Пластика духа Почему народ, полюбивший индийское кино, не спешит на концерт индийского храмового танца Вадим ДЫШКАНТ В Киев из Индии приехала Пратибха Джена Сингх, известная танцовщица, исполняющая храмовые танцы в стиле Одисси. Ее искусство, в отличие от нашего, принадлежит к удивительным проявлениям жизни человеческого духа, которая не знает ни кризисов, ни разочарований, ни усталости. Впрочем, боюсь, что некоторые рьяные поклонники индийского кинематографа, привлекающего миллионы зрителей не только мелодраматическими сюжетами, но и мелодичными песнями и темпераментными танцами пышнотелых красавиц, оказались разочарованными. Пресловутого "танца живота", которого, как обязательной программы от фигуристок, ждут от восточных танцовщиц иные любители экзотики