Гуру,
парампара и ученик.
Чтобы лучше понять суть процесса шабда, мы должны рассмотреть
ведическую концепцию учителя (гуру) и ученика (шишйа). Ученик должен не
просто искать совершенных знаний в ведической литературе, он должен лично
получать их от квалифицированного учителя, с которым его связывают особые
отношения. Буквальное значение слова гуру - 'тяжелый', и истинный гуру
должен быть тяжелым, нагруженным знаниями. Каждый, кого завели в тупик
проблемы существования, должен обратиться за знаниями к духовному учителю.
И лучший пример взаимоотношений учителя и ученика содержится в Бхагавад-гите.
Арджуна, поставленный перед необходимостью сражаться со своими друзьями
и родственниками, пал духом. Один известный психолог заметил, что Арджуна
испытывал 'онтологическую тревогу', и потому забыл, кто он такой и в чем
состоит его долг. Поэтому он обратился к гуру - Кришне, (которого Веды
признают Верховной Личностью, знатоком и соста-вителем их самих). „Я лишился
покоя, - сказал Арджуна, - прошу Тебя, наставь меня". (Бхагавад-гита
2.7) Позже Господь Кришна сказал Арджуне, что каждый человек должен принять
истинного духовного учителя. В Мундака Упанишаде (1.2.12) мы находим:
тад-виджнйнартхам са гурум эвабхигаччхет самит-паних шротрийам брахма-ништхам:
Чтобы постичь трансцендентную науку, человек должен со смирением обратиться
к истинному духовному учителю, который принадлежит к цепи ученической
преемственности и утвердился в Абсолютной Истине.
Хириянна пишет, что не составляет труда по достоинству оценить эту ведическую
точку зрения, „... потому что сколь бы ни были ценны собственные усилия,
но их одних еще недостаточно для постижения истины столь глубокой и обширной.
Без сомнения, живой голос учителя, твердо верящего в то, чему он учит,
может убедить скорее, чем письменное слово".
Итак, послание Вед приходит через духовного учителя. Как мы уже упоминали.
Веды утверждают, что знание, основанное на чувственном восприятии или
умозаключе-ниях, не способно привести ученика к высшей цели. Ученик
постигает истины Вед в нисходящем процессе - из самих
Вед и через посредство гуру. Цепь, по которой передаются эти знания, называется
гуру-парампара - ученическая преемственность. В Бхагавад-гите (4.2.) Кришна
говорит Арджуне: эвам парампара-праптам:„Эта высшая наука (бхакти-йога,
знание, обретаемое через преданное служение) передавалась по цепи ученической
преемственности". Таким образом, ученик связан не только со своим
духовным учителем, но и с духовным учителем своего духовного учителя и
так далее, со всей непрерывной цепью учителей. Цепь учителей, в которой
каждый из гуру получает истину и передает ее дальше, называется его сампрадайей.
Например, в Брахма-сампрадайе ведическое знание пришло через Брахму, в
Кумара-сампрадайе через рши (мудрецов) Кума-ров. Веды говорят, что эти
сампрадайи восходят ко времени сотворения вселенной и продолжаются до
настоящего времени в личности гуру данного ученика. Благодаря тому, что
процесс передачи не прерывался, через наставления присутствующего духовного
учителя говорят все преды-дущие гуру. Ученик принимает неискаженное чистое
веди-ческое послание так же, как он мог бы получить плод с дерева манго
через цепочку людей, сидящих на его ветвях. Человек на вершине дерева
снимает плод и заботливо передает его сидящему ниже. Так, переходя из
рук в руки, плод в целости и сохранности попадает к человеку, сто-ящему
на земле.
Возможно, кто-то усомнится в способности учителей точно передавать послание
от одного к другому без искажений и добавлений. Но передавать ведическое
знание, наследуя учителям прошлого, может далеко не каждый - на это способен
только совершенный гуру. Ведический метод гарантирует достоверность передачи
знания, предъявляя особые требования к людям, участвующим в процессе его
передачи.
Качества гуру
Поскольку гуру должен передавать истины Вед совершен-ным
образом, ему отводится решающая роль. Поэтому Веды предупреждают того,
кто желает стать учеником, что он Должен иметь предварительные знания
о качествах истинного гуру. К сожалению, за последние годы многие индий-ские
и западные учителя, нарушая заповеди Вед, подорвали авторитет гуру и доверие
к нему. В наши дни есть профессиональные гуру, которые торгуют секретными
м а нтрам и и позволяют своим ученикам пренебрегать всеми прин-ципами
аскетизма, о которых говорят Веды. Они сводят йогу к гимнастике и утверждают,
что ее цель - достижение материального благополучия и здоровья. Вопреки
Ведам они провозглашают себя или кого угодно Богом и тому подобное. Поэтому
нет ничего удивительного в том, что люди стали скептически относиться
к понятию гуру.
