Существует четыре ашрама, или уклада жизни:

  1. ученичество (брахмачария);
  2. семейная жизнь (грихастха);
  3. отшельничество (ванапрастха);
  4. отречение от мира (санньяса).

Само же слово «ашрам» имеет несколько значений:

  1. Этап и/или уклад жизни человека: брахмачари, грихастха, ванапрастха, санньяси.
  2. Место жительства, в котором занимаются самоосознанием и духовной практикой. В современной культуре, где отсутствуют Ведические уклады жизни, под словом «ашрам» часто подразумевают обитель, в которой живет гуру со своими учениками.

Ашрам как этапы жизни человека

Каждый ашрам, или этап жизни человека, требует от человека определенного понимания в исполнении особых, соответствующих его периоду жизни, обязанностей.

Например, период ученичества требует:

  • добровольной и осознанной дисциплины;
  • служения и почтения к старшим;
  • интерес к знаниям.

Такого человека, находящегося на данном этапе жизни, называют «брахмачари», что значит «любящий Абсолютные знания».

Семейный же человек должен стремиться жить чистой жизнью:

  • храня супружескую верность;
  • поддерживая материально и нравственно семью;
  • учиться принимать ответственность за других;
  • заниматься благотворительностью;
  • терпеть неудачи, не теряя нравственности и квалификации.

Его называют грихастха, в его доме царит мир и чистота.

В отшельничестве, чтобы правильно отойти от дел, человеку понадобится почтение и любовь ко всему живому, понимание связи всего и всех с Богом. Такого человека называют «ванапрастха», что означает «обитатель леса»: в Ведические времена люди, достигшие готовности перейти в ашрам «ванапрастха», часто отправлялись именно в лес, чтобы полностью оторвать свой ум и мысли от прошлого, семейного, этапа жизни и сконцентрироваться исключительно на духовном развитии (это делали мужчины, их жёны оставались в семьях под опекой старшего сына).

А в отрешенном укладе жизни человек должен научиться ни от кого ничего не ожидать, во всем полагаясь только на Бога, и служить всему человечеству, говоря только о самой высшей цели — о любви к Богу. Такого человека называют «санньяси», то есть «вступивший на путь вечности».

Ашрам — уровень развития сознания человека

Важно понимать, что варна человека может не меняеться в течении всей жизни, поскольку тип тела человека не меняется до самой смерти. Но что касается ашрама, то человеку очень важно его менять, поскольку в соответствии с его опытом и возрастом у человека меняется его сознание и мировоззрение, что проявляется в измении его отношения к жизни и роли такого человека в общественных отношениях.

Более того, некоторые этапы жизни, или ашрамы, человек может перескакивать, если он готов к этому. Например, некоторым людям в этой жизни совсем не требуется этап грихастха ашрама, или семейной жизни, поэтому они после этапа обучения могут сразу перейти в ашрам санньяси.

Уникальность системы ашрамов ещё и в том, что они подталкивают человека к духовному самосовершенствованию, если человек по каким-то причинам задержался в своём развитии на одном этапе. Например, современные пенсионеры, вместо того, что бы перейти на следующий этап самоосознания и духовного развития, «ванапрастха», они застряют на уровне «грихастха-ашрама», продолжая заниматься чисто экономической деятельностью. И дело не в том, что они помогают своим детям поддерживать их семьи, а в том, что они не готовятся к следующей жизни и, как правило, вообще не занимаются духовной практикой. Просто продолжают зарабатывать деньги, тогда как этот возраст специально создан Богом для увеличения времени занятий духовными практиками.

Таким образом, ашрамы позволяют человеку избегать бессмысленных конфликтов, порожденных временным материальным положением живого существа и его привязанностью к временному богатству и развивать привязанность к Богу.

Ашрамы в сравнении с гостем

Все мы временно гостим в этом мире. И в нём существует порядок приёма гостей. Принимают гостя обычно с наилучшими чувствами, делая всё возможное для его удовлетворения, и служат ему, как представителю Бога. А он, в свою очередь, также должен совершить бескорыстное служение. Это и есть брахмачари-ашрам.

Затем, если гость хочет задержаться на более продолжительное время, то он уже становится постояльцем и не должен больше принимать служение, а стараться содержать себя сам, помогать хозяевам в их делах и всегда сохранять мир в доме, где он остановился. Это уже грихастха-ашрам.

Потом, когда придет ему срок покинуть своё временное убежище, хозяева не должны больше занимать его работой, а дать время на сборы. Это ванапрастха-ашрам.

И, в конце концов, гостю приходит время поблагодарить радушных хозяев за временный приём, посмотреть, чтобы после него осталось всё чисто, а все знакомые и родные — спокойны и рады за него— и уйти. Это санньяса-ашрам.

 

Kris.h.Nive, м.Оксана, Олег прабху,
по материалам книг Чайтанья Чандра Чарана
«Грихастха-ашрам:семейная духовная жизнь»

«Варнашрама-дхарма»

 

... www.Vedic-Culture.in.ua ...