Анартхи

(0 votes, average 0 out of 5)
Анартхи

Анартхи

источники проблем

Артха — процветание и благосостояние. Частичка «Ан» — означает противоложность Артхе. Проще говоря, анартха— это то, что уничтожает процветание и благосостояние.

 

Слово анартха значит нечто бесполезное, никчемное, бессмысленное, ненужное и бесцельное. Именно это и приносит проблемы в жизни человека.

Применительно к преданному служению, слово анартха означает ненужные (бесполезные, бессмысленные) материальные желания в сердце, которые мешают продвигаться по пути бхакти. Шрила Бхакти-сиддханта Сарасвати Тхакур даёт исчерпывающее определение анартхи в «Пракрита-раса шата душани» (41): «Всё, что порождено материей, — анартха и должно быть отвергнуто. И не смейте думать иначе».

«Росток преданности не сможет пробиться сквозь анартхи, поэтому их нужно искоренить.»
Бхаджана-рахасья

«Харинама-чинтамани» описывает четыре вида анартх (бесполезных, никчемных материальных желаний и привязанностей), которые заковывают живое существо в кандалы иллюзорной энергии. Исследовав приведенный ниже список анартх, откроется поле для усердной работы по их искоренению, только так сердце может засиять яркими лучами Святого Имени.

1. Четыре слабости сердца (хридая-даурбалъя):

  1. привязанность к тому, что не имеет отношения к Кришне;
  2. склонность обманывать и искать недостатки;
  3. зависть;
  4. желание быть признанным (пратиштха).

«Когда маленькое сознание живого существа практикует бхакти-йогу, все анартхи разрушаются, и оно достигает кршна-премы.»
Шрила Бхактивинод Тхакур «Бхаджана-рахасье»

2. Четыре типа оскорблений (апарадха):

  1. нама-апарадха (десять оскорблений святого имени);
  2. сева-апарадха (тридцать два оскорбления, которых надо избегать при поклонении Божеству);
  3. вайшнава-апарадха (шесть оскорблений, описанных в разделе, где говорилось о первом оскорблении святого имени);
  4. джива-апарадха (оскорбления любого живого существа, включая муравьев, мух, собак и т. д.).

«Анартхи являются причиной перерывов в памятовании о Господе и позволяют материальным мыслям взять верх над сознанием. Поэтому анартхи являются препятствием на пути к высшему благу и их необходимо преодолеть.» Шрила Бхактиссидханта Сарасвати

3. Погоня за четырьмя материальными объектами (асат-тришна):

  1. желание наслаждаться объектами чувств (в этом мире);
  2. желание чувственных удовольствий на Сварга-локе (в райских мирах);
  3. желание обрести мистические совершенства (йога-сиддхи);
  4. желание освобождения (брахма-саюджья).

4. Четыре заблуждения относительно духовной мудрости (таттва-вибхрама):

  1. сва-таттва-бхрача (незнание своей собственной природы);
  2. парататтва-бхрама (незнание того, какое положение занимает Высшая Абсолютная Личность);
  3. садхья-садхапа-бхрама (незнание того, как совершать сад-халу, а также незнание садхъи, цели, к которой садхана ведет, то есть према-бхакти);
  4. виродхи-виишя-бхрама (незнание того, что неблагоприятно для сознания Кришны).

«Все анартхи можно уничтожить, если принять покровительство истинного гуру и учиться у него, как правильно выполнять преданное служение и повторять святое имя.»

Последствия Анартх

«Из этих апартх появляются шесть врагов:

  1. похоть (кала);
  2. гнев (кродха);
  3. жадность (лобха);
  4. заблуждение {моха);
  5. гордыня (мада);
  6. зависть (матсаръя).

Также от этих апартх расходятся шесть волн:

  1. страдания (шока);
  2. иллюзия (моха);
  3. голод (кшут);
  4. жажда (пипаса);
  5. старость (джара);
  6. смерть (мритью).

«Однако все анартхи человека уносятся прочь, если он участвует в нама-санкиртане»
Бхаджана-рахасья

Фрагмент из книги
«Искусство повторения Святого Имени»

Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Анартхи»