История Путрада экадаши

Давным-давно царь Сукутуман с его целомудренной царицей Шайбья правили в царстве Бхадравати. Всё было хорошо, кроме одного — не было у царя сына. Время от времени царь впадал в беспокойство, вспоминая, что если у него нет сына, то кто же продолжит его династию.

Царь размышлял: «Говорят, что без сына брак бесполезен. И сердца, и великолепный дом семейного человека, не имеющего сына, остаются пустыми и жалкими. Человек, лишенный сына, не может отдать долг предкам, полубогам и другим людям. Поэтому каждый семейный человек должен обзавестись сыном. Так он станет прославляем в мире, а впоследствии достигнет небесной обители.

Более того, сын — это доказательство благочестивой деятельности, совершённой человеком в сотне прошлых жизней: такой человек получает долгую жизнь в этом мире, хорошее здоровье и достаток. Обретение в этой жизни сыновей и внуков свидетельствует о поклонении в прошлом Верховной Личности Бога. Великое благословение сыновьями, богатством и острым умом можно получить лишь поклонением Всевышнему Господу, Шри Кришне. Так я считаю...»

Погружаясь в такие размышления царь просто не находил себе покоя. Всё чаще и чаще он стал погружаться в беспокойство, а через некоторое время его встревоженность стала покрывать целые дни и даже ночи. С самого вечера, когда царь Сукутуман ложился, и до самого восхода солнца, его сон был полон великого беспокойства. Непрерывно страдая от тревоги и беспокойства, царь однажды  было решился даже на самоубийство, чтобы наконец-то положить этим мучительным страданиям конец. Но благо, что Кришна ему намнил о том, что самоубийство ничего не решает, поскольку не позволяет проработать кармические задачи этой жизни, более того — ведет к последующему рождению в адских условиях. Поэтому царь отбросил эту идею, как самую глупую из всех возможных для разрешения трудностей в жизни.

«Тот, кто желает обрести сына,
должен строго соблюдать Путрада экадаши.»
мудрецы Вишведевы

Таким образом, царь Сукутуман и его царица Шайбья пребывали в великом беспокойстве. Даже когда они предлагали тарпана (подношение воды предкам), их семейное несчастье заставляло воспринимать её столь же непригодной для питья, как и кипящая вода. Более того, они всё чаще стали думать о том, кто же будет им предлагать тарпану, когда они умрут: ведь у них нет потомков. Да и их предки также стали тревожиться тем, что вскоре некому будет предлагать им тарпану.

Узнав о несчастии своих предков, царь и царица начали страдать пуще прежнего. Ни министры, ни друзья, ни даже любимые люди не могли их утешить. Царю были не милы ни слоны, ни кони, ни пехота; в конце концов он стал практически бездеятельным и беспомощным, поскольку целые дни и ночи он стал проводить в размышлениях:

«Куда мне пойти?
Что мне делать?
Как получить сына?»

А для этого он стал всё больше и больше пребывать вне дворца и жены, уныло размышляя только о том, как получить сына...

И однажды, царь Сукутуман заметил, что всепоглощающим беспокойством он постепенно и уверенно разрушает себя, поэтому следующим днём, рано утром, он оседлал коня и один поехал в густой лес, куда глаза глядят. Никто во дворце, даже священники и брахманы, не знали, куда он отправился. В том лесу, населенном разными птицами и дивными зверями, царь Сукутуман бесцельно бродил, среди прекрасных деревьев и кустов: фиги, плоды бела; финики, пальмы, бакулу, саптапарну, тиндуку и тилаку, а также деревья шалы, талы, тамады, сарлы, хинготы, арджуны, лабхеры, бахеды, саллаки, каронды, паталы, кхайры, шаки и палаши. Весь лес был чудесен и обилен плодами и цветами.

«Всякий, кто хотя бы читает или слушает о славе Путрада экадаши, получит благо, равное проведению Ашвамедха-ягьи. (ашвамедха-ягья)…»
Всевышний Господь Шри Кришна

В своём безцельном пути царь близко видел оленя, тигров, дикого кабана, львов, обезьян, змей, огромных слонов, слоних со слонятами и четырех бивневых слонов с супругами. Там были коровы, шакалы, кролики, леопарды и бегемоты. Видя всех этих зверей, окруженных самками и их отпрысками, царь вспомнил свой зверинец, особенно дворцовых слонов, и так опечалился, что рассеянно подошел слишком близко к зверям.

И вдруг царь услышал вдалеке завывание шакала. Испугавшись не на шутку, он стал бродить более осторожнее, озираясь по сторонам. Так он провёл полдня и к полдню царь начал уставать. Его измучил голод и жажда. Он подумал: «Какой же грех я мог совершить, что сейчас вынужден так страдать от горящего и пересохшего горла?

  • Я же угождал полубогам многочисленными огненными жертвоприношениями и богатым преданным служением.
  • Я приносил из милости много даров и очень вкусных лакомств всем достойным брахманам.
  • Я заботился о своих подданных, как о своих собственных детях.

