<<< на главную
<<< другие материалы
<<< истории о садху - вайшнавских святых

 

Шрила Нитьянанда Прабху

 

"Чайтанья-бхагавата", Ади-лила, глава 9

Краткое изложение главы

Эта глава описывает детские забавы Нитьянанды вплоть до его двенадцатилетия. В течение этого времени он переиграл божественные развлечения Кришны, Рамы, Ваманы и других аватар Вишну. Эта глава также рассказывает о его паломничестве по различным святым местам, которое продолжалось, пока ему не исполнилось двадцать лет.

По приказу Гаура Кришны Ананта Дева уже явился в деревне Экачакра в Радхадеше. На своем пути Нитьянанда Прабху явился как луна из моря лона Падмавати, жены Хадая Оджи. И, словно восходящая луна, он рассеял тьму, покрывающую землю Радхи, своим благоприятным явлением. Ребенком Нитьянанда постоянно играл со своими детским друзьями, имитируя развлечения Кришны.

Однажды его друзья играли роль собрания богов, которые хотели просить Господа об облегчении ноши зла, подавлявшего Землю. Нитьянанда Прабху взял с собой ребенка, одетого как земля, и вместе с детьми, которые исполняли роли различных собравшихся вместе богов, он пошел на берег Ганга. Там он обратился к Господу, который отдыхает в молочном океане, Кширодакашайи Вишну. В это время один из детей играл роль Господа Вишну, и, спрятавшись, невидимый для других детей, говорил важным голосом так, чтобы все могли слышать: "Я обязательно явлюсь в Голоке Матхуре, чтобы облегчить ношу Земли".

Так Нитьянанда разыгрывал различные развлечения Кришны, явленные Господом во время эпохи Двапара. Он разыгрывал женитьбу Васудевы и Деваки, рождение Шри Кришны в тюрьме Камсы, путешествие Васудевы в Нандаграм и то, как он нес Кришну через реку Ямуну, а также его возвращение из Нандаграма и та, как он принес Махамайю, которая только что явилась вместе с ним как дочь Яшоды.

Он разыграл убийство Путаны, поломку повозки, лилы, в которых Кришна похищает масло, убивает демонов - Дхенуку, Агху и Баку. Также он явил игры, где Кришна пасет коров, поднимает холм Говардхан, ворует одежды гопи и проливает милость на жен брахманов, занятых жертвоприношениями. Он разыгрывал лилы, как Камсе послали секретный совет в облике нарады, убийство слона Кувалаи и борцов Чануры и Муштики, а также убийство Камсы.

Нитьянанда Прабху разыграл также лилы Ваманадевы - как он обманул Бали на три мира - и исполнял роль Рамачандры. Его друзья, исполнявшие роль обезьяннего войска, притворялись, что строят мост из плавающих камней через океан, имитируя игры Рамы. Однажды Нитьянанда играл роль Лакшмана и, с луком в руке, брал приступом дворец Сугривы. Другой раз он играл роль самого Рамы, исполняя лилу уничтожения гордости Парашурамы. Однажды, исполняя роль Лакшмана, он притворялся, что убивает Индраджита, а затем имитировал обморок, сраженный могучими стрелами Раваны, царя-демона.

Он играл, будто принимает лекарство с холма Гандамадана, принесенного Хануманом, и выздоравливал после ранения благодаря этому лекарству.

Нитьянанда провел двенадцать лет в таких играх. Затем он пошел в паломничество по различным святым местам, чтобы очистить их он грехов, оставленных паломниками, их посетившими.

Он обошел святые места в Северной и Южной Индии под предлогом совершения паломничества и таким образом был занят до своего двадцатилетия, когда появился в Набадвипе и встретил Чайтанью Махапрабху. Во время своего скитания по различным святым местам Нитьянанда Прабху встретил Мадхавендру Пури, Ишвару Пури и Брахмананду Пури. Нитьянанда провел много дней, наслаждаясь экстазом Кришна-катхи в обществе Мадхавендры Пури и его учеников. Затем он посетил Сетубандху, Данатиртху, Майяпури, Аванти, Годавари Джийру Нрисимху, Девапари, Трималу, Курмакшетру и многие другие святые места.

Наконец он прибыл в Джаганнатха Пури, где получил даршан Джаганнатхи Девы и был повергнут в сильнейший экстаз при виде Божества. Из Джаганнатха Пури он снова вернулся в Матхуру. Глава заканчивается объяснением отречения Господа Нитьянанды.

Господь Нитьянанда, который идентичен с самим могучим Баларамой, являет в этот период свои игры проповеди святого имени в любви к Богу. В конце главы повествуется о величии Нитьянанды Баларамы.

