«Вначале Брахма создал такие формы невежества,
как самообман, страх смерти, гнев, вызванный крушением надежд,
ложное чувство собственности, а также иллюзорную телесную концепцию жизни,
или забвение своей истинной сущности»
(Шримад-Бхагаватам, 3.12.2).

Экономика решает вопросы деятельности, которой занят человек для удовлетворения своих нужд и потребностей. Поэтому экономический вопрос можно разделить на две части:

  • первая — люди;
  • вторая —  деятельность человека, точнее, экономическая деятельность.

Ведическая экономика и человек

Взгляд Ведической экономики на сущность человека с первых же шагов демонстрирует своё кардинальное отличие от западной, материалистической, экономики. В пределах ведической парадигмы люди воспринимаются как существа сложные, «многомерные».

В традиционной же экономической модели они едва ли представляют собой что-то большее, нежели машины для производства и потребления, «хомо экономикус», чье высшее предназначение достигается, когда две эти функции выполняются с максимальной эффективностью. В этом случае выгода понимается как выгода для себя, причем понятия «сам», «я» истолковываются очень узко, буквально.

Традиционная экономика и человек

В традиционной экономике предполагается что:

  • человек желает неограниченного количества товаров;
  • количество или доступность товаров, которые он ищет, ограничена, и, чтобы удовлетворить эти желания, приходится устанавливать приоритеты в своём поведении.

Верно это или нет, но эти допущения применяются и в современной экономической теории. К примеру, в 1881 году Фрэнсис Эджворт попытался оценить с количественной точки зрения экономическое поведение человека, прибегнув к простому допущению, что «каждый человек — машина для получения удовольствия»*. Таким образом Эджворт предполагал, что экономика может оценивать как физические объекты этого мира, так и экономическое поведение человека. Такой подход был очень заманчив для других экономистов того времени, которые хотели придать своей дисциплине вид настоящей науки.

Но неужели люди на самом деле так примитивны? Неужели они — только производящие/потребляющие механизмы и не более?

Экономическое поведение человека

Каждый из нас, основываясь на личном опыте, прекрасно понимает, что это не так. Поскольку теория хороша настолько, насколько хороши её предпосылки, объяснение человеческого поведения, которое полностью учитывало бы все разнообразие и непредсказуемость нашего опыта, куда лучше объяснит экономическую деятельность и позволит лучше разработать экономическую теорию**.

Поскольку поведение человека, несомненно, включает в себя нечто большее, чем просто «приход» и «расход», а ведическое мировоззрение даёт гораздо более глубокое его понимание,  в результате чего можно предположить, что и экономическое поведение человека оно объяснит гораздо лучше. Оно обладает достаточной глубиной, чтобы объяснить разнообразие экономических подходов, включая трансцендентный.

Продолжение в статьях раздела «Духовная экономика»

Примечания к статье «Человек и экономика»

 

* Francis Edgeworth, Mathematical Psychics

** Именно так. Необоснованные попытки Эджворта упростить и математически просчитать экономическое поведение человека приводят к огромным проблемам, после того как экономика встает на ноги и становится центральным организующим принципом в индустриальном обществе.

... ... www.Vedic-Culture.in.ua ... ...

Kris.h.Nive        
по материалам книги
«Духовная экономика»