На территории нынешней Бенгалии находилось когда-то царство Шри Нареш
Нараяны. У царя Нареш Нараяны была дочь по имени Шачи. С самого детства
Шачи была величайшей преданной Господа. За короткое время Шачи получила
образование. Сначала она погрузилась в грамматику и стихосложение, но
достигнув в этих предметах совершенства, она постепенно полностью занялась
бесконечным изучением писаний. Несмотря на свой юный возраст, девушка
всегда была очарована сознанием Кришны. Когда Шачи выросла, ее красота
пленяла всех юношей, но Шачи совершенно не интересовали молодые люди,
какими бы красивыми и богатыми они ни были. Она всегда была полна мыслями
о Мадана Гопале.
Шри Нареш Нараяна стал подумывать о свадьбе дочери. Понимая намерения
отца, Шачи сказала: "Я не выйду замуж за смертного мужчину, рожденного
в этом мире смерти". Царь с царицей хотели было сделать необходимые
приготовления для свадьбы, но Шачи не хотела выходить замуж. Шло время,
и, не переставая сожалеть о том, как им не удалось устроить семейную
жизнь дочери, царь и царица состарились и ушли из этого мира.
После смерти родителей Шачи унаследовала царский трон, приняв на себя
ответственность за управление государством. Однажды, под предлогом осмотра
своих владений, Шачи отправилась в паломничество по святым местам, назначив
на должность правителей нескольких родственников. Она скиталась повсюду,
но нигде ее сердце не находило удовлетворения. Она решила найти настоящего
духовного учителя. После долгих путешествий она прибыла в Джаганнатха
Пури и однажды после даршана божеств Джаганнатхи получила послание изнутри
и вдохновилась уйти во Вриндаван.
Тогда Шачи почувствовала, что восходит месяц ее удачи. Во Вриндаване
ей посчастливилось встретить Харидасу Пандита, чья безраздельная преданность
Гауранге и Нитьянанде была непревзойденной. Видя его духовную силу и
божественное тело аскета, Шачи пришла в экстаз. После глубокой медитации
продолжительностью в несколько дней, Харидас Пандит дал Шачи прибежище.
Слезы ручьями текли из глаз Шачи, она упала к лотосным стопам Харидаса
Пандита и молила его о милости.
В "Чайтанья-чаритамрите" духовная родословная Харидаса Пандита
описывается следующим образом: "Ананта Ачарья был учеником Гададхары
Пандита. Его тело постоянно сотрясал экстаз Кришна-премы. Он был великодушен
и всесторонне развит. Ананта Ачарья был наделен всеми положительными
качествами. Никто не мог оценить все его величие. Возлюбленным учеником
его был Пандит Харидас".
Чтобы узнать, может ли Шачи стать ученицей, Харидас Пандит сказал:
"Это невозможно для принцессы - прийти во Вриндаван в качестве
преданной, постоянно быть погруженной в бхаджан, мало есть и жить в
бедности, без всяких удобств. Чем идти во Вриндаван, лучше бы ты осталась
дома и поклонялась там".
Шри Шачидеви понимала, к чему весь этот разговор. Она не обратила никакого
внимания на все попытки отговорить ее от выполнения принятого решения.
С суровой решимостью, отрешенностью и аскетизмом она продолжала заниматься
бхаджаном и служить своему гуру. Погрузившись в аскетическое служение,
она отказалась постепенно от своих царских одежд и роскошных украшений.
Однажды Харидас Пандит Госвами сказал Шачидеви: "Если хочешь,
то, позабыв о гордости и страхе, ты можешь просить подаяние, ходя по
Врадже от двери к двери, как преданная, живущая в отречении. Я благословляю
тебя". Радость Шачи не знала границ, когда она услышала слова гурудева.
И, освободившись от ложного эго, облачившись в одни лохмотья, она пошла
по Вриндавану от одного дома к другому, прося подаяния, словно шмель,
который берет с каждого цветка совсем немного пыльцы. Так она проявила
великую отрешенность и аскетизм, присущие очень продвинутым преданным.
Ее невероятное самоотречение изумило всех преданных во Вриндаване.
Постепенно тело Шачи стало слабым и болезненным. Она исхудала и покрылась
сажей. Однако, не обращая внимания на свое состояние, она продолжала
вести аскетический образ жизни. Доведя себя прилежным служением до физического
истощения, она засыпала на берегу Ямуны и вставала на следующий день,
чтобы убрать в храме Господа. Она регулярно обходила некоторые святые
места, смотрела на ароти Божеств и слушала лекции по "Шримад-Бхагаватам".
