Сгорбленная, седая, со спутанными волосами, отшельница Шабари была уже очень старой и наполовину слепой. Глаза её ослепли от слез и от нежелания видеть мертвую красоту этого мира. Долгих 13 лет она плакала, вспоминая своего гуру, Матангу Риши и его учеников, которым она верно служила всю свою жизнь. Долгих 13 лет она плакала, потому что ждала обещанного появления Рамы в окрестностях её хижины. 13 лет назад виманы с Вайкунтхи спустились к ашраму её гуру, чтобы забрать его вместе со всеми его учениками в духовный мир. Тогда Шабари ещё не была готова покинуть этот мир. Попасть в духовный мир может только тот, в чьём сознании не осталось ничего материального, даже привязанности к прекрасному лесу, в котором ей было так хорошо.

Она горько плакала, расставаясь с мудрецами: «Кому же я буду теперь служить? Для кого я буду собирать цветы и лесные плоды? Кому я буду приносить прозрачную воду из озера Пампа?». Видя эти слезы, Матанга Риши благословил её: «Плачь и жди. Каждый день жди Господа. Каждый день надейся на то, что сегодня Он придёт к тебе. И однажды Он Сам появится в твоём лесу. Собирай цветы для Него. Для Него собирай лесные плоды и для Него приноси каждый день прозрачную воду из озера. Помни, Он может прийти к тебе в любой миг, Он уже где-то рядом. В тот день, когда Он придёт к тебе, ты вернёшься в духовный мир».

Мудрецы на вимане 

Послушная воле своего гуру, она плакала каждый день. Каждый день она плакала, собирая цветы и плоды, принося воду, ухаживая за жертвенным алтарем. Она вспоминала, как её гуру, ослабший от поста и молитв, дрожащей рукой возливал топленое масло на жертвенный огонь и как однажды он приказал всем семи океанам явиться и войти в озеро Пампу, чтобы он и его ученики каждый день могли принимать омовение в их священных водах. Их одежда из коры деревьев, в которой они совершали омовение, до сих пор висела на ветвях дерева и по-прежнему была влажной, так как будто они всего несколько минут назад вышли из воды.

Смирение — это меньше думать о себе

Она смотрела на гирлянду из голубых лотосов, которую он сам сделал для Рамы в день своего ухода. За долгие тринадцать лет гирлянда нисколько не увяла. Дух не увядает. Увядание и смерть — удел материи. «Эта гирлянда не из лотосов, а из любви моего учителя, настоящая любовь не может увясть. — думала она, — Но в моём сердце нет любви, и потому я умираю каждый день, да всё никак не умру». Единственное, что помогало ей сохранять жизнь, это обещание учителя: «Скоро Сам Господь придёт к тебе, обязательно придёт, если ты будешь ждать Его каждый день». И она ждала...

И Он пришёл, спустя тринадцать лет. Впервые за все тринадцать лет вместо горячих слез разлуки из её полуслепых глаз потекли холодные слезы счастья. Она не видела леса вокруг, не видела озера, но она не могла не видеть Раму, во всей Своей красе представшего перед ней. Она молитвенно сложила руки и дотронулась до стоп Рамы и Лакшмана. Она усадила их на почетное место и дрожащими руками омыла их стопы водой из озера.

Господь РамаВпервые за много лет эта вода пригодилась ей. Затем она принесла Ему лесные плоды, которые собирала каждый день. Одна беда — глаза отказали ей: она не знала, какие из этих плодов хороши, а какие плохи, поэтому она сама пробовала каждый из них и, только убедившись, что он хорош, протягивала надкусанный плод Раме. Что говорить о нас, даже верный Лакшман с удивлением взирал на эту сцену, и только Рама, довольный, ел плоды надкушенные старой отшельницей. Что там банановая кожура в доме Видуры! В хижине Шабари Господь ест объедки слепой старухи из касты охотников в награду за то, что она тринадцать лет каждый день плакала в разлуке с Ним!!!

Слегка улыбаясь, Рама стал расспрашивать её:

  • «Все ли препятствия устранены с твоего пути, о мудрая женщина?
  • Близка ли ты к совершенству?
  • Чувствуешь ли ты, что твоя цель стала ближе, или тебе кажется, что ты топчешься на месте?
  • Тверда ли ты в своих обетах и оставил ли тебя гнев?
  • Счастлива ли ты здесь, отказавшись от мира?
  • Принесло ли плоды твоё служение духовному учителю

Так Бог привествует того, кто наконец встречается с Ним, давая нам понять, что эти вопросы мы сами каждый день должны задавать самому себе.

«Сегодня последние препятствия и грехи ушли из моего сердца. Сегодня я достигла совершенства. Сегодня моя цель стоит передо мною. Сегодня мои обеты, аскетические подвиги и служение гуру наконец принесли свой плод. Сегодня гнев навсегда ушел от меня и счастье навсегда поселилось в моем сердце. Твой взгляд очистил меня, поэтому позволь мне взойти на небеса, чтобы снова служить своему гуру, который вечно служит Тебе».

Рама улыбнулся: «Я доволен тобой, поэтому сейчас ты можешь идти, куда твоей душе угодно». «Старое, сгорбленное, зловонное и уродливое тело со спутанными седыми волосами — зачем мне оно теперь?» В тот же миг её свободная душа, сбросив свои оковы, вырвалась из долгого плена. Благосклонный взгляд Господа делает нас самими собой. Всё лишнее, придуманное, ненужное само спадает с души под Его всеочищающим взглядом. Как вспышка молнии, её прекрасное, юное духовное тело блеснуло в небесах, чтобы навеки покинуть юдоль скорби, где вечно повторяются рождение и смерть.

Удел нетерпеливых — мельтешение и суета этого мира.
Удел терпеливых — неувядающее счастье общения с Богом.

По материалам лекции Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа
www.Vedic-Culture.in.ua