В своих книгах Шрила Прабхупада неоднократно употребляет выражение «вульгарные материалисты». Недавно, когда я дважды подряд за день встретил это выражение у Шрилы Прабхупады, я решил разобраться, что же на самом деле этот термин означает, поскольку это не совсем общепринятое выражение в современном мире.

Кто такие «вульгарные материалисты»?

Оказывается, что выражение «вульгарный материализм» имеет глубокое древнее происхождение. Слово «вульгарный» происходит от латинского слова «vulgaris» — обыкновенный, простой или vulgus — народ. Что в конечном итоге приобрело следующее значение: вульгаризация — грубое упрощение каких-либо понятий, ведущее к искажению истинного смысла и опошлению.

Вульгарные материалистыЯ — вульгарный материалист: для меня слово «душа» означает или родительный падеж слова «душ», или деепричастие от слова «душить».

Вульгарный материализм — это философское течение, которое возникло в рамках философии материализма в середине19 века.

Оно возникло в период великих открытий естествознания того времени (теория Дарвина, теория молекулярного строения материи).

Лидеры вульгарного материализма были в основном специалистами в области медицины, анатомии и физиологии, что и сказалось на их философские изыскания, которые основывались лишь на их профессиональной деятельности.

«Вульгарный материализм»: основы учения

Вульгарные материалисты все разнообразные формы движения материи сводили к простым законам механики. Согласно их учению, даже психика и сознание являются такими же веществами, как и все другие материальные вещи и не имеют особого значения и влияния на жизнь человека. Они утверждали, что сознание — всего лишь побочный продукт химических процессов.

Энгельс назвал последователей итой идеологии вульгаризаторами, т.е. людьми, крайней огрубляющими материалистическое учение. Отсюда проповедуемые ими взгляды получили название «вульгарный материализм».

В отличие от представителей других форм материализма, представители этого течения полностью отрицали даже возможность существования духа, не говоря уже про существование души. Материя, по их мнению, — единственная и безальтернативная реальность. Таким образом позиция вульгарных материалистов категорична: «Бога нет», и данный вопрос обсуждению вообще не подлежит. Тогда как сам Ньютон, исходную схему механики которого взяли на своё вооружение вульгарные материалисты, был глубоко верующим человеком.

Взгляды вульгарных материалистов на природу психики и человеческого сознания были подвергнуты жестокой критике со стороны Маркса и Энгельса и не получили дальнейшего развития в научной психологии.

Вульгарные материалисты утверждали, что содержание сознания человека определяется главным образом химическим составом продуктов питания. Поэтому причиной рабства колониальных народов они считали растительную пищу, которую те преимущественно употребляли. Таким образом, с этой точки зрения идеи людоедов-туземцев о том, что для того, чтобы стать умнее, необходимо просто съесть мозг кого-то более умного, не кажется такой уж глупой.

Карл Фохт, один из последователей вульгарного материализма, утверждал, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь». Тогда как на самом деле, что уже и утверждают современные учёные, работа мозга в качестве органа мысли происходит по совсем иному типу, чем работа других органов. Мозг является не столько энергетиче­ской, сколько прежде всего инфор­мационной машиной. Из его собственной молекулярной меха­ники никакими силами невозможно извлечь воспроизводимое в образах богатство предметного мира.

Поэтому стремление отстоять уче­ние о том, что единство мира состоит лишь в его материальности, ока­залось ложно направленным, что и показали новые современные исследования, в результате которых потребовались новые философские обобщения, принципиально отличные от вульгарно-материалистических.

Учитывая всё вышесказанное, становится понятным почему приверженцы вульгарного материализма не понимали необходимости философии как особого рода науки со специфическим предметом исследования. Вульгарные материалисты придерживались идей социального дарвинизма, социологической теории, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы описанные в теории Чарльза Дарвина, которая даже советскими материалистичными учёными очень критиковалась, распространяются и на отношения в человеческом обществе.

Вульгарные материалисты: выводы.

Конечно же, зачем говорить о каких-то высших материях, если мы с вами всего-навсего сгустки химических элементов. И как следствие такого бездуховного понимания жизни появляется вульгарность — грубость, пошлость, развязность.

Именно из этого понимания также рождаются и другие термины, которые близки к вульгарности. В частности — фамильярность (от латинского familiaris — семейный, близкий) — бесцеремонность, неуместная развязность в обращении с кем-либо, чрезмерная непринуждённость в общении с кем-либо.

Ещё синонимы к слову «вульгарность» — развязность, панибратство, амикошонство

Вульгарность — первый шаг к распущенности

Теперь становится понятным, почему вульгарный материалист считает, что человек — это всего лишь бездуховный сгусток химических элементов и не более того. Следовательно, о каких-либо моральных нормах и высших принципах духовности и нравственности говорить просто бессмысленно. И вообще, нужно ли, если человек — это просто тело?...

Если человек — это лишь тело, то его чувства — это единственное, что может приносить счастье в жизни, а потому их удовлетворение — это жизненно необходимая деятельность. А если они неудовлетворены, то такой человек — лузер, неудачник по жизни. Теперь становится понятным, почему многие люди современности так несчастны — чувства то безграничны по своей природе, а человек ограничен рамками возможностей своего тела и сознания. 

Следовательно, многие современные люди, к сожалению, недалеко ушли от понятия «вульгарный материалист», даже тогда, когда они говорят о нравственности и духовности. Поскольку считают их всего лишь организационным моментом их счастливой материальной жизни.

Проще говоря, современное общество в большей массе — это новое продвинутое поколение вульгарных материалистов, которые духовность, мораль и нравственность используют не для духовного самоосознания и самосовершенствования (о преданном служении Всевышнему Господу можно вообще забыть), а просто как эффективный инструмент счастливой материальной жизни. В итоге — это всё тот же самый «вульгарный материализм», только вид сбоку... 

Продвинутый вульгарный материализм

Скажем так, продвинутый вульгарный материализм, можно назвать вульгарной духовностью, которая, кстати, характерна для первого этапа духовного развития человека, когда он замечает, что духовные практики значительно лучше и эффективнее устраняют проблемы в жизни. И это нормально, многие начинающие привлекаются именно этим аспектом духовной практики.

Главное — через некотрое время пройти этот этап, осознав, что суть духовных практик заключается в ином назначении, а счастье в жизни — это лишь небольшой побочный эффект духовного самосовершенствования, а то с вами произойдёт то же самое, что и с великим демоном — Раваной.

С точки зрения Ведической литературы, демон — это высокоразвитое живое существо, которое идеально знает истинное строение материального мира и осознаёт главенствующую роль в нём духовности и  Всевышнего Господа. Как пример, — величайший демон — Равана, жизнь которого хорошо описана в произведении ведической литературы «Рамаяна». Но, не смотря на эти знания и познания, его истинный мотив — служение себе, своим чувствам... А что из этого вышло — узнаете, посмотрев или почитав произведение «Рамаяна».

 

Kris.h.Nive
По материалам газеты «Дом Прабхупады»
...... www.Vedic-Culture.in.ua ......