Веды: что мы знаем о них

К ведической литературе относятся также Махабхарата, содержащая в себе «Бхагавад-гиту»), первоначальная версия Рамаяны, Пураны, а также такие непосредственно примыкающие к ней произведения, как Самхиты и комментарии великих учителей, которые веками определяли ход развития ведической мысли. Ведические Писания (шастры) составляют гармоничное целое с гармоничным итогом (сиддханта).

Чтобы иметь право называться Ведами, или ведическим, произведение должно утверждать ту же цель, что и тексты самих Вед.

Следовательно, мы можем относить к подлинной ведической литературе, или Ведам, любые работы, которые основываются на ведической сиддханте без искажения её смысла, даже если такая работа не является оригинальным Писанием. Таким образом, ведическая традиция предполагает появление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как того требуют место, время и обстоятельства. Однако, чтобы претендовать на подлинность эти дополнения к Ведам, или ведической литературе, должны строго следовать учению Вед, Пуран и Веданта-сутры.

ВедыВеды очень велики по объему. Только одна Риг-веда содержит 1017 гимнов, Махабхарата состоит из 110.000 шлок, а восемнадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов.

Таким образом Веды и вся ведическая литература живая, она не мертва и не пережиток старого. И тем не менее, любая литература, древняя или современная, не должна считаться ведической, если она отклоняется от ведической сиддханты. Поэтому буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они, несомненно, выросли из Вед, нельзя рассматривать как ведические учения.

Веды: какова их цель?

Основное назначение Вед — поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше).

«Бхагават-гита» называет знанием «признание важности самореализации и философский поиск Абсолютной Истины» [Бхагавад-гита 13.12] через «осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло» [Бхагавад-гита 13.9]. Таким образом Веды бескомпромиссно отстаивают представление о том, что несмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь очень тесно связана с страданиями, которые приходят в жизнь каждого человека во все времена жизни человека.

Веды— знания о страданиях в материальном мире

«От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей — все они есть место страданий, где повторяются рождение и смерть»
Бхагавад-гита 8.16.

Кроме повторяющихся страданий рождения, смерти, старости и болезней, веды говорят также о трех других видах страданий:

  1. страданиях, приносимых телом;
  2. страданиях, причиняемых другими живыми существами
  3. страданиях, приносимых природными условиями.

Ведические учителя утверждают, что даже если эти страдания отсутствуют, никто не может обрести счастья в этом материальном мире — силы времени и смерти вынуждают каждого рано или поздно покинуть своё «нагретое» местечко. На санскрите Землю называют Мритйулока — обитель смерти. Её также определяют эпитетом духкхалайам — место страданий и ашашватам — преходящая [Бхагавад-гита 8.15].

Веды о цели человеческой жизни

Веды утверждают, что цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье. Для людей, которые следуют ведам, жизнь означает возможность победить смерть. С точки зрения Вед, человек отрицает жизнь как раз тогда, когда отождествляет себя с иллюзорным материальным телом, полагая, что материальный мир является единственной реальностью. Такие люди упускают возможность, представленную человеку — возможность вопрошать о Высшем.

Веды о ценности человеческой жизни

Веды описывают освобождение как особую привилегию, которая дана именно человеку, а не низшим видам жизни, и убеждают людей избрать именно этот путь. Поэтому человеческое тело сравнивается с кораблем, на котором можно пересечь океан перевоплощений.

Опытный учитель, изучивший Веды, подобен капитану, а ведические гимны попутному ветру. Человек, который не пересекает океан и не достигает вечного освобождения, Веды называют неразумным, ибо любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, ведическая философия считает бессмысленным.

«Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает человеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув науки самореализации —несчастнейший из людей»
Брихад-аранйака Упанишада 3.8.10

Kris.h.Nive
по материалам  книги
«Очерки Ведической литературы»

Vedic-Culture.in.ua