При виде такого сильного отречения Шачидеви сердце Харидаса Пандита
Госвами преисполнилось жалости. Он стал более милостив к ней. С улыбкой
на устах подозвал он Шачидеви и сказал ей: "Ты принцесса, и тем
не менее ты прилагаешь такие большие усилия, поклоняясь Кришне, что
видя отречение и аскетизм, порожденные твоей преданностью, я испытал
величайшее счастье. Скоро я дам тебе посвящение в мантру".
У Харидаса Пандита была одна ученица по имени Шри Лакшмиприя, которую
он очень любил. Как раз в это время она пришла во Вриндаван. Шри Лакшмиприя
произносила триста тысяч имен Кришны в день. Шачидеви каждый день занималась
бхаджаном на берегу Радхакунды, и по прибытии Шри Лакшмиприи во Вриндаван
Харидас Пандит отправил ее жить неподалеку от Шачидеви. Получив приказание
гуру, Лакшмиприя отправилась на Радха-кунду, чтобы жить с Шачидеви и
помогать ей заниматься бхаджаном. Каждый день Шачидеви и Лакшмиприя
обходили холм Говардхан.
Таким образом Шачи продолжала с большой решимостью поклоняться Кришне
в обществе Лакшмиприядеви. Она жила на берегу Радхакунды, пока однажды
Харидас Пандит не позвал ее обратно. Он велел ей вернуться в Джаганнатха
Пури, продолжать свой бхаджан и проповедовать то, что она узнала из
учения Шри Чайтаньи. В то время почти все, кто лично сопровождал Чайтанью
Махапрабху, вернулись обратно к Богу и вступили в вечные невидимые игры.
Шри Шачидеви ушла из Вриндавана и вернулась в Джаганнатха Пури. Согласно
наставлениям гурудева она отправилась в дом, где жил когда-то Сарвабхаума
Пандит. Там она занималась бхаджаном и начала читать лекции по "Шримад-Бхагаватам".
Старый дом Сарвабхаумы пришел в упадок и начал разваливаться. В нем
долго никто не жил. Не осталось никого, чтобы поклоняться Дамодара-шалаграму,
которому поклонялся когда-то сам Сарвабхаума Бхаттачарья. Шачидеви по
высшему классу организовала поклонение Шалаграму в соответствии с традиционными
правилами и предписаниями шастр. Изо дня в день верные преданные приходили
в дом Сарвабхаумы, чтобы послушать ее удивительные сиддхантические толкования
"Шримад-Бхагаватам". Вскоре лекции по "Бхагаватам"
получили большую известность, и люди шли не один километр просто ради
того, чтобы ее услышать.
Однажды послушать "Бхагаватам" из уст Шачидеви пришел царь
Джаганнатха Пури, Мукунда Дева. Услышав ее оригинальное объяснение сиддханты,
царь совершенно изумился. Он подумал про себя, что было бы неплохо преподнести
Шачидеви что-нибудь прекрасное в знак признательности ее преданности
Кришне. В ту ночь он увидел удивительный сон, в котором ему явился Господь
Джаганнатха и приказал: "Преподнеси Шачидеви землю на берегу Ганга".
На следующий день Мукунда Дева отправился к Шачидеви. С великим смирением
Шачидеви предложила царю сиденье и спросила, что привело его к ней.
Царь Мукунда Дева рассказал о видении Господа Джаганнатха и о том, как
Он велел ему наделить участок земли на берегу Ганга для Шачидеви. Шри
Шачидеви не была расположена принимать какое бы то ни было имущество
или удобства и хотела отказаться. Но царь настаивал и настаивал на своем
желании и, не желая нарушать повеление Господа Джаганнатха, царь Мукунда
Дева издал указ, гласящий, что священный гхат на берегу Белого Ганга
переходит во владение Шри Шачидеви.
В указе было обнародовано, что Шри Шачидеви - это принцесса, отказавшаяся
от всего, чтобы прийти в Джаганнатха Пури и проповедовать святое учение
Шри Чайтаньи.
Однажды настал день Махаваруни-снана, и Шри Шачидеви захотела принять
в Ганге омовение. Но гуру Шачидеви запретил ей покидать Джаганнатха
Пури. Помня наставления гурудева, Шачидеви отказалась от своего желания
принимать омовение в Ганге. Этой ночью к ней во сне явился Джаганнатха
и сказал: "Шачи, не думай так. В тот день, когда Варуни примет
омовение, ты должна пойти омыться в Белом Ганге. Гангадеви молит о твоем
обществе, так что ты должна отправиться к Белому Гангу".
