Иногда бывает такое, что Кришна, чтобы одарить особой милостью преданного, привязанного к материальному миру, может ото­брать у него все. И преданный благодарен Кришне за это, потому что знает: в таком положении ему не на кого полагаться, кроме Господа. И в этом случае преданный предаётся ещё больше…Но мате­риалист не знает об этом, и с его точки зрения такой преданный досто­ин жалости.

Мы знаем примеры вайшнавов, которые, если принимать во внима­ние только их материальное положение, прозябали и нищете, были не­счастны или страдали. Однако в их сердце был покой, и, что бы ни про­исходило, они использовали любую возможность помнить о Верховной Личности Бога. Поэтому при любых обстоятельствах они были счастливы.

Милость БогаЕсть история о нищем брахмане, который жил на подаяние и был рад любой милостыне. Он просил даже у бедняков и всегда был дово­лен. Все, что ему давали, брахман предлагал Верховному Господу. Он посвящал все свое время повторению святых имен, был умиротворен, что бы ни случилось, и Кришна даровал ему Свою милость. Господь очень добр к людям, которые удовлетворены служением Ему и не гонят­ся за ненужными материальными удовольствиями. Какую же милость дает им Верховный Господь? Он отвечает на преданность, отдавая Самого Себя. Но материалист судит о преданных поверхностно, и с его точки зрения этот брахман просто смешон, потому что живет, как по­прошайка, за счет подаяний.

«Глупые люди думают, что преданное служение- это способ польстить Господу, чтобы получить от Него милость».
Шрила Прабхупада

Мы часто приводим такой пример: преданные распространя­ют книги, чтобы дать людям возможность узнать о сознании Криш­ны, материалисты же думают, что эти преданные просто попрошай­ки и насмешливо советуют им устроиться в жизни получше, занять­ся чем-нибудь стоящим, пойти работать, где за такое будут платить отличные деньги. Поэтому встречая преданных, они ча­сто спрашивают, сколько им платят за распространение книг. Я пом­ню, как однажды мне самому задали такой вопрос. Я стоял с книга­ми на улице под проливным дождем и вымок до нитки, но был так рад возможности распространять книги о сознании Кришны, что не об­ращал на дождь внимания. Один прохожий спросил, сколько мне за это платят. «Вы сумасшедший!»—воскликнул он, узнав, что не пла­тят ничего.

Материалист видит только внешнюю сторону событий, и поэтому не может понять, что такое подлинная милость. Получить возможность служить Господу—вот настоящая милость.Обрести такую милость не­просто, особенно тем, кто с головой ушел в чувственные наслаждения. Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите» (2. 44):

бхогаишварйа-прасактанам
тайапахрита- четасам
вйавасайатмика буддхих
самадхау на видхийате

 

«В умах тех, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и ма­териальному богатству, кто сбит всем этим с толку, никогда не возник­нет твердой решимости заниматься преданным служением Верховному Господу».

У таких людей в голове не укладывается, как человек может оказы­вать кому-то услугу, ничего не желая взамен. Им кажется, что это по­хоже на черную дыру, в которой все бесследно исчезает. Такие люди не в состоянии постичь, в чем состоит милость Господа, потому что ничего не знают о глубоких, внутренних событиях в жизни предан­ного, о том, что Господь отвечает на его чувства взаимностью. Для них это тайна за семью печатями. В понимании материалиста благо­склонность Господа должна выражаться в солидном банковском счете, удобном доме и модном автомобиле — это они назвали бы настоящей милостью. Именно так, по их мнению, Господу следовало бы отбла­годарить преданного за оказанное Ему служение.

 

Милость Бога

Милость Бога

Преданный служит и прославляет Господа, потому что знает о положении Го­спода. В материальном мире люди забыли о своем естественном духовном положении и говорят о чем угодно, только не о Господе. Вместо того, чтобы прославлять Господа, они хвалят других, хвалят себя. Воздавать должное Господу, тому, кто действительно достоин прославления,—врожденная склонность каждо­го. Почему? Потому что Господь—Верховная Личность, Всемилости­вый. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (10.8):

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах

 

«Я источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Поэтому мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне с любовью и преданностью». Они осознают со всей ясностью, кто такой Бог, и понимают, как незначительны они по сравнению с Ним. Мудрые признают: «Кришна- Бог, а я- Его слуга». Это Абсолютная Истина, и она не подлежит изменению. Мы можем попытаться объяснить свое по­ложение как-то иначе, но это объяснение будет лишь очередной иллюзи­ей. Абсолютную Истину изменить невозможно!

Из лекции Е.С. Шрилы Ниранджаны Свами,
Шримад-Бхагаватам 1.8.29,
январь 1998г., Бостон