Несмотря на то, что необходимо обязательно стремиться к чистоте повторения Святого Имени Господа, постоянно помня о Кришне, для многих эта стадия — только лишь предмет медитации, но не практический уровень продвижения. Поэтому некоторые понятия нужно разъяснить для преданных, чтобы они могли очистить сердце, зафиксировав в уме размышление об играх Господа. Конечно, наилучший способ джапа-медитации — это должным образом произнесенное само Святое Имя.

Духовное очищение проявляется в зависимости от степени открытости сердца Святому Имени. Я считаю, очень полезно во время воспевания стараться хранить в памяти образ Господа, Его качества и игры, медитировать на зависимость исключительно от Святого Имени. Шрила Прабхупада часто приводил пример, показывающий, как работает такое духовное очищение: как железный стержень постепенно раскаляется в огне — то же самое происходит и с нами, если мы входим в контакт с Кришной в виде Его имени, образа, качеств и игр — тогда наш ум постепенно очищается.

«Очищение ума, прежде всего, связано с
всецелой открытостью сердца Святому Имени.»
Е.С. Шрила Ниранджана Свами

Господь так милостив, что Он входит в сердце Своего преданного. Но прежде преданному необходимо понять, что эта милость ему очень нужна, и что он зависит от неё, поэтому Господь и отвечает взаимностью. Как говорил Шрила Прабхупада, джапу надо повторять в таком же состоянии, как ребенок, который зовет свою мать.

Прежде чем медитировать на разные аспекты игр Господа и его качества в процессе джапа-медитации, или повторения маха-мантры, я стараюсь уйти в себя во время медитации и понять, насколько мне необходима милость. Я смотрю на все свои недостатки и понимаю, что пока не получу милости, у меня нет надежды. Однако не стоит зацикливаться на этом ощущении: не стоит постоянно думать о себе, как о неквалифицированном и падшем, иначе вся медитация будет сосредоточена на себе самом.

Эффективность джапа-медитации

Другой очень важный момент состоит в том, что действие Святого Имени более эффективно, когда повторяешь его с верой.

Заметки о джапа-медитации от Ниранджаны Свами
Е.С. Шрила Ниранджана Свами:
« Благодарность — очень важная вещь. Она естественным образом влияет на развитие желания служить и повторять имена Господа с чувством.

Надо быть благодарным за малейшую реализацию,
за малейшую взаимность со стороны Святого Имени »

Я часто использую пример того, что Святое Имя было дано нам через уста искреннего преданного, и оно обладает достаточной силой, чтобы явить Кришна-прему, чистую любовь к Богу.

Я глубоко уверен в полномочиях Шрилы Прабхупады в распространении Святого Имени. Такая уверенность — самый важный элемент в повторении мантры.

Очень сложно сфокусировать свой ум на Святом Имени без веры в то, что Святое Имя — это все, что мне нужно, и что оно может очистить моё сердце, может наградить меня своей милостью. Поэтому я должен не только внимательно проводить джапа-медитацию, но и также — слушать о славе Святого Имени из уст Шрилы Прабхупады и других опытных вайшнавов.

Необходимо постоянно читать в священных писаниях и слушать из уст вайшнавов о славе Святого Имени, а также обсуждать эти прославления в обществе вайшнавов. Нет иных путей для того, чтобы ощутить вкус святого имени Господа.

Такой тип медитации, безусловно, всепоглощающий. Я прохожу его смиренно, с искренним чувством покаяния. В свою очередь, это раскаяние пробуждает глубокое естественное желание найти прибежище в Святом Имени.

Сложно — просто выполнять наставления, думая о своей ущербности, и не принимать во внимание спасительное лекарство — Святое Имя. Я также верю в то, что Святое Имя не только невероятно милосердно, но оно может простить меня. Эта надежда вселяет веру. 

«Святое Имя даже более милостиво, чем Сам Кришна,
поскольку это прибежище для каждого, кто ищет милости.
Шрила Рупа Госвами

Также Шрила Рупа Госвами говорил, что Святое Имя даёт надежду и уверенность, а также стимулирует сильное желание повторять мантру снова и снова. Это состояние зависимости ускоряет погружение в глубокую медитацию на Святое Имя.

Нектар джапа-медитации

Когда присутствует чувство, повторение перестает быть механическим и становится более непринужденным. Постарайтесь отследить эти моменты воспевания с чувством и записать, о чём вы думали тогда. Старайтесь повторять именно так, и постепенно чувство станет более естественным, наряду с этим придет более естественное желание увеличить количество кругов.

Повторение мантры должно быть с чувством, со стремлением к Кришне:
это может быть сожаление, раскаяние, желание более внимательного воспевания, памятование о наших любимых играх или другие чувства.


Благодарность — очень важная вещь. Она естественным образом влияет на развитие желания служить и повторять Имена Господа с чувством. Надо быть благодарным за малейшую реализацию, за малейшую взаимность со стороны Святого Имени.

Когда пробуждается благодарность, тогда импульс воспевать имя Кришны с любовью становится естественным и всевозрастающим. Я так благодарен Кришне за то, что он достижим для меня в Своем Имени, и что в любое время я могу позвать Его, и Он появится. Это несложно осознать, но в то же время это — очень глубокое и сильное осознание, поскольку Кришна, Всевышний Господь, так добр, что предлагает Себя Своим преданным в такой доступной форме. Очень важно слушать и обсуждать эти откровения и серьезно повторять мантру.

Я всегда советую ученикам, которые затрудняются вычитывать 16 кругов:

«Лучше повторяйте меньше кругов, но внимательно,
чем все 16 лишь для того, чтобы поскорее их закончить».

Детальнее о духовном учителеЕго Святейшество Шрила Ниранджана Свами

м. Наталья
по материалам книги
«Джапа Медитации. Погружение в Святое Имя»

... Vedic-Culture.in.ua ...