Текст главы

Вся слава Шри Кришне Чайтанье, океану милости. Вся слава Нитьянанде Прабху, другу беспомощных. Вся слава жизни и душе Шри Адвайты Чандры. Вся слава Ему, единственному прибежищу Шривасы и Гададхары. Вся слава Вишвамбхаре, сыну Джаганнатхи Мишры и Шачидеви, которого всегда любили его преданные и последователи.

Перед явлением Шри Чайтаньи Махапрабху Ананта-дева лично явился по приказу Господа. Он родился в Радхадеше, чтобы помочь разыграть божественную лилу Господа. Его отца звали Хадай Оджа, а мать - Падмавати.

Он явился в деревне Экачакра на земле Гауды. С младенческого возраста он был спокоен, очень разумен и наделен высочайшими качествами. Младенцем мальчик был в миллионы раз красивее Купидона.

С момента его рождения в Радхадеше проявились все благоприятные знаки. Всякий голод, бедность и несчастья тут же исчезли. В тот день, когда Шри Гаурачандра явился в Шридхаме Набадвипе, Нитьянанда Прабху кричал от радости. Огромная вселенная была пронизана его криком и весь мир изумился.

Некоторые говорят: "Гром снизошел на Землю". Многие смогли понять, что вероятно беспокойство было следствием какой-то божественной силы. Некоторые говорят: "Мы знаем причину. Господин Гауды говорил громовым голосом". И, таким образом, у каждого было свое собственное мнение. Но благодаря иллюзорной энергии Кришны никто не смогу распознать трансцендентного положения Нитьянанды Прабху.

Таким образом, не раскрывая своей божественной природы, верховный Господь Нитьянанда Прабху радовался в обществе детей. Во всех играх, в которые играли Господь и дети, Кришна занимал центральное место. Действительно, их игры были не что иное, как лила Господа. Нитьянанда Прабху обычно вел собрание богов с одним из детей, играющим роль Земли, идущих с прошением от полубогов к верховному Господу Вишну. Все они шли с Землей на берег реки, где вместе молились скрытому Господу вселенной, Кширодакашайи Вишну.

Невидимый всеми, один из мальчиков громко провозглашал из своего укрытия: "Я вскоре явлюсь в деревне пастухов Матхуре".

На другой день Нитьянанда Прабху и его детские друзья собирались в деревне, чтобы отпраздновать свадьбу Васудевы и Деваки. Однажды, превратив помещение для своих игры в тюрьму Камсы, он разыграл божественное явление Кришны во тьме ночи. Нитьянанда Прабху построил пастуший поселок, принес туда Кришну и обманул Камсу, заменив Кришну в тюрьме Йогамайей.

В другой раз он одел одного из друзей своего детства Путаной, пока другой мальчик карабкаясь на его тело, делал вид, что сосет его грудь, в точности как младенец Кришна. Как-то раз, построив с помощью друзей повозку из камыша, Нитьянанда Прабху ее сломал. Нитьянанда Прабху приводил своих детских друзей к дому местного молочника и воровал молоко и йогурт, следуя по стопам Кришны. Его друзья никогда с ним не расставались, они не возвращались по домам, но день и ночь играли вместе с Нитьянандой Прабху. Их папы и мамы не жаловались, всем сердцем любя Нитьянанду. Он нежно обнимал их друзей и родственников. Видя его удивительные детские игры, все говорили: "Мы никогда не видели такой удивительной игры. Как это возможно, чтобы этот ребенок выучил всё, что делал Кришна".

Однажды, сделав из листьев деревьев змей, он привел детей к пруду. Один из детей вошел в воду и неподвижно там плавал. Нитьянанда Прабху должен был его разбудить.

В другой раз он повел детей в пальмовую рощу, где они играли, убивая демона Дхенуку и вкушая тал - пальмовые плоды.

Он часто приходил на пастбища и много раз играл там с детьми. Соорудив игрушечных демонов и назвав их Бака, Агха и Ватса, он убивал их. Домой Нитьянанда Прабху и дети возвращались к обеду, и все трубили в буйволиные рога.

Однажды он имитировал лилы Кришны - поднятие холма Говардхана. В другой день, соорудив копию Вриндавана, он играл там со своими друзьями. Как-то раз он украл одежды гопи и на другой день нанес визит женам брахманов, занятых жертвоприношениями. Один из детей играл роль Нарады Муни и, надев бороду, давал Камсе конфиденциальные советы. В другой день один из мальчиков переоделся Акрурой и увез Кришну и Балараму из Вриндавана по приказу Камсы. Нитьянанда Прабху плакал от горя, переживая разлуку с Кришной, как гопи. Потоки слез лились из его глаз на виду у всех детей.

