Четыре регулирующих принципа

(1 vote, average 2.00 out of 5)

Шримад-Бхагаватам объясняет, что мирная, ду­хов­но развитая культура покоится на четы­рех столпах религии: аскетичности, прав­дивости, чис­то­­­те и милосердии. Эти четыре качества указы­ва­ют на такое состояние бла­гости, которое спо­собствует духовным устрем­лениям...

Четыре регулирующих принципа

Ш

римад-Бхагаватам объясняет, что мирная, ду­хов­но развитая культура покоится на четы­рех столпах религии: аскетичности, прав­дивости, чис­то­­­те и милосердии. Эти четыре качества указы­ва­ют на такое состояние бла­гости, которое спо­собствует духовным устрем­лениям. Деятель­ность, характер кото­рой прямо противоположен этим качествам, и которая приводит к деградации и в конце концов делает обретение этих качеств невоз­можными, – это азартные игры, приня­тие интоксикаций, незаконный секс и мясоедение.

П

ервый вид греховной деятельности – это азарт­ные игры. Под этим термином следует по­­ни­мать не только денежные ставки в играх или спорте, но также незаконные сделки в бизнесе, спекуляции и нечестные отношения с другими. Первое последствие такой деятель­ности – это излишняя материальная привя­зан­ность, появив­шая­ся вследствие того, что в человеке выросли такие качества, как жад­ность и скупость. Другие последствия: человек из-за беспокойства теряет равно­весие ума; все соучастники страдают, когда приходят потери; усиливаются лживость и обман, которые уничтожают качество, возвышающее человека, – правдивость.

С

клонность к азартным играм проявляется даже в сфере духовной жизни, когда кто-то пытается понимать или объяснять духовные предметы на основе собственных умственных способностей. Вместо того, чтобы слушать истинных духовных авторитетов, играя в эту азартную игру, такие люди просто ставят на кон свою духовную жизнь.

П

од термином "интоксикации" понимается, что человек оказывает воздействие на свое тело с помощью различных химических веществ, которые не являются необходимыми для поддержания тела и обладают стимули­рующими или депрессивными эффектами воздей­ствия на ум и тело. Под этим термином ведические писания подразумевают все одур­ма­нивающие вещества, начиная с чая, кофе и табака и заканчивая алкоголем и более силь­ны­ми наркотиками. Привычка их употреб­ления обычно приносит такие послед­ствия: утрату здоровья, развивающиеся болезни, прежде­временное старе­ние и неспособность разумно и с постоянством сосредоточиваться на какой бы то ни было теме. Таким образом, подобные привычки препятствуют духовному продвижению человека, опутывая его матери­альными привязанностями и в то же время возбуждая его ум так, что он становится неспо­собен сосредоточиться в медитации на свое "я" и на Бога.

Н

езаконный секс – это любые половые отно­шения вне брака и любые половые отношения в браке, не ставящие своей целью зачатие детей. Ничем не ограниченные заня­тия сексом, хотя и яв­ля­ясь источником огром­ного наслаждения на физи­ческом уровне, вызы­вают психические расстрой­ства, а также ставят крест на перспективе обрести духовное сознание.

Н

езаконный секс порождает нежелательное потомство, которое становится причиной социальных и экономических проблем гигант­ских масштабов. Чтобы избежать таких послед­­ствий секса, люди делают аборты и используют проти­возачаточные средства. Священные писания, нау­ка и здравый смысл и то, и другое расценивают как убийство. Тех, кто несет ответственность за подобную дея­тель­ность, ждут адские наказания – настолько велик груз кармы за то, что они преступают закон морали.

К

огда люди занимаются сексом ради чув­ствен­ного наслаждения, это не только приводит чело­­веческое общество к деграда­ции, но также порож­дает чрезмерную привя­занность к телу и к плотским наслаждениям. Для такого эгоистичного человека, чье сознание так глубоко ушло корнями в тело, нет никакой возможности обнаружить и самому испытать природу блаженства души.

П

од термином "мясоедение" понимают убийство или причинение беспокойства и ущерба жи­вот­ным формам жизни с целью получения в пищу их тел или яиц.

Е

сли человек не может достать здоровую пищу или в каких-либо местах земля непригодна для сельского хозяйства и молоч­ной промышленности, употребление челове­ком в пищу животных может быть оправдано. Если же человек не поставлен в такие условия жизни, то систематическое убийство живот­ных с целью поддержания своего существо­вания за счет их плоти и яиц становится самым ужасным из всех грехов, результатом которого является последующее страдание как самой личности, совершающей этот грех, так и всего общества. Эта деятельность успешно препятствует любым попыткам сделать шаг на пути к духовности.

С

уществует ряд практических причин того, почему не следует есть мясо. Первая заклю­чается в том, что заклание животных является явным убийством, и любой, кто ест плоть этой жертвы, должен делить плохую карму, возни­кающую как следствие этого убийства. Вторая причина – в том, что мясо­еде­ние очень вредно для здоровья. Насыщен­ные жиры в большинстве видов мяса способ­ствуют развитию сердечно-сосудистых заболе­ваний, а токсины, появляющиеся в разло­жившейся плоти, наносят ущерб нервной системе и способствуют развитию старческого слабо­умия, паралича или сумасшествия. А третья причина особенно касается тех, кто имеет надежду развить в себе любовь к Богу. В Бхагавад-гите Кришна советует нам есть только ту пищу, которая была предложена Ему с любовью и преданностью. Благодаря тому, что мы принимаем освященную пищу, наше сознание очищается. И Кришна особо просит нас предлагать Ему только вегета­ри­анскую пищу – никакого мяса, рыбы или яиц.

Т

аковы лишь некоторые, наиболее значи­тельные, причины, по которым следует избегать азартных игр, интоксикаций, неза­кон­ного секса и мясоедения. Результатом каждого из этих видов деятельности является индивидуальное страдание и развал обще­ства, и каждое из них делает человека неспо­собным испытывать вечную, блаженную духов­ную жизнь в сознании Кришны.

 


Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел,
 что бы ты ни предлагал или отдавал,
 и через какую бы тапасью ни проходил -
 делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.

 

Комментарий


И

так, каждый должен организовать свою жизнь таким образом, чтобы не забывать Кришну ни при каких обстоятельствах. Каждому приходится совершать какую-то деятельность для поддержания души в теле, и Кришна рекомендует здесь, чтобы человек трудился ради Него. Каждый должен что-то есть, чтобы жить, но следует есть лишь пищу, предложенную сначала Кришне. Любому цивили­зо­ванному человеку приходится совершать рели­гиозные обряды. Поэтому Кришна рекомендует: "Делайте это во имя Мое", и это называется арчана. Многие имеют склонность давать деньги на благотво­ри­тель­ные цели. Кришна говорит: "Отдавайте это Мне", и это означает, что все избыточные денеж­ные накопления должны исполь­зоваться в целях распространения движения со­зна­ния Кришны. В наше время люди очень склонны к процессу медитации, который не годится для этой юги, но если человек думает о Кришне двадцать четыре часа в сутки, читая маха-мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, он, несомненно, достиг вершины в медитации и является величайшим йогом, что подтверждается в шестой главе Бхагавад-гиты.

Бхагавад-гита, 9.27

Добавить комментарий

к статье «Четыре регулирующих принципа»