В Шримад Бхагаватам 7.1,глава 1, текст 11 говрится:
«.... Верховный Господь — творец всех миров и повелитель материальной и духовной энергии, создает также время, в пределах которого действуют живые существа и материальная природа. Именно поэтому ни время, ни материя не властны над Верховной Личностью Бога.»

КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

Не следует думать, что Господь подвержен влиянию времени. Он лишь создает условия, при которых материальная природа может действовать и подчинять себе обусловленные души.

Обусловленные души и материальная природа действуют во времени, но над Господом время не властно, ибо это Он сотворил время. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет:

что бы ни происходило в материальном мире

будь то сотворение, поддержание или разрушение, —

все свершается по высшей воле Господа.

В «Бхагавад-гите» (4.7) Господь говорит:

йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата

абхйуттханам адхармасйа
тадатманам срджамй ахам


«Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты».

Кришна, Верховная Личность Бога, управляет всем, а значит, даже находясь в этом мире, Он не ограничен материальным временем (джанма карма на ме дивйам). Слова калам чарантам срджатиша ашрайам, употребленные в этом стихе «Шримад-Бхагаватам», указывают на то, что, хотя Господь действует во времени, в условиях, где преобладает одна из трех гун природы, время над Ним не властно. Напротив, Господь Сам повелевает временем, ибо создает его, чтобы действовать определенным образом; Господь никогда не подчиняется влиянию времени.

Создание материального мира — одна из Его божественных игр. Все находится в полной власти Господа. Процесс творения происходит, когда преобладает раджо-гуна, поэтому Господь создает время, чтобы дать этой гуне возможность проявить свое влияние. Подобным же образом Он создает время, необходимое для поддержания и разрушения материального мира. Так этот стих утверждает истину о том, что Господь не ограничен рамками времени.


В «Брахма-самхите» говорится:

йшварах паромах кршнах — Кришна — верховный повелитель.

Сач-чид-ананда-виграхах — Его духовное тело исполнено блаженства.

Анадих — Он абсолютно независим.

А в «Бхагавад-гите» (7.7) это подтверждает Сам Кришна:

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа —

«О завоеватель богатств [Арджуна], нет ничего превыше Меня». Никто и ничто не может быть выше Господа, ибо Он — создатель и повелитель всего сущего.

Философы-майявади говорят, что материальный мир ложен (ми-тхья) и ему не следует придавать особую значимость (брахма са-тйам джаган митхйа). Однако это неверно. В данном стихе сказано: сатйа-крт — то, что создано Верховной Личностью Бога, Высшей Истиной (сатъям парам), не может быть ложным (митхъя). Если причина творения истинна (сатъя), как может следствие оказаться неистинным? Само слово сатйа-крт для того и использовано в этом стихе, чтобы подчеркнуть: любое творение Верховной Личности Бога реально, а не иллюзорно. Материальный мир преходящ, однако это не значит, что он не существует.