Шри Джаядева Госвами был пандитом при дворе Шри Лакшмана Сены, короля
Бенгалии. Отцом Джаядевы был Бходжадева, а мать звали Бамадеви. Они
жили в округе Бирбхум, на территории нынешней Западной Бенгалии, в деревне
под названием Кенубилва Грам. Джаядева Госвами родился в начале XII
в. н. э. Жену его звали Шри Падмавати. Будучи придворным пандитом Лакшмана
Сены, он жил на берегу Ганга. Шри Джаядева Госвами жил в Бенгалии примерно
за триста лет до явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был автором "Шри
Гита-Говинды", о которой упоминает Кришнадас Кавираджа Госвами
в "Чайтанья-чаритамрите" (Чч. МЛ, 2/11): "День и ночь
в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая Шри Чайтанья Махапрабху
слушал в великом восторге песни Видьяпати и Чхандидаса, а также драму,
написанную Раманандой Раем. Также он услаждал свой слух "Кришна-карнамритой"
и "Гита-говиндой".
Во введении Джаядева говорит, что "Гита-Говинда" - это писание,
повествующее об интимных развлечениях Шри Радхи и Говинды. Ей могут
поклоняться и служить те, кто достигли высочайшего совершенства в преданности
и благочестии. Шри Джаядева написал эту божественную песнь, прославляющую
сокровенные игры Господа, для тех, кто постоянно помнит в своих мыслях
о расик-играх Шри Хари. Он просит, чтобы самые продвинутые в духовном
отношении личности слушали ее серьезно и внимательно".
Существует великое множество легенд о жизни Шри Джаядевы. Нижеследующая
история в целом принимается как достоверная. Шри Джаядева Госвами работал
над особенно чувственным фрагментом "Гита-Говинды", где рассказывалось
об отношениях Кришны с гопи во главе с Радхарани. Он погрузился в глубокую
медитацию на то, о чем писал, и обеспокоился тем, что зашел, возможно,
слишком далеко в описаниях возвышенных качеств гопи. То, что он написал,
похоже, представляло положение Кришны как в определенном смысле подчиненное
по отношению к гопи. Но все-таки Кришна - Верховная Личность Бога. Как
может Он подчиняться гопи? Джаядева Госвами вдохновился написать строку,
где говорилось, что Кришна склоняется, чтобы коснуться лотосных стоп
Шри Радхи. Но его рука дрогнула и соскользнула со страницы. Он колебался
и думал: "Как мог я додуматься до такой писанины? Как мог я так
обнаглеть, чтобы написать это черным по белому?"
Тогда он решил пойти искупаться в Ганге, в надежде на то, что, возможно,
после этого к нему придет какое-то вдохновение. Джаядева Госвами пошел
совершать дневное омовение, оставив жену Падмавати готовить для Божеств.
Пока его не было, в доме у него появился Кришна, переодетый Джаядевой.
Кришна подошел к письменному столу Джаядевы и нашел там пальмовые свитки,
на которых была написана "Гита-говинда". Кришна взял перо
Джаядевы и написал стихотворение, в котором была строка "дехи падапаллава-мударам",
где говорится: "Кришна склоняет свою голову к лотосным стопам Шри
Радхи". После этого переодетый в Джаядеву Кришна сел и скушал прасад,
приготовленный Падмавати. Закончив с прасадом, Кришна вышел из дому
и исчез.
Как раз в это время Джаядева возвратился после омовения в Ганге. Когда
он спросил о прасаде, жена пришла в недоумение. Когда она рассказал
Джаядеве о том, что только что произошло, он изумился. Он пошел к своей
книге и увидел, что еще непросохшими чернилами в ней написан стих, который
он обдумывал перед тем, как пойти искупаться в Ганге: дехи падапаллавам
ударам - Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи.
Увидев этот стих, он сказал Падмавати: "Это чудо! Посмотри: я
говорил тебе, что не хочу это писать, и вот это слово в слово написано
так, как я сочинил". Слезы экстаза рекой текли из его глаз, потому
что он понял тайну того, что только что произошло. "Падмавати!
- сказал он. - Тебе повезло больше всех. Сам Кришна написал эту строку
- дехи падапаллавам ударам - и принял прасад прямо из твоих рук".
Шрила Бхактивинода Тхакур писал, что хотя Чхандидаса, Видьяпати, Билвамангала
и Джаядева жили до того, как Шри Чайтанья Махапрабху проявился внешне
в этом мире, концепция Чайтаньи Махапрабху о бхакти возникла в их сердцах
и была выражена в их произведениях.
Помимо "Гита-Говинды" Джаядева Госвами написал другую книгу
под названием "Чандралока". Знаменитая "Даш-Аватара-Гита",
рассказывающая о десяти аватарах Вишну, - это часть "Гита-Говинды".
День ухода Джаядевы Госвами выпадает на Пауша-шанкранти. Сейчас в Кендубива-Граме,
где родился Джаядева, каждый год в этот день отмечается праздник - "Джаядева-мела".