Шриман Бирчандра, или Бирабхадра Прабху, родился в этом мире на девятый
день убывающей Луны картика месяца, что совпадает с днем божественного
явления Шри Шримад Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа.
Шри Кришна Дас Кавираджа Госвами пишет (Чч. Ади. 11.8-12):
"Самая важная ветвь неразрушимого дерева вечной любви к Богу,
Шри Чайтаньи Махапрабху, - это Шри Нитьянанда Прабху... Из этой ветви
растет множество других ветвей и веточек... Величайшей после Нитьянанды
Прабху ветвью является Бирабхадра Госвами (Бирчандра Прабху)... несмотря
на то, что Бирчандра Прабху был Верховной Личностью Бога, Он выдавал
себя за великого преданного. И хотя Верховный Бог стоит выше любых предписаний
Вед, Он строго соблюдал все ведические ритуалы. Он - главная колонна
во дворце преданного служения, воздвигнутом Шри Чайтаньей Махапрабху.
Он знал внутри, что вел себя, как Верховный Господь Вишну, но не выказывал
никакой гордости. Именно по чудесной милости Шри Бирчандры Прабху у
людей со всего мира есть теперь возможность повторять имена Чайтаньи
и Нитьянанды. Поэтому я принимаю убежище у лотосных стоп Шри Бирчандры
Прабху, чтобы по Его милости мое великое желание написать "Шри
Чайтанья-чаритамриту" направилось в должное русло".
Шри Бхактисиддханта Сарасвати в своей "Анубхашье" - комментарии
к "Чайтанья-чаритамрите" - рассказывает о жизни Шри Бирчандры
Прабху. Он пишет, что Бирчандра Прабху, известный также под именем Вирабхадры
Госвами, был сыном Нитьянанды Прабху и учеником Джахнавы Маты. Родился
он из лона Шри Васудхи, второй жены Нитьянанды Прабху. В "Гаура-ганодеша-дипике"
его упоминают как воплощение Кширодакашайи Вишну:
санкаршанашья йо вьюха, пайобдхишьяи-намаках
са эва вирачандро`бху-чайтанья-абхинна виграха
"Шри Санкаршан Дева распространился как Кширодакашайи Вишну, воплощение
которого - Бирчандра Прабху. Он не отличается от Шри Чайтаньи Махапрабху
и таким образом является Вишну-таттвой, самим Богом".
В деревне под названием Джхаматапура, расположенной в округе Хугали,
у Бирчандры Прабху был ученик по имени Ядунанданачарья, имевший двух
дочерей: свою родную дочь, Шримати, и приемную - Нараяни. Обе они вышли
замуж за Бирчандру. Об этой свадьбе Бирчандры Прабху упоминается в "Бхакти-ратнакаре"
Шри Нарахари Чакраварти Тхакура:
"Неподалеку от Раджабол-хатты раскинулась деревня Джхаматпура.
Шри Джахнава Мата была там в храме одного из своих учеников. Жил там
брахман Ядунандана Ачарья, ставший великим преданным по милости Шри
Джахнава Маты. Жену Ядунанданы звали Лакшми. Говорят, что она была чиста
и очень набожна. Две дочери было у них - Шримати и Нараяни. Несравненная
красота их была удивительна. По просьбе Джахнавы Маты этот счастливый
брахман выдал обеих своих дочерей за Бирчандру Прабху".
Шри Ядунандана Ачарья был учеником Бирчандры Прабху. Шримати и Нараяни
получили посвящение в мантру от Шри Джахнавы Маты. Дочь Шри Васудхи
звали Гангадеви. Она была аватарой самой Гангадеви и вышла за Шри Мадхава
Ачарью, воплощение Шантану Махараджа. "Махабхарата" прославляет
Шантану Махараджа, отца Бхишмадевы в Двапара-югу, как супруга самой
Гангадеви. Мадхава Ачарья был великим преданным, с головой ушедшим в
Кришна-прему.
По велению своей матери Шри Бирчандра Прабху совершил паломничество
в Шри Вриндавана Дхаму. Сначала он посетил дом Уддхарана Датты Тхакура
в Саптаграме. Сын Уддхарана Датты Тхакура, Шриниваса Датта Тхакур, встретил
Бирчандру Прабху с подобающим уважением, и Бирчандра Прабху остался
там на два дня.
Оттуда он отправился в Шантипур, где посетил дом Шри Адвайты Ачарьи.
Сын Адвайты Ачарьи, Шри Кришна Мишра, сердечно приветствовал Бирчандру
Прабху и принял его так радушно, как только мог, а во время санкиртана
все утонули в сладких волнах святого имени.
Оттуда Бирчандра Прабху отправился в Амбика-Кальну, где посетил дом
Шри Гауридасы Пандита. Шри Хридая Чайтанья Прабху встретил его там очень
тепло и нежно.
Из Амбика-Кальны Бирчандра Прабху пошел в Навадвипа-дхаму, в дом Шри
Джаганнатха Мишры. Увидев сына Нитьянанды Прабху, все находившиеся там
последователи Шри Чайтаньи чрезвычайно обрадовались и, переполненные
счастьем, пригласили его к себе.