Находясь под влиянием иллюзорной энергии Вишну, никто не мог понять трансцендентную природу божественной лилы Нитьянанды Прабху, в то время как все дети играли в его обществе. Построив копию Матхуры, он скитался по ней вместе с мальчиками. Одни мальчики стали делать гирлянды, а другие - эти гирлянды носить. Нитьянанда Прабху одел одного из них как Кубджу, и она его надушила.

Однажды, сделав лук, Нитьянанда Прабху сломал его со страшным грохотом. Убив слона Кувалаяпиду и борцов Чануру и Муштику, он ударом сбил с ног одного мальчика, который играл роль Камсы и поволок его за волосы. Убив Камсу, он с детьми пустился в веселый пляс.

Таким образом, игры мальчика Нитьянанды Прабху смешили и радовали всех жителей Экачакры.

Нитьянанда Прабху имитировал в своих играх трансцендентные поступки всех аватар Бога. Однажды Нитьянанда Прабху играл Ваману, а другой ребенок - Бали Махараджа. Таким образом, Нитьянанда Прабху обманул его, и тот дал ему три мира в качестве подаяния, а еще один ребенок, одетый стариком - он играл роль Шукрачарьи - запретил давать такой подарок. Потом Нитьянанда Прабху в роли Ваманы, приняв дары Бали, поставил свою лотосные стопы на голову того ребенка.

Однажды Нитьянанда Прабху играл, что сооружает мост из деревьев и камней через океан, а все дети играли роль солдат-обезьян. Таким образом, он рубил растения на веранде и бросал их в воду, будто бы это гигантские деревья, а дети кричали: "Джая Рама! Джая Рагхунатха! Победа Раме! Победа Господу династии Рагху!"

Господь лично играл роль Лакшмана, с луком в руке он прошел свой путь к дворцу Сугривы, весь в гневе, и сказал: "Ты, мерзкая обезьяна! Мой Господь Рама терпит бедствие из-за того, что ты вытворяешь. Мой господин опечален и ждет на горе Мальяван. А ты, противная обезьяна, забавляешься тут с женщинами! Если хочешь жить, дуй к Раме чем быстрей, тем лучше, и помоги ему".

На другой день, проникшись умонастроением Лакшмана он в гневе наказывал Парашураму со словами: "О брахман, если ты сейчас же отсюда не исчезнешь, то я за себя не отвечаю".

В своей невинности дети принимали погруженность Нитьянанды Прабху в умонастроение Лакшмана не более, чем за детскую игру. Они ничего не знали о его положении как Верховной Личности Бога. Некоторые из них бродили как пять обезьян и, играя роль Лакшмана, Нитьянанда Прабху спрашивал: "Кто вы, обезьяны, скитающиеся по лесу? Ответьте мне! Я слуга Рагхунатхи!"

Они отвечали: "Мы скитаемся здесь из-за страха перед Бали. Приведи нас к Раме! Мы посыпаем пылью с твоих стоп свои головы". Сердечно их обняв, он вел их к своему хозяину и склонялся перед стопами Рамы, падая, как палка. В роли Лакшмана Нитьянанда Прабху однажды был избит Индраджитом. На другой день он сыграл убийство Индраджита. Заставив одного мальчика играть роль Вибхишаны, он привел Вибихшану к Раме и затем утвердил его на посту царя Ланки.

Другой ребенок кричал: "Посмотрите! Вот я иду как Равана. Остерегайтесь стрел из моего лука. Пусть Лакшман защитит вас, если сможет". С этими словами мальчик, игравший роль Раваны, швырял цветком лотоса в Нитьянанду Прабху, который падал без чувств на землю, словно побежденный Лакшман.

Упав в обморок, Нитьянанда Прабху не поднимался. Хотя мальчики по-всякому пытались его поднять, Нитьянанда Прабху не выказывал никаких признаков жизни во всем теле. Все дети хватались за голову, плача навзрыд. Слыша их плач, отец и мать Нитьянанды Прабху поспешили к месту происшествия. Увидев, что их дитя лежит без признаков жизни, оба бес чувств упали на землю.

Все жители деревни собрались и изумленно уставились на происходящее. Дети всё объяснили. Кто-то из толпы сказал: "Я понимаю, в чем здесь причина. Много лет назад актер, игравший роль Дашаратхи умер, услышав о том, что Раму отправляют в ссылку в лес". Другой сказал: "Мальчик просто играет свою роль. Как только Хануман принесет лекарство и даст его мальчику, он придет в себя".