Почему я так страдаю? Какой неизвестный греховный поступок стал мучить меня на этом ужасном пути.»

Погруженный в эти мысли, царь Сукутуман брел вперед и, возможно, благодаря своим благочестивым поступкам он натолкнулся на красивый пруд, который был похож на знаменитое озеро Макасаровара. Заполненный обитателями, включая крокодилов и множество разнообразных рыб, украшенный лилиями и прекрасными лотосами, которые распускались на солнце; лебеди, журавли и утки, счастливо плавающие в воде создавали ощущение удивтельного райского уголка.

«... каждому женатому человеку следует производить на свет самое меньшее одного сына и должным образом воспитать его; тогда отец будет освобожден от адских условий жизни...»
Чанакья Пандит

А поблизости этого волшебного пруда было множество привлекательных ашрамов, где жило много святых и мудрецов, которые выполняли желания всякого. Они желали добра каждому человеку. Когда царь увидел все это, его правая рука и глаз начали трепетать, — знак того, что должно произойти что-то благоприятное.

Как только царь сошел со своего коня и встал перед мудрецами, сидевшими на берегу пруда, он увидел, что они воспевали святые имена Бога на четках. Царь почтительно поклонился и, соединив ладони, прославил их. Он был очень рад находиться в их обществе. Предложив поклоны, царь представился им. Мудрецы приветливо и с родительской заботой приняли царя: «Мы очень рады тебе, о царь. Пожалуйста, скажи нам, что привело тебя сюда? Что у тебя на душе? Скажи нам, чего ты хочешь?»

На что Царь ответил: « Я очень хочу иметь сына. Пожалуйста, о великие мудрецы, будьте добры, подарите мне хорошего сына».

«О царь, мы Вишведевы (1). Мы пришли сюда, к этому прелестному пруду, чтобы искупаться, поскольку через пять дней наступит месяц магха, а сегодня известный пост Путрада экадаши. И тот, кто желает обрести сына, должен строго соблюдать этот экадаши. (2)

Истинное значение Путрада экадаши,— отвечали мудрецы, — в том, что он дарует сына. А для этого, пожалуйста, полностью соблюдай пост в этот день экадаши. И если ты будешь делать это, тогда с нашего благословения и по милости Шри Экадаши и Господа Кешавы ты, несомненно, получишь сына».

По совету Вишведевов царь соблюдал этот благоприятный пост в день Путрада экадаши согласно всем установленным правилам и предписаниям, а на следующий день,двадаши, прервав пост, он вновь и вновь почтительно предлагал свои поклоны всем мудрецам.

Вскоре после того, как Сукутуман вернулся в свой дворец, царица Шайбья забеременела, и точно так, как предсказали Вишведевы, у них родился солнцеликий, прекрасный сын. В своё время он стал известен как принц-герой, и царь с радостью оказал своему благородному сыну милость, сделав его своим наследником. Сын Сукутумана, как и его отец, с родительской заботой и ответственной добросовестностью заботился о своих подданных, словно они были его собственными детьми.

Шри Кришна о путрада экадаши

« ... тому, кто хочет исполнения желаний, следует строго соблюдать Путрада экадаши. Тот, кто, находясь на этой планете, строго соблюдает Путрада экадаши, несомненно, подучит сына, и после смерти он достигнет освобождения. Всякий, кто хотя бы читает или слушает о славе Путрада экадаши получит благо, равное проведению Ашвамедха-ягьи.»

Так заканчивается повествование о славе Паушашукла экадаши, или Путрада экадаши, из Бхавишья Пураны.

Примечания к статье «Путрада экадаши»

1. Десять Вишведевов, сыновей Вишвы: Васу, Сатья, Краду. Дакша. Кала, Кама, Дхрити, Пурурава, Мадрава и Куру.

2. Слово «сын» на санскрите «путра»:

  • «Пу» — название части ада.
  • «Тра» означает «избавлять».

Таким образом, слово «путра» означает «тот, кто избавляет от ада под названием «Пу»». Поэтому каждому женатому человеку следует производить на свет самое меньшее одного сына и должным образом воспитать его; тогда отец будет освобожден от адских условий жизни. Но это предписание не относится к истинным преданным Господа Вишну или Кришны, так как Господь становится их отцом, матерью и сыном.

Дальше Чанакйа Пандита говорит:

«Истина — это моя мать,
знания — мой отец,
мой профессиональный долг — это мой брат,
спокойствие — моя жена,
а всепрощение — мой сын.

Эти шестеро — члены моей семьи».

Среди двадцати шести главных качеств поклоняющихся Господу, всепрощение — самое важное. Поэтому преданному следует всеми силами стараться развивать это качество. Здесь Чанакйа говорит: «Всепрощение — мой сын», — и таким образом преданный Господа, даже если он живет в отречении, может соблюдать Путрада экадаши и молить об обретении такого «сына».

Kris.h. Nive

...Vedic-Culture.in.ua..

Ещё материалы по теме «экадаши»:

Экадаши — лечебно-профилактическое голодание
Календарь экадаши
История экадаши

Добавить комментарий

к статье «Путрада экадаши»