Он прожил там два дня, после чего отправился в путешествие в Шри Кханду,
где его встретили, обняли и любовно приняли Шри Рагхунандана и Шри Канай
Тхакур.
Пробыв там некоторое время, он продолжил свой путь и отправился в Яджиграм,
чтобы посетить дом Шринивасы Ачарьи. С величайшей преданностью Шриниваса
Ачарья провел пуджу Шри Бирчандре Прабху, зная, что пред ним - Верховная
Личность Бога. Шри Бирчандра Прабху прожил там несколько дней, во время
которых состоялся огромный праздник санкиртаны. Затем он пошел в Кантхак-Нагар,
что недалеко от Катвы, - место, где принял санньясу Махапрабху.
Проведя там день, Бирчандра Прабху направил свои стопы в Бадхури Грам
и пришел к дому Говинды Кавираджа. Будучи возвышенным вайшнавом, Говинда
Кавирадж принял его с великой преданностью и подобающим почтением, а
также провел для него пуджу. Такая великая преданность доставила Бирчандре
Прабху огромное удовольствие, и он остался в этом доме на два дня.
После этого он посетил Кхетури-Грам, родину Нароттамы Тхакура. Все
это записано в "Бхактиратнакаре": "Чтобы усилить блаженство
Шри Нароттамы Тхакура до бесконечности, Шри Бирчандра Прабху - важная
ветвь дерева Шри Чайтаньи - пришел в Кхетури-Грам и танцевал во время
санкиртана. Бесчисленные толпы людей пришли тогда посмотреть на Шри
Бирчандру Прабху - самого Вишну".
Прожив в Кхетури-Граме несколько дней и приняв участие в празднике
санкиртаны, Бирчандра Прабху продолжил свой путь во Вриндаван. Многие
грешники и атеисты, встретившиеся на его пути, получили освобождение
благодаря его влиянию. Когда он пришел во Вриндаван, то видные местные
преданные, извещенные о его благоприятном прибытии, ждали у дороги,
желая сразу же тепло встретить Бирчандру Прабху. Все эти преданные были
великие души: Шри Джива Госвами, Шримад Кришна даса Кавирадж Госвами,
а также Шри Ананта Ачарья и Шри Хари Даса Пандит - ученики Шри Гададхары
Пандита, и пуджари божества Шри Мадана-Мохана. Шри Кришна Даса Брахмачари,
Шри Гопинатха Адхикари и Шри Мадху Пандит тоже были там, как и пуджари
Шри Гопинатха, Бхавананда. Также там были Кашишвара со своими учениками
Шри Говиндой Госвами (пуджари Шри Говинды во Вриндаване) и Шри Ядава
Ачарьей и многие другие.
В "Бхакти-ратнакаре" рассказывается: "Каждый вышел посмотреть
на Бирчандру Прабху, и все жители Вриндавана радовались тому, что получили
Его даршан. Экстаз проявленной Им бхакти поразил каждого. Он пел о высочайших
достоинствах Вриндавана и его преданных. После этого Он посетил божества
Шри Говинды, Шри Гопинатха и Шри Мадана-Мохана, получив даршан их священных
форм".
Затем по велению Шри Дживы Госвами и Шри Бхугарбхи Госвами Бирчандра
Прабху отправился в большое паломничество по лесам Вриндавана. Он увидел
двенадцать лесов Вриндавана, Радха-кунду, Шьяма-кунду и холм Говардхану.
Когда он всё это видел, в нем удивительным образом проявлялась божественная
любовь. То, как выражался в нем экстаз Кришна-бхакти, очаровало всех
жителей Вриндавана.
Таким образом, обойдя постепенно все важные святые места Вриндавана,
Шри Бирчандра Прабху возвратился в Гаудадешу. После таких удивительных
проявлений божественной любви Бирчандрой Прабху слава о нем разошлась
повсюду. Его божественные качества не отличались от качеств Нитьянанды
Прабху. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в комментарии "Анубхашья",
что у Бирчандры Прабху было три ученика, к которым относятся как к его
сыновьям: Гопиджана-валлабха, Рамакришна и Рамачандра. Младший, Рамачандра,
был из династии Сандилья, фамилия его была Варавьяла. Он обосновался
со своей семье в Кхорадохе, и членов этой семьи знают как госвами из
Кхорадохи. Старший ученик, Гопиджана-валлабха, жил в деревне Лата в
округе Бурдван, невдалеке от железнодорожной станции Манакара. Средний,
Рамакришна, жил недалеко от Малды в деревне Гайешпура.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура замечает, что эти трое учеников
были из разных династий, также у них были разные фамилии и жили они
в разных местах, поэтому нельзя считать их настоящими сыновьями Вирачандры
Прабху.
У младшего ученика Бирчандры Прабху, Рамачандры, было четверо сыновей,
старшего звали Радха-Мадхава, третьим сыном которого был Ядавендра.
Сыном Ядавендры был Нандакишора, его сыном - Нидхикришна, его сыном
- Чайтаньячанд, его сыном - Кришна Мохан, его сыном - Джаганмохана,
его сыном - Враджанатха, а его сыном - Шьямалал Госвами.