И тем не менее, по ведическим представлениям, отно-шения между гуру и
шишйей-вечная истина, которую человек может постичь только тогда, когда
он искренне обращается к подлинному гуру. Поэтому прежде всего необходимо
понять признаки, отличающие истинного гуру, духовного учителя, получившего
чистое знание и способ-ного передавать его. Рупа Госвами, философ, живший
в XVI веке, последователь Вед и ученик Крщны Чайтанйи, перечисляет в Упадешамдте
шесть признаков гуру. „Любой здравомыслящий человек, который способен
контролиро-вать свое желание говорить, запросы ума, вспышки гнева и требования
языка, желудка и гениталиев, обладает всем необходимым для того, чтобы
иметь учеников повсюду в мире".
Духовный учитель есть также ачарйа, тот, кто учит своим личным примером.
Человек сомнительных личных качеств, привязанный к эгоистическим наслаждениям,
имеющий корыстные интересы, каким бы блестящим интеллектом он ни обладал,
не может быть духовным учителем. Шри Крщна Чаитанйа утверждал: апани ачари'бхакти
корила прачара:
„Сначала стань совершенньм сам, а потом можешь учить других". Иначе
говоря, гуру должен быть свамй, хозяином чувств, а не их невольником.
Никому не следует называться гуру, свами или саннйаси (монахом, давшим
обет отречения от мира) по своей прихоти. Претендующий на это должен действительно
обладать качествами гуру, свамй или саннйаси.
Наставления гуру, по определению, находятся в соответ-ствии с учением
Вед. Он не должен отходить от ведического учения, пускаясь в собственные
умозрительные рассужде-ния, так же как и быть атеистом, мирским политическим
деятелем или филантропом. Он учит, что духовное знание - высшее благо
человечества, и поэтому сам ведет жизнь, являющуюся образцом отречения
от материальных наслаждений. Другими словами, он должен пребывать в блаженном
единении со Всевышним. Ведическая литература определяет такого человека
словом судурлабха, то есть тот п'о встречается очень редко. (Бхагавад-гита
7.19).
В свою очередь, гуру должен быть сам шишйей (учеником) истинного духовного
учителя в цепи ученической преем-ственности. Кроме того, существует внутренне
сбалансиро-ванная система, называемая гуру-шйстра-садху. Учение гуру должно
находиться с согласии с тем, чему учили садху (предыдущие учителя в цепи
ученической преемственнос-ти), которые, в свою очередь, должны передавать
прямой смысл шастр (священных Писаний).
Качества ученика
Ученик также должен обладать определенными качествами.
Основные требования к нему описаны в Бхагавад-гите (4.34). Ученик должен
„смиренно задавать вопросы гуру и служить ему". Вера в гуру - наиболее
важное условие для того, чтобы человек мог получить посвящение в ученики.
Шветашватара Упанишада (6.23) утверждает:
йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах
„Только тем великим душам, которые безоговорочно верят во Всевышнего и
в духовного учителя, незамедлительно открывается весь смысл ведического
знания".
Вера в гуру - тема одного из рассказов о Шри Кришне в Бхагавата Пуране
(10.80). Вспоминая о Своих детских играх, Кришна рассказывает, как однажды
Он пошел собирать дрова для Своего гуру и вместе с друзьями заблудился
в лесу во время грозы. Всю ночь Он провел, блуждая по лесу, а наутро,
когда, наконец, гуру и другие ученики разыскали Крщну, Его гуру был очень
доволен подобным усердием и благословил Его такими словами:
„Достойно восхищения то, что Ты столько претер-пел из-за меня. Каждый
в первую очередь заботится о своем теле, но Твоя вера в гуру так велика,
что, не заботясь о Своих удобствах. Ты принял на Себя все эти тяготы ради
Своего духовного учителя. Посвятить свою жизнь служению духовному учителю
- Долг каждого ученика. О лучший из дваждырожденных, я очень доволен тем,
что Ты сделал, и бла-гословляю Тебя: да исполнятся все Твои желания и
намерения. Пусть же понимание Вед, которое я дал Тебе, навсегда останется
в Твоей памяти, так что в любую минуту Ты сможешь вспомнить, о чем говорится
в них, и без труда процитировать их наставления. Так Ты никогда не испытаешь
разо-чарования ни в этой жизни, ни в следующей".
Кршна, вспоминая об этом случае, говорил так:
„Никто не может быть счастлив без благословения духовного учителя. Милость
духовного учителя и его благословение позволяют человеку обрести мир и
благополучие и исполнить назначение человеческой жизни."
Очевидно, что вера, о которой говорится здесь, это не просто интеллектуальное
соглашение по каким-то теоло-гическим предметам. Она предполагает, что
ученик должен всецело отдать себя служению гуру, сделать его наставления
делом своей жизни, подчинив этому свои тело и ум. Поэтому не зря говорится,
что выбор гуру гораздо важнее, чем выбор жены.
Веды подчеркивают необходимость такой абсолютной преданности. Прежде всего,
гуру действует как спаситель ученика. Только он один может передать ему
ведическое знание и, тем самым, привести ученика к освобождению. Поэтому
ученик в неоплатном долгу перед гуру, который собственными руками вытягивает
его из дремучего неве-жества обусловленной жизни и одаряет совершенством
вечности, блаженства и знания. В свою очередь, и гуру должен со смирением
выполнять свои обязанности слуги Всевышнего и своего учителя в цепи ученической
преемственности.