Конечно, Нитьянанда Прабху уже объяснил это детям. Он сказал им: "Как только я упаду, все станьте вокруг меня и зарыдайте. Через небольшой промежуток времени пошлите Ханумана. Я вернусь к жизни, если лекарство засунут мне в нос". Но поскольку Господь, который исполнял роль в совершенстве, был без сознания, дети были страшно расстроены. Они полностью потеряли рассудок, и никто не мог вспомнить указаний Нитьянанды Прабху.

Они просто кричали, кричали и взывали: "О брат, вставай!" Но слова собравшихся людей напомнили им о том, что сказал Господь, и один из детей ушел, как Хануман, а другой, переодетый мудрецом, стоял у него на пути. Поздоровавшись с ним и предложив ему фрукты и корни, мудрец сказал: "Постой со мной, пожалуйста, немного, дорогой друг, и благослови мое скромное жилище. Лишь благодаря великой удаче человек может обрести общество такого, как ты".

Хануман ответил: "У меня срочное дело. Я должен поторопиться. Я не могу останавливаться; извини меня, пожалуйста, но я должен прощаться. Ты, должно быть, слышал о Лакшмане, младшем брате Рамы. Равана попал в него своей стрелой "шакти", и он лежит теперь без сознания. Я должен спешить к горе Гандхамадана. Его жизнь можно спасти, только если я принесу надлежащее лекарство". Мальчик, игравший роль Ханумана, произнес все эти слова, как учил его Нитьянанда Прабху. Все смотрели с удивлением.

По просьбе мудреца Хануман отправился к ближайшему озеру искупаться. Другой ребенок схватил его за стопы под водой. Таким образом ребенок играл роль крокодила и тянул Ханумана под воду. Мальчик, игравший Ханумана, вытянул крокодила на берег и затем победил его. Затем Хануман столкнулся с намного более опасным противником.

Ребенок, переодетый Ракшасом, погнался за Хануманом и грозил его съесть: "Ты победил крокодила, но теперь тебе придется победить меня. Кто оживит Лакшмана, если я проглочу тебя живьем?" Хануман ответил: "Твой Равана - бесполезный пес. Руки в ноги - и дуй отсюда".

Таким образом двое детей сражались, пока не схватили друг друга за волосы. Он начали лупить друг друга кулаками. Спустя какое-то время Хануман одолел Ракшаса.

Наконец мальчик, игравший роль Ханумана, добрался до горы Гандхамаданы. Там несколько мальчиков, переодетые гандхарвами, сражались с ним какое-то время, и, одержав победу над гандхарвами, Хануман принес на голове гору Гандхамадану. Один из детей, играя доктора, вспоминая Раму, засунул лекарство в нос Нитьянанды Прабху, который играл роль Лакшмана. Наконец великий Господь, Нитьянанда Прабху, пришел в себя и встал на ноги, и тогда родители и все собравшиеся рассмеялись. Хадай Пандит взял ребенка на руки, и все мальчики обрадовались. Все спрашивали: "Дорогое дите, где ты всему этому научилось?" А Господь со смехом отвечал: "Это всё мои божественные игры".

В раннем детстве тело Господа было нежное и светлое. Все постоянно хотели его обнять. Всяк любил его больше, чем собственных сыновей. Благодаря иллюзорной энергии Господа, никто не мог узнать в нем Верховную Личность Бога. Таким образом, с раннего детства у Нитьянанды Прабху не было большего наслаждения, чем репетировать игры Кришны.

Все дети, бросив своих родителей и свои дома, постоянно играли с Нитьянандой Прабху. Я сотни раз в почтении склоняюсь перед лотосными стопами всех этих мальчиков, которые таким образом играли с Верховным Господом Нитьянандой Прабху. Таким образом Нитьянанда Прабху являл свои игры, и с самого младенчества ничто его не радовало, кроме лилы Шри Кришны.

У кого хватит сил описать трансцендентные игры Ананты? Они проявились только через его милость, сами по себе. Итак, Нитьянанда Прабху жил дома первые двенадцать лет своей жизни. После этого он отправился в паломничество посетив различные святые места Индии. Он скитался как пилигирим до своего двадцатилетия и после этого предстал перед Шри Чайтаньей Махапрабху.

Послушайте, что написано в этой Ади-лиле "Чайтанья-Бхагаваты" о паломничестве Нитьянанды Прабху, Верховной Личности Бога, которого поносят только безнравственные люди и грешники-атеисты.

Нитьянанда Прабху освободил весь мир. Он - не имеющий себе равного океан милости. Лишь благодаря его милости понимаю я истину о Шри Чайтанье Махапрабху. Только благодаря ему было провозглашено величие Шри Чайтаньи Махапрабху. Послушайте, как Нитьянанда Прабху, лучший из всех, кого любил Шри Чайтанья Махапрабху, путешествовал по всем святым тиртхам Индии.

