Search - Contacts
Категории
Статьи
Комментарии
Search - News Feeds
Search - Tags
Ведический словарь

Процесс познания мира и Веды

Процесс познания Мира и Веды

Веды

процесс познания

В статье будут рассмотрены способы познания окружающего мира, а также особенности Ведического познания Истины

 

Три способа познания мира

В целом, исходя из особенностей строения тела человека, существует всего три вида восприятия информации и знания:

Процесс познания мира и чувства человека

«Пратйакша» — первый метод процесса познания

Первый метод на санскрите называется «пратйакша» — эмпирическое чувственное восприятие. У человека насчитывается всего пять чувств:

  1. зрение
  2. слух
  3. обоняние
  4. осоязание
  5. вкус

Особенность этого метода — результаты, полученные таким способом, нуждаются в перепроверке и поправках извне. Это связано с тем, что наши чувства несовершенны, а потому вероятность ошибки очень велика.

Особенно возрастает эта вероятность в том случае, когда получение информации происходит через какое-то одно чувство восприятия, а не нескольких. Об этом прекрасно знают все иллюзионисты и успешно этой особенностью человеческого тела пользуются для создания своих фокусов.

И чтобы словить себя на ошибочном восприятии, необходимо подключать другие чувства восприятия. Например, нашему глазу Солнце представляется величиной с монету, но астрономические расчеты свидетельствуют, что чувства обманывают нас — Солнце во много раз больше Земли.

Ярким примером могут быть 3D изображения на асфальте

«Анумана» — второй метод процесса познания

Второй способ получения знаний, называемый анумана (теории, выводимые из фактов), более точен в сравнении с первым, однако он так же не совершенен, поскольку не обладает способностью привести к познанию того, что лежит за пределами сферы логического мышления, логического постижения. В основе теории Чарльза Дарвина, многих антропологических и археологических теорий лежат индуктивные предположения типа: «это могло быть так, а могло быть эдак...».

Согласно Вед, процесс анумана сам по себе никогда не может привести к совершенному знанию. Веды утверждают, что объекты, не относящиеся к материальной природе, не могут быть познаны экспериментально, поскольку эксперименты проводятся в рамках материальной природы. Поэтому их называют «ачинтйа» (непостижимые). Всё, что относится к ачинтйа, невозможно постичь с помощью отвлеченных размышлений или логических построений.

«Ни одна проблема не может быть решена на том уровне сознания, на котором она создана.»
Альберт Эйнштейн

В этом случае истина постигается только посредством  следующего способа познания мира — «шабда».

«Шабда» — третий метод процесса познания мира

«Шабда», или слушание первоисточника, т.е. личности, которая обладает авторитетной информацией. В материальном мире таким качеством обладает ведическая литература. Именно шабда, третий способ получения знаний, считается самым надёжным и важным, поскольку исходит из уст авторитета.

Поскольку люди ограничены и несовершенны, поэтому и их воздвигаемые логические теории и предположения примают качества их создателей, т.е. человека несовершенного (теория систем: подсистема наследует признаки материнской системы). Именно поэтому Веды называют четыре причины, по которым любое знание, не относящееся к категории шабда, будет несовершенным.

  • Чувства каждого человека ограничены, или несовершенны. Например,в тёмной комнате мы не можем видеть даже собственных рук.
  • Именно поэтому, какой бы одаренный и педантичный ни был человек, он не в состоянии избежать ошибок: человеку свойственно ошибаться.
  • Совершая ошибки и наделяя свои поступки «истинностью» люди впадают в иллюзию. В шастрах говорится, что всякий материально обусловленный человек пребывает в иллюзии, если воспринимает себя в категориях национальной, расовой, религиозной или родовой принадлежности. Первый шаг человека в трансцендентном знании согласно Ведам, есть осознание того, что его сущность не имеет прямого отношения к окружающему его временному материальному телу.
  • В результате всего выше перечисленного, каждый человек склонен к обману. Взять хотя бы человека, который осмеливается учить других, хотя сам далеко небезупречен. По существу, он является обманщиком, потому что его знание несовершенно.

Знание в Ведической культуре

Учитывая всё выше сказанное Ведическое знание в основном есть «шабда» — т.е. знание, передаваемое от Высшего авторитета, поэтому оно считается совершенным. Например: если ребенок хочет узнать, кто его отец, он должен обратиться к своей матери. Он может опросить всех мужчин, но гораздо проще спросить об этом у своей матери, авторитет которой в этом вопросе неоспорим. Точно так же в своей повседневной жизни мы доверяем мнению и видению специалистов в своей сфере: сторителям, докторам, учителям, техникам при ремонте оборудования, психологам и др.

Другими словами, если человек имеет возможность получить информацию из достоверного источника, ему нет необходимости утруждать себя так называемым «независимыми исследованиями». Метод шабда, в котором мы принимаем авторитет, абсолютно жизненно необходим, если мы хотим узнать о предметах, находящихся за пределами сферы наших знаний и, особенно, действия чувств и логики. При этом важно отметить, что в соответствии с Ведическими представлениям понятие «авторитет» означает не «диктатор», а скорее «носитель первоначального неискаженного знания».

«Обладать чистым сознанием — значит действовать в соответствии с наставлениями Господа. Это главный признак очищенного сознания. Мы уже обладаем сознанием, однако, поскольку мы всего лишь частицы Господа, нам свойственно попадать под влияние материальных гун.»
Шрила Прабхупада, «Бхагавад-Гите», введение

Восприятие трансцендентного знания из уст человека, компетентного в нём — это стандартный метод познания, устанавливаемый самими Ведами. Материальное знание относится к тому, что находится внутри материальной Вселенной, а трансцендентное знание говорит о том, что находится за Её пределами. Веды указывают на Высшую изначальную истину в равной мере недоступную как для непосредственного восприятия (пратйакша), так и для индуктивного метода (анумана).

Когда же человек получает трансцендентную информацию из уст компетентного человека, он обретает счастье и больше ни в чём не нуждается. Он возвышается над двойственностями материального мира. С другой стороны, человек, следующий эмпирической традиции, склонен рассматривать всё, что выходит за рамки чувственно воспринимаемого или логически постижимого, как предмет слепой веры, суеверия догмы или интуиции.

Ведические философы объявляют, что шабда (слушание компетентного человека) открывает сферу знаний, недоступных научной методологии. Они утверждают, что шабда — единственный метод, позволяющий узнать то, что непознаваемо в нашем теперешнем обусловленном состоянии. Чтобы узнать, кто его отец, у ребенка нет иного выхода, кроме как спросить у своей матери. Тут не помогут ни вера, ни убеждения, ни чувства, единственный путь — это выслушать авторитетный источний, т.е. того, кто знает. Человек может избавиться от всех страданий лишь тогда, когда будет учиться у того, кто обладает совершенным знанием.

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.» Бхагавад-гита 4.34

В ведической традиции идеальным учителем, гуру, может быть только тот, кто «увидел истину». Для детального изучения это темы важно постичь следующие понятие Ведической культуры:

Которые рассмотрены в статье «Духовный учитель и ученик»

Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Процесс познания мира и Веды»