Душа вечна, и каждый, кто задумывался о её природе, может сказать вместе с Пьером: «Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был» (*3, 1 том, стр457).

Я — не тело, наделённое душой,
я — душа, часть которой видима и называется телом
Пауло Коэльо, бразильский прозаик и поэт

Ведическая философия рассматривает пребывание вечной духовной сущности во временном материальном теле как неестественное, конфликтное само по себе. Душа описывается как «Сат Чит Ананда», т.е. полна вечности, знания и блаженства. Но, пребывая в материальном теле и всё больше погружаясь в материальный мир, душа начинает обуславливаться им, понемногу всё больше и больше забывая о своей истинной природе, и потому постепенно утрачивает эти ощущение. А материальное тело по своей природе прямо противоположно изначальной природе души — материальное тело «временно, полно невежества и страданий».

Толстой неоднократно подчеркивает эту несовместимость: «Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице её выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготящейся телом» (*З,2 том, стр 672).

Душа и тело

Андрей Болконский, слушая пение Наташи, чувствует, как к горлу подступают слезы: «Главное, о чём ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противуположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нём, и чем-то узким и телесным, чем был он» (*З,1 том, стр 549).

Герой «Записок сумасшедшего» говорит: «Всё существо моё чувствовало потребность, право на жизнь и вместе с тем совершающуюся смерть. И это внутреннее раздирание было ужасно» (*2,12 том, стр 47).

Высшее и низшее — духовное и телесное

Конфликт высшей и низшей природы человека имеет много аспектов. Соблазны материального мира сильны, и преодолеть их нелегко. «Плоть тянет жить для себя, а дух просвещения тянет жить для Бога, для других, и жизнь идёт у всех не животная, по равнодействующей, и чем ближе к жизни для Бога, тем лучше. И потому, чем больше мы будем стараться жить для Бога, тем лучше, а жизнь животная уже сама за себя постарается» (И свет во тьме светит/ *2, 11 том, стр 211).

«Мудрые стремятся только к тому, чего не обрести, даже пройдя весь мир сверху донизу. Мирское счастье придет само в должный срок, как сами приходят к нам страдания.»
Бхагавата-пурана,1:5:18

Борьба духовного с материальным осложняется тем, что среди толпы, поглощенной лишь своим материальным благосостоянием, человек, задумывающийся о цели жизни, ищущий выхода из сансары (круговорота рождений и смертей), выглядит белой вороной и испытывает на себе всю тяжесть пресса общественного мнения.

Герой романа «Воскресение» Дмитрий Нехлюдов рассуждает: «Веря себе, всякий вопрос надо решать всегда не в пользу своего животного я, ищущего легких радостей, а почти всегда против него; веря же другим, решать нечего было, все уже было решено, и решено было всегда против духовного и в пользу животного я. Мало того, веря себе, он всегда подвергался осуждению людей, — веря другим, он получал одобрение людей, окружавших его» (*2,13 том, стр 53).

Смертельно раненый князь Андрей, чье сознание на пороге смерти поднялось над телесной концепцией жизни, говорит плачущей сестре: «Не надо плакать здесь», и хочет объяснить, что чувствует — «но нет, они поймут это по-своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они — не нужны» (*3, 2том, стр 448).

Пока человек живёт, он чувствует, переживает, увлекается. Пьер размышляет: «Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворить своим страстям в пределах добродетели» (3, 1 том, стр 513).

Большинство школ индийской мысли считают, что имеются естественные пределы удовлетворения чувств, выход за рамки которых губителен для человека. В частности, «ежели цель обеда есть питание, а цель брака — семья», то следует «не есть больше того, что может переварить желудок, и не иметь больше жен и мужей, чем столько, сколько нужно для семьи» (З, 1 том, стр 650).

Ссылки на источники

1. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд. М.: Гослитиздат, 1928 —1958.
2. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. М.: Художественная литература, 1978 —1985.
3. Толстой Л. Н. Война и мир: В 2 кн.М.: Художественная литература, 1970.

Kris.h.Nive по материалам книги
«Зеркало Русского Индуизма», Дмитрий Бурба

 Vedic-Culture.in.ua