Сначала Господь посетил святое место, известное как Вакрешвара. Отсюда он продолжил в одиночку свой путь до рощи Вайдьянатхи. Посетив Гайю, он отправился в Каши, где находится Господь Шива, где Ганг поворачивает на север. Нитьянанда Прабху преисполнился радости, когда увидел Ганг. В Каши он искупался в Ганге и с неутолимой жаждой пил ее сладкую воду. Он совершил утреннее омовение в Прайяге в магхе месяце и оттуда отправился в место своего предыдущего рождения - в Матхуру. Порезвившись в водах Ямуны у Вишрама-гхата, Господь обошел в великом экстазе вокруг холма Говардхана и прошел таким образом через все двенадцать лесов Вриндавана.

Он посетил дом Нанды Махараджа в Гокуле и, усевшись в этом святом месте, плакал навзрыд, переполняемый чувствами. Выразив свое почтение Мадана-Гопалу, Господь отправился в Хастинапуру, дом Пандавов, и, увидев место, где жили эти великие преданные, Господь не смог сдержать потока слез. Все, кто жил там, будучи непреданными, не могли ничего понять. Он склонил свою голову, видя перед собой славу Баларамы в Хастинапуре, и закричал в сильном исступлении: "Пусть Баларама с плугом в руках освободит нас всех".

Потом Нитьянанда Прабху пошел в Двараку, где с большой радостью искупался в море. Он пошел в Сиддхапуру, обитель Капилы, и в святом месте, известном, как тиртха рыбы, Матсья-тиртха, раздал огромное количество вареного риса во время большого праздника. Нитьянанда Прабху посетил Шива-Канчи и Вишну-Канчи и смеялся при виде ожесточенной ссоры между последователями Вишну и последователями Шивы.

Он отправился на Курукетру, Прити-дакшу, Биндху-саровару, Прабасу и Сударшану-тиртху, а после посещения святой тиртхи Трита-купы он пошел в Нишалу и оттуда - к Брахма-тиртхе, а потом в Чакра-тиртху. Господь посетил Пратишроту, что находится рядом с Сарасвати на Западе. Оттуда эта великая и великодушная личность, Нитьянанда Прабху, путешествовал до Наймишараньи. После этого Нитьянанда Прабху продолжил свой путь к городу Айодхье и заплакал навзрыд при виде святого места, где родился Шри Рама. Затем он отправился в царство Гухаки, чандала, где Нитьянанда Прабху упал без чувств от экстаза. Помня о преданности Гухаки-чандала, Нитьянанда Прабху лежал без сознания три дня. Во всех этих лесах, где Верховный Господь Рама останавливался на несколько дней, Нитьянанда Прабху катался по земле, страдая от разлуки.

Он отправился на берег реки Сараю и омылся в ее водах, а оттуда продолжил свой путь к Каушаки, и затем - к святому убежищу мудреца Пауластьи.

Совершив омовения о всех святых тиртхах рек Гомати, Гандхаки и Сомы, он взобрался на вершину горы Махендры, и, выразив там свое почтение Парашураме, продолжил свой путь в Хардвар, где начинается течение Ганга по этой Земле. Затем он посетил Пампу, Бхима-рати и Сапта-Годавари, после омовения в тиртхах Бенвы и Бхипаши.

После этого великий Нитьянанда Прабху увидел Карттику и пошел к горе Шри, где живут Шива и Парвати. В обликах брахмана и его жены Шива и Парвати жили на вершине горы, известной под названием Шри. Оба они узнали свое любимое Божество, Нитьянанду Прабху, который путешествовал таким образом по святым местам, маскируясь под авадхуту. Оба они обрадовались, увидев своего гостя, и сама богиня Парвати своими собственными руками с радостью подала прасад Нитьянанде Прабху. Когда Шива и Парвати сердечно подносили еду Нитьянанде Прабху, он улыбнулся и почтительно склонился перед ними.

Сокровенные беседы, которые они вели между собой, может понять только сам Кришна. Покинув их обитель, Нитьянанда Прабху направил свои стопы к Дравиде. Посетив Вьенкаттанатху, Камакошти-пури и Канч, он появился у прославленного потока Кавери и оттуда пошел к святому месту Шри Рангама, где остановился на некоторое время. Оттуда он направился в Хари-кшетру и посетил затем гору Ришабху. Потом он продолжил свое путешествие к Южной Матуре, Критамале, Тамрапарни, а затем отправился на север к Ямуне, где посетил дом Аугустьи на горе Малайе.

