…Хиранйакашипу осыпал Прахладу Махараджа бранными словами, говоря: «Ты как собачий хвост, который невозможно распрямить. Так же и ты со своей преданностью Вишну. Скажи, где же источник твоей силы? Где он, в этой колонне?»

Хиранйакашипу как искусный дипломат знал, что это очень коварный вопрос. Если бы Прахлада Махарадж сказал нет, Он не в этой колонне, то тем самым Хиранйакашипу нанес бы удар по его вере. Значит, Вишну не всесилен. Хиранйакашипу думал: «Колонна здесь стоит, я её построил. Если Прахлада скажет, что Бог в этой колонне, я разобью её и покажу, что там никого нет. И тогда этот маленький глупый мальчик поймет, что он ошибается».

Ачарьи говорят, что когда прозвучал вопрос «Где твой Бог?», то Нрисимхадев в Своей этой удивительной форме с когтями не просто проник в эту колонну, Он проник в каждый атом вокруг Прахлады Махараджа и затаился там. Потому что Он хотел, чтобы любое направление, куда бы ни показал Прахлада, немедленно оказалось бы подтверждением его правоты.

Прабхупада шутит, что никто не видел, чтобы на лотосах росли когти. Это вещи несовместимые. Но в случае Господа Нрисимхадевы эта несовместимая вещь произошла. Таким образом, в Нём совместились одновременно эти два принципа: привязанность к Своим преданным, бхакта-ватсала, и решимость во что бы то ни стало защитить их, жертвуя чем угодно ради них.

Господь явился в этой форме, чтобы доказать правдивость слов Своего преданного. Сам Господь может нарушать Свои собственные слова, иногда Он делает это. Но когда слово даёт преданный, Господь его никогда не нарушает. И поэтому Господь Нрисимхадев затаился и окружил Прахладу Махараджа и Хиранйакашипу со всех сторон. В каждом атоме был Он, приготовившийся прыгнуть из стены, из воздуха — откуда угодно, куда бы ни показал Прахлада Махарадж. И тогда Прахлада Махарадж сказал: «Он везде, в том числе и в этой колонне». И Хиранйакашипу ударил по ней даже не мечом, он ударил по ней кулаком. Оттуда появился получеловек-полулев с удивительными когтями.

Шрила Прабхупада в своей лекции объясняет, почему Джайадев Госвами в этом стихе употребил слово «удивительный, адбхута». Сама по себе форма, несомненно, была удивительна: получеловек-полулев с огромными плечами, с львиной гривой, с пылающими гневом глазами — причём, один глаз пылал гневом и был направлен на Хиранйакашипу, а другой был похож на луну, и он был устремлён на Прахладу Махараджа, успокаивая его.

Его руки, говорится, были мягкие, как лотосы. Лотосы очень мягкие и не смачиваются водой. Эта аналогия очень часто упоминается по отношению к Богу. Она означает, что Господь не соприкасается со скверной материального мира, что бы Он ни делал. Руки у Него всегда чисты. Каких бы демонов Он ни убивал, руки Его никогда не окрашиваются их кровью. Кроме того, они очень нежные, потому что этими руками Господь защищает Своих преданных как что-то самое дорогое. Вы знаете, очень дорогие вещи бережно хранят в футлярах, выстланных мягкой тканью. Детей пеленают в очень мягкие пелёнки. Точно так же Господь Своими нежными руками охраняет Своих преданных. Но на этих нежных руках выросли страшные когти.

Прабхупада шутит, что никто не видел, чтобы на лотосах росли когти. Это вещи несовместимые. Но в случае Господа Нрисимхадевы эта несовместимая вещь произошла. Таким образом, в Нём совместились одновременно эти два принципа: привязанность к Своим преданным, бхакта-ватсала, и решимость во что бы то ни стало защитить их, жертвуя чем угодно ради них.

Из лекции Мадана Мохана прабху,
Москва 2006 г.

Подготовила Антонина Сидачова
Дом Прабхупады №250

Vedic-Culture.in.ua