После этого божественного видения Джаганнатхи Шачидеви охватила огромная
радость. Настал день Варуни-снана. Среди ночи Шачидеви пошла на Белый
Ганг принимать омовение. В то время, когда она омывалась в Швета-Ганге,
течение Гангадеви подхватило ее и понесло. Воды Ганга заполнили водоем,
и течение несло ее в бурлящем потоке, пока она не очутилась в Джаганнатха-мандире.
Видя это, тысячи и тысячи дхамбхаси в Джаганнатха Пури пришли в экстаз
и приняли омовение в Ганге. Повсюду слышны были выкрикиваемые в сильнейшем
экстазе молитвы, творилась невероятная суматоха. В разгар этой суматохи
проснулись стражи у ворот храма Джаганнатхи. У них отнялся дар речи,
когда они увидели, что творится повсюду. Услышав страшный шум, они вошли
внутрь храма, громко переговариваясь между собой. От всего этого шума
проснулся также и царь. Встревоженный и желая проверить, все ли в порядке,
царь приказал открыть ворота храма. Ворота открылись. Каким-то чудом
Шачидеви стояла одна внутри храма Джаганнатха. Служители и пуджари Джаганнатха
решили, что она, должно быть, пришла украсть драгоценные украшения Джаганнатха.
Многие говорили: "Этого не может быть! Здесь, наверное, кроется
какая-то тайна". Тут же Шачидеви была заточена в темницу и должна
была предстать перед судом за воровство. Тем не менее, она не смутилась
и мысли ее по-прежнему оставались ясными. В заточении она погрузилась
в непрерывное повторение святого имени Кришны.
Позже этой же ночью царь Мукунда Дева увидел во сне Господа Джаганнатха.
Джаганнатха в гневе сказал ему: "Немедленно освободи Шачидеви из
своей темницы. Я лично устроил так, что Ганга принесла ее в мой храм,
потому что Я хотел омыть ее святые стопы. Если ты хочешь благоприятной
жизни, то лучше заставь панд и пуджари склониться к ее стопам и молить
о прощении. Ты сам должен поучить от нее посвящение".
После этого сна царем овладело раскаяние, и сразу же после омовения
он отправил панд и пуджари туда, где держали Шачидеви, чтобы они немедленно
освободили ее, пали к ее стопам и молили о прощении. Они отправились
в темницу и выразили глубочайшее почтение, упав, как палки, у ее ног.
Царь лично пришел к Шачидеви и с величайшей мольбой просил у стоп преданной
извинить его за нанесенные оскорбления. Тогда же он и поведал ей, как
Господь Джаганнатха велел ему принять ее в качестве гуру и получить
от нее посвящение в мантру.
Понимая, что все это - лилы Господа Джаганнатхи, Шачидеви невероятно
обрадовалась. Ее сердце преисполнилось божественной любви к Кришне.
Положив руку на голову царя, она дала ему свои благословения.
Вскоре после этого в благоприятный день Шри Шачидеви по велению Джаганнатхи
посвятила царя Мукунда Деву в мантру "Радха-Кришна", состоящую
из восемнадцати слогов. В этот день убежище у нее приняли вместе с царем
и многие пуджари. С этого дня Шри Шачидеви стала известна под именем
Гангамата Госвамини.
Однажды смарта-брахман по имени Махидхара Шарма пришел к берегам Швета-Ганги
поклониться предкам. Услышав о славе Гангаматы Госвамини, он жаждал
получить даршан ее святых стоп. Выказав пандиту величайшее почтение,
Шри Гангамата Госвамини предложила ему сесть. Она спросила, с какой
целью он пришел. Брахман-пандит назвал истинную причину своего визита.
Видя искреннее желание и благочестие брахмана, Шри Гангамата Госвамини
объяснила ему сиддханту "Шримад-Бхагаватам". Брахман-пандит,
изумленный ее толкованием "Шримад-Бхагаватам", нырял и купался
в нектаре божественных слов Шри Гангаматы Госвамини. После этого пандит-брахман
попросил об убежище у ее лотосных стоп. В благоприятный день она посвятила
его в мантру "Радха-Кришна", состоящую из десяти слогов. Махидхара
Шарма родился в Дхананьджая-пуре. По велению Гангаматы Госвамини он
проповедовал нам-прему и учение Гауры-Нитьянанды по всей Бенгалии.