Люди там были исполнены великой радости при виде великодушного Нитьянанды Прабху, который принимал их гостеприимство, и оттуда с огромной радостью он отправился в Бадарикашрам. Нитьянанда Прабху остался на некоторое время в обители Нарнараяны Ришик и провел время совершенно один. Оттуда он продолжил свой путь в обитель Вьясы, который узнал в Нитьянанде Прабху могучего Балараму собственной персоной.

Перестав быть невидимым, Вьяса пригласил гостя, и Господь в почтении склонился перед Шрилой Вьясадевой. Затем Нитьянанда Прабху продолжил свое путешествие и отправился в обитель буддистов, где нашел их сидящими вместе. Он задал им вопрос, но никто не ответил. Разгневавшись на буддистов, Господь бил их ногами по головам. Буддисты со смехом убежали, и Нитьянанда Прабху безо всякого уныния продолжил свое паломничество.

Затем Господь появился в городе Каньяке, и, посетив Дургу-деви, продолжил свой путь к Южному берегу Индии. После этого Нитьянанда Прабху пришел в город Шри Ананты и оттуда - к пруду пяти танцующих апсар, или небесных нимф. После этого Господь посетил храм Шивы под названием Гокарна. Он шел от двери к двери через Кералу и Тригартху и, увидев почитаемую жену Двайпаяны, Нитьянанда Прабху продолжил путь к Нирбиндхье, Пайошни и Тапти, являя таким образом свои божественные лилы.

Он посетил Реву, город Махисмати, и Малатиртху, а затем Господь направил свои стопы на запад, идя по пути Супаракхи. Нитьянанда Прабху совершенно не ведал страха. Они никогда никого не боялся в течение всего своего путешествия. Его тело выглядело слабым, потому что он был постоянно погружен в сознание Кришны. Временами Нитьянанда Прабху смеялся, временами плакал. Кто мог понять его трансцендентное настроение? Таково было путешествие Господа Нитьянанды Прабху, когда он скитался от одного места к другому, посещая святые тиртхи.

Затем совершенно случайно он встретил Мадхавендру Пури. Тело Мадхавендры Пури переполняла божественная любовь к Шри Кришне. Мадхавендру Пури сопровождали все его ученики, исполненные Кришна-премы.

Мадхавендра Пури не вкушал никакой иной пищи, кроме сока качеств Кришны. Соки сознания Кришны были единственным, что поддерживало в нем жизнь. В его святом теле Кришна проводил свои игры. Самая большая хвала, которую можно вознести его любви к Кришне - это то, что великий Адвайта Ачарья Прабху был учеником Мадхавендры Пури.

Как только Нитьянанда Прабху увидел Мадхавендру Пури, он потерял внешнее сознание и упал недвижимо, сраженный божественной любовью. Как только Мадхавендра Пури увидел Нитьянанду Прабху, он тоже потерял внешнее сознание и позабыл об окружающем мире.

Шри Чайтанья Махапрабху лично повторял вновь и вновь, что Мадхавендра Пури - изначальный учитель чистой преданности. Когда Нитьянанда Прабху и Мадхавендра Пури упали в обморок при виде друг друга, Ишвара Пури и все остальные ученики Мадхавендры Пури зарыдали.

Придя во внешнее сознание, они обняли друг друга, проливая слезы экстаза. Два великих учителя катались на земле в экстазе божественной любви, и, изменившись от своего ликования, выкрикивали слова радости громовым голосом. Слезы любви текли, словно реки, из глаз этих двух великих учителей. И, мокрая от их слез, Земля почувствовала, что она благословлена. Не было конца проявлению трансцендентного экстаза этих двух великих душ, чьи тела дрожали, а слезы потоками струились из их глаз, и волосы у них стояли дыбом, потому что сам Чайтанья Махапрабху танцевал у них в сердцах.

Нитьянанда Прабху сказал: "Сегодня я полностью завершил все паломничества, которые когда-либо совершал, потому что сегодня мои глаза узрели святые стопы Мадхавендры Пури. Моя жизнь прославилась тем, что я стал свидетелем такой божественной любви, как у него".

Держа Нитьянанду Прабху в своих крепких объятьях, Мадхавендра Пури, задыхаясь от божественной любви, не мог сказать в ответ ни слова. И, преисполненный радости, Мадхавендра Пури совершенно не хотел выпускать Нитьянанду Прабху из своих объятий.

Ишвара Пури, Брахмананда Пури и все другие ученики Мадхавендры Пури почувствовали, что их неумолимо влечет к Нитьянанде Прабху. Хотя они встречали множество отрекшихся святых, они не видели в них и следа любви к Кришне. И при виде тех невезучих и безнравственных душ, они не испытывали ничего, кроме скорби. А опечалившись, они искали убежища в лесах. Но сейчас они избавились от всех своих печалей, увидев, как проявляется друг в друге любовь к Кришне.

