Великий Ведический мудрец Чанакья Пандит говорил следующее о богатстве:

«На Земле есть три драгоценности: пища, вода и добрые слова.
Глупцы же считают драгоценностями камни.»,

Проблемы денег — они создают ощущение, что я могу быть независим от других

Первое, что делают деньги — вводят в иллюзию независимости от других. Почему это иллюзия? В материальном смысле каждый из нас зависим от многих тысяч других людей. Если продавец не придёт, и магазин не откроется, что вы сможете купить? Если инженер-электрик ничего не делает на электрораспределительной станции, и никто не добавляет топлива в паровой котел, что будет, когда вы щелкнете выключателем? Если многие тысячи людей, ответственные за доставку бензина на вашу заправочную станцию, не выйдут на работу, как себя почувствует ваша машина?

Практически в каждом своём действии мы зависим от других, но если у меня есть деньги (которые Я заработал Сам: своими способностями и трудом), я склонен думать, что могу делать всё, что вздумается, и никто больше мне не нужен. Таким образом деньги лишают нас способности чувствовать свою зависимость друг от друга, разделяя производителя и потребителя сотнями и тысячами миль. Результат — у людей пропадает такое важное человеческое качество как благодарность: я же тебе плачу — выполняй. А это приводит к отсутствию терпимости, ужесточению сердца и потери доброжелательности...

«Пренебрегающий нетленным ради бренного теряет и то, и другое».
Чанакья Пандит

С философской точки зрения, богатство зачастую заставляет нас забыть о том, что мы всегда и во всём зависимы от Бога. А ведь именно Он повелевает миром, и тем, что в нём происходит, и тем, сколько времени мы здесь находимся. Именно Он следит за тем, чтобы каждый получил то, что ему причитается. И именно поэтому, когда ...

« ...  когда приходит беда, мы быстро учимся взывать к Высшей справедливости с тем, чтобы ситуация разрешилась. »  Е.М. Дханешвара прабху

Проблема денег — их постоянно не хватает

Если проанализировать всю историю человечества, то денег постоянно не хватает! Почему же их не хватает, ведь люди же сами их печатают?..

Деньги — искусственная форма богатства, деньги склонны разделять людей, поскольку они заставляют мыслить категориями «я» и «моё». Давайте сравним деньги с «естественным» богатством — например, с едой. Еда быстро портится, поэтому, чтобы не допустить этого, естественным будет делиться ею с другими. Деньги же, в отличии от еды, — более надёжный способ хранения богатства, поскольку они не так быстро портятся (хотя есть такие явления как «инфляция», «девальвация» и пр., которые нацелены на искусственное «состаривание» денег). А раз так, то зачем ими делиться? Пусть полежат, они же «есть не просят»... Таким образом, развивается накопительство, жадность и бессердечность.

Яркий пример такой ситуации приводит известный ученый-экономист XIX века Уильям Джевонс, который рассказывает о незабываемых гастролях французской оперной певицы Зели на полинезийских островах. Местные жители были в таком восторге, что гонорар певицы составили три свиньи, двадцать три индейки, сорок четыре цыпленка, пять тысяч кокосов и бессчетное число бананов, лимонов и апельсинов. Как вы думаете, что певица сделала с таким гонораром? Положила в сейф?...

Второй момент — деньги разделяют людей: у меня есть свои деньги, у вас — свои. А если у тебя их вообще нету — иди работай лодырь, я же заработал, почему я должен делиться с тобой тем, что своей кровью и потом заработал? Поэтому деньги создают разделение интересов: у меня – свои, а у вас — свои... Таким образом деньги реально дают иллюзорное видение того, что результат, например, заработанные деньги, действительно принадлежат человеку, а не Богу, как всё в этом мире.

Проблемы денег — они порождают ощущение неполноты

В современном мире, чтобы получить всё необходимое для выживания, нужны деньги, а если у человека нет того, что требуется для выживания, это создаёт сознание неполноты, ощущение нехватки и потребности. Поэтому и нестранно что многие стремятся просто к деньгам любым удобным и легким способом, полагая, что именно они позволят чувствовать себя более полноценным и разрешат все проблемы, которые сейчас есть. Как результат — люди в первую очередь начинают думать о том, как бы раздобыть денег, а не о своём предназначении и смысле жизни.

Проблема денег — они вселяют надежду, что они всё могут решитьПроблема денег — они вселяют надежду на то, что они всё могут решить. Вот так человек переключается с решения проблем на простое зарабатывание денег...

Яркий пример — это современные родители: вместо внимания и общения со своими детьми они склонны просто покупать какие-то подарки, давать их, а после ... йдти и заниматься своими проблемами.

 

Воспитывая ребёнка таким образом, родители с самого детства у него развивают сознание «получения», которое в свою очередь превращается в эгоизм, язвительность и бессердечное, чёрствое отношение к другим. Но духовная реальность состоит в том, что всех нас поддерживает Верховный Господь.

«Когда будет срублено последнее дерево,
когда будет отравлена последняя река,
когда будет поймана последняя птица, —
  только тогда люди поймут,
  что деньги нельзя есть.»

«Верховная Личность Бога, обладает безграничными энергиями, и все они так же совершенны, как Сам Господь. Вот почему этот проявленный мир то же является самодостаточным и совершенным. Двадцать четыре элемента, из которых состоит временно проявленная материальная Вселенная, способны производить всё необходимое для поддержания существования этой Вселенной. Чтобы поддерживать её существование, нет необходимости прилагать никаких усилий извне… Крошечным полноценным частицам (живым существам) предоставлены все возможности для познания Полного Целого; всякого рода несовершенства — результат лишь неполноты их знаний о Полном Целом. Не понимая того, что в природе уже есть всё необходимое для поддержания нашего существования, мы пытаемся использовать природные ресурсы, чтобы создать условия для так называемой полнокровной жизни, посвященной чувственным наслаждениям.» — Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады в книге «Шри Ишопанишад»

Таким образом, пока живое существо не связано с Полным Целым, оно не может наслаждаться жизнью чувств. Например, рука является полноценной частью целого только до тех пор, пока соединена с телом. Если отрубить руку, то она будет выглядеть как рука, но лишится всех свойств руки. Аналогично этому, живые существа являются неотъемлемыми частицами Полного Целого, и пока они отделены от Полного Целого, их иллюзорные представления о своём совершенстве не принесут им желанного удовлетворения.

«Низменные люди желают богатства, люди среднего уровня — и богатства, и чести, благородные же – только чести, поскольку это – истинное богатство»,

«Богатый знанием воистину богат, а богатый глупец беден во всех отношениях.»,

«Тот, кто считает подлинным богатством своих друзей и родственников, должен признаваться настоящим ученым.» Ведический мудрец Чанакья Пандит

Человек сможет осознать свою полноценность только тогда, когда будет служить Полному Целому. Всякое другое служение в этом мире — социальное, политическое, общественное, международное или даже межпланетное — будет оставаться неполноценным до тех пор, пока человек не свяжет его со служением Полному Целому. Но когда всё, что делают живые существа, частицы Полного Целого, так или иначе связаны с Ним, они тоже становятся полноценными.


 

Kris.h.Nive по материалам
Е.М. Дханешвары прабху

... www.Vedic-culture.in.ua...