Тот, кто удовлетворяет своего гуру искренним служением и действительно
понимает заключения Вед, получает посвящение в брахманы. Брахманом называют
образованного человека, который достоин обучать других. В Индии есть много
смарта-брахманов, или брахманов с кастовым сознанием, которые настаивают
на том, что подняться до уровня брахмана, не родившись в семье брахмана,
невозможно. Но эта концепция наследственного брахманства решительно противоречит
Ведам. Один ученый пишет: „В
разделе Махабхараты под названием Шримад Бхагавад-гийта парвадхйайах Васудева-Кришна
недвусмысленно утверждает, что классификация людей на четыре варны (касты)
основана на гуна-карме, то есть, на духовных качествах и поведении".
В Чхандогйа Упанишаде содержится знаменитый рассказ о мальчике по имени
Сатйакама, который обратился к гуру с просьбой взять его в ученики. Гуру
спросил: „Ты сын брахмана." Мальчик ответил, что не знает, кем был
его отец. Тогда гуру посоветовал ему спросить у матери, но мать откровенно
призналась, что знала многих мужчин и затрудняется ответить на этот вопрос.
Тогда мальчик вернулся к гуру и сказал: „Моя мать не знает этого".
Довольный честностью мальчика, духовный учитель заключил: „Ты. конечно
же, брахман"
В соответствии с ведическим приципом, любой может возвыситься, если он
получит должное образование и воспитание. В Хари-бхактч-ви.шсе Санатаны
Госвамй говорится, что тот, кто должным образом получил посвя-щение, безусловно,
становится брахманом, подобно тому. как бронза может превратиться в золото,
смешавшись со ртутью. В Седьмой Песни Бхагавата Пураны (7.11.35) Нарада
говорит царю Йудхиштхире, что брахманом нужно считать того, кто обладает
качествами брахмана. Таким образом, принадлежность к особому роду, расе
или религии несущественна для ученика.
Самые важные качества ученика - это вера. желание служить и стремление
смиренно вопрошать. Однако ученик не должен слепо следовать своему учителю.
В Бхагавад-гите Арджуна задает ряд испытующих вопросов, и Шри Кришна отвечает
на них, давая философское обоснование и ссылаясь на шастры и садху.
Важность взаимоотношений духовного учителя, гуру, и ученика, шищйи, в
ведической традиции невозможно переоценить. В Падма Пуране подчеркивается,
что без гуру невозможно получить духовное знание: Мантра, которую получил
человек, не окажет действия, если духовный учитель, находящийся в цепи
ученической преемственности, не дал ему посвящения". Шастры постоянно
говорят о не-оценимой пользе общения со святым человеком. Утверждается,
что тысяча жизней, прожитых без общения со святым человеком, не стоит
минуты, проведенной с ним. Уже "Ремление ученика слушать своего гуру
само по себе есть ыиое достоинство. Если ученик послушно выполняет наставления,
услышанные им от духовного учителя, он без особых усилий возвышается над
освобождением, поднимаясь до высшей ступени любви к Богу.
Обязательно, чтобы шищйа, как и его гуру, жил, руководствуясь высокими
моральными принципами, установленными в шастрах. Шанкара утверждает, что
обучающийся философии должен отвечать следующим основным требованиям:
„Ученик должен обладать непоколебимым стремлением постичь различие между
материей и духом; он должен отречься от всех своих личных желаний и эгоистических
интересов; он должен управлять своими чувствами и умом".До тех пор,
пока он не отказался от материальных наслаждений, равно как и от привязанности
к тоске, он не готов к трансцендентной жизни. Как подтверждает Кришна
в Бхагавад-гйте (2.41); „. . . Идущие по этому пути тверды в своих намерениях
и стремятся к одной цели; многоветвист разум тех, кто нерешительны".
По традиции, человек должен отказаться от четырех 'опор греха': употребления
в пищу мяса, недозволенного секса, азартных игр и одурманивающих средств.
Резюме
Мы описали назначение, происхождение и пути пости-жения
ведического знания так, как об этом говорится в самих Ведах. Последователь
Вед принимает шастры как слова Верховной Личности (ишвары, Нарайаны),
которые поэтому не нуждаются в доказательствах. Иначе говоря, нет никакой
необходимости проверять истины, которые утверждают Веды. Далее, он не
должен пытаться постичь причину всех причин, опираясь на материальное
знание или собственные умозрительные рассуждения - постичь Абсолютную
Истину можно, лишь с глубокой верой внимая истинному духовному учителю.
Великие тайны духовной жизни, которые гуру передает шишйе, открыты каждому,
независимо от кастовой и родовой принадлежности. Чтобы прикоснуться к
духовному знанию, ученик должен соблю-дать правила и предписания, которые
установлены гуру для его очищения. Таковы основные принципы Вед, необхо-димые
для приобщения к трансцендентному знанию.
|