В течение дней Нитьянанда Прабху путешествовал в обществе Мадхавендры Пури, черпая радость в обсуждении развлечений Кришны. Преданное служение Мадхавендры Пури удивительно. Он падал в обморок при виде темной тучи. День и ночь, опьяненный любовью к Кришне, он смеялся и плакал, проповедовал и бредил, и кричал от горя, как пьяница.

И Нитьянанда Прабху, опьяненный нектаром сладости Говинды, шатался и спотыкался. Упав на землю, он громко хохотал. Видя удивительное расположение духа Мадхавендры Пури и Нитьянанды Прабху, братия учеников постоянно повторял имя Хари. Опьяненные сладким вкусом божественной любви, ни один из них не знал, был сейчас день или ночь, время потеряло для них всякое значение. Кто может понять то, о чем говорили Нитьянанда Прабху с Мадхавендрой Пури? Только Кришна знает, о чем они говорили. Мадхавендра Пури не мог вынести разлуки с Нитьянандой Прабху, он постоянно радовался его обществу.

Он сказал: "Хотя я путешествовал по множеству святых тиртх, я нигде не смог найти такой божественной любви к Господу, как у тебя. Обретя общество такого друга, как Нитьянанда Прабху, я осознал милость Кришны. Кришна такой добрый! Где бы ни обрел человек общество Нитьянанды Прабху, это место - больше, чем Вайкунтха и все святые тиртхи вместе взятые. Если человек просто слышит о преданности такой души, как Нитьянанда Прабху, он обязательно достигнет Шри Кришначандры. И у кого хоть на йоту есть отвращение к Нитьянанде Прабху, того никогда не полюбит Кришна, даже если это преданный Кришны".

Таким образом Мадхавендра Пури прославлял Нитьянанду Прабху день и ночь и служил ему с любовью и вниманием. Сам Нитьянанда Прабху считал Мадхавендру Пури своим гуру и вел себя соответствующе. Эти две великие души были настолько поглощены любовью к Кришне, что не могли сказать, день сейчас или ночь.

Таким образом, проведя некоторое время в обществе Мадхавендры Пури, Нитьянанда Прабху отправился в путешествие к мосту Рамы, известному как Сетубандха, на самом юге Индии.

Мадхавендра Пури пошел к реке Сараю. Полностью погруженные в Кришну, оба они совершенно ничего не помнили о своих физических телах. Полностью забыв о себе, они проводили дни, мучаясь от разлуки друг с другом, и так сохранили себе жизнь, потому что если бы хоть какое-то внешнее сознание к ним вернулось, они не вынесли бы боли разлуки. Любой, кто слушает этот рассказ о Нитьянанде Прабху и Мадхавендре Пури с верой и преданностью, обретает сокровище любви к Кришне.

Таким образом скитался Нитьянанда Прабху, переживая экстаз божественной любви, и через некоторое время он прибыл в Сетубандху, к мосту Рамы. Совершив омовение в гхате возле Дана-тиртхи, он отправился к Рамешвару, а оттуда пошел в Виджаянагар. Посетив Майяпури, Аванти и Годавари, Господь появился возле сиденья Джиюр-Нрисимхадева. Он посетил Трималу и священный храм Курманатхи. Наконец он отправился на даршан к Шри Джаганнатха-деве, луне Нилачалы.

Как только он вошел в город Господа Джаганнатхи, блаженного хозяина Нилачалы, он упал в обморок при виде чакры Господа. Он получил даршан Джаганнатхи, увидев его форму Чатурвьюху, состоящую из четырех частей, полностью проявленную во всей ее радости с телом его слуг. Нитьянанда Прабху потерял сознание в экстазе при виде этого, и, придя в себя, снова тут же упал в обморок. Так продолжалось снова и снова. Нитьянанда Прабху весь дрожал, он вспотел, слезы радости лились на землю, он выкрикивал громовым голосом слова экстаза.

Кто может описать экстаз Нитьянанды Прабху? Проведя таким образом некоторое время в Джаганнатха Пури, Нитьянанда Прабху продолжил свое путешествие и с великим энтузиазмом посетил место, где Ганг впадает в океан. Кто может полностью описать все его путешествия по различным святым местам? Я записал всего лишь их часть по его милости. Посетив таким образом святые тиртхи, Нитьянанда Прабху вернулся в Матхуру. Он поселился во Вриндаване и жил там, день и ночь погруженный в мысли о Кришне. Он ничего не ел и лишь время от времени пил немного молока, если кто-то его приносил без просьбы Нитьянанды. Нитьянанда Прабху думал про себя: "Шри Гаурачандра живет в Набадвипе, но его божественная слава остается скрытой. Как только Господь решит проявить свою божественность, я тут же отправлюсь в Набадвипу и исполню свою роль в служении ему".

Таким образом, приняв решение, Нитьянанда Прабху не шел в Набадвипу и не покидал Матхуры, но постоянно резвился в водах Ямуны и играл с детьми в пыли Вриндавана.

И хотя Нитьянанда Прабху во всех отношениях в совершенстве владеет всеми возможностями, он воздерживался от того, чтобы проливать на кого-либо преданность Вишну. Думая про себя, что когда Господь Гаурачандра проявит себя, тогда придет время распространять божественную любовь по приказу Господа. Нитьянанда Прабху ожидал повелений Господа, думая, что ничего не следует делать без приказа Шри Чайтаньи Махапрабху и что величие служения Господу не уменьшается.

Ничто не движется без воли Верховного Господа, Шри Чайтаньи Махапрабху. И никто не может ничего сделать без его санкции, даже если он Ананта, Брахма, Шива или любой другой из богов. Разрушители, правители и те, кто поддерживают вселенную выполняют свой долг только по приказу Шри Чайтаньи. Те грешники, которых это повергает в печаль, совершенно недостойны обрести сокровище любви к Богу по милости Нитьянанды Прабху. Он - первый среди преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Его уста хранят, как сокровище, божественную славу Шри Чайтаньи Махапрабху.

Нитьянанда Прабху говорит о Чайтанье ночи и дни напролет; благодаря служению ему обретается преданность Шри Чайтанье. Вся слава Нитьянанде Прабху, изначальному Господу, по милости которого мы можем понять славу Шри Чайтаньи Махапрабху.

Привязанность к Нитьянанде Прабху - это дар, это милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Для того, кто знает Нитьянанду Прабху, ничто нигде не представляет опасности. Если кто-то хочет пересечь мир тьмы и погрузиться в океан преданности, пусть он служит луноподобному Нитьянанде. Некоторые говорят, что Нитьянанда Прабху - это сам Баларама. Другие говорят, что он - обитель божественной любви к Шри Чайтанье; пусть говорят, что хотят. Будь Нитьянанда Прабху аскетом, преданным или мудрецом - кем бы он ни был по отношению к Шри Чайтанье, пусть его лотосные стопы крепко врастут в сердце каждого. Если какая-то грешная душа после того, как она услышала обо всех хороших качествах Нитьянанды Прабху, все еще не оценила его по достоинству, или хочет оклеветать его, или осыпать его ругательствами так или иначе, я ударю его по лицу своей левой стопой.

Есть последователи Шри Чайтаньи, которые говорят о Нитьянанде Прабху так, будто осуждают его, но на самом деле они его восхваляют. Такие возвышенные вайшнавы (как Адвайта Ачарья) всегда чисты в своем сердце и они трансцендентно честны. Их кажущиеся разногласия и ссоры - просто лилы, развлечения.

Если кто-то смотрит на их разногласия с внешней стороны и принимает сторону одного из них, понося другого, то ему конец. Если следовать тем, кто осуждает всех, кто ругает Нитьянанду, можно достичь Шри Чайтаньи. Когда же настанет день, когда я обрету божественное видение Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху, окруженных преданными? Пусть Нитьянанда Прабху будет моим вечным господином во всех отношениях. Оставаясь преданным Нитьянанде Прабху, пусть я буду служить лотосным стопам Шри Гаурачандры. Пусть я буду читать святую "Бхагавату" у стопы Нитьянанды Прабху жизнь за жизнью.

Вот чего я жажду. Вся слава Верховному Господу, Шри Чайтанье Махапрабху. Ты дал нам Нитьянанду Прабху и забрал его от нас. И все-таки, о Махапрабху, подари мне одно благословение - пусть я в мыслях всегда буду привязан к тебе и Нитьянанде Прабху. Он - твой величайший преданный. Без твоего согласия никто не сможет достичь его лотосных стоп. Нитьянанда Прабху ходил по всему Вриндавану и по разным святым местам, пока Шри Чайтанья Махапрабху не явил свою божественность.

Кто бы ни слушал этот рассказ о паломничествах Нитьянанды Прабху, он получит сокровище божественной любви.

Шри Кришна Чайтанья - это душа Нитьянанды Прабху. Вриндаван Дас молится у их лотосных стоп и поет "Шри Чайтанья-бхагавату".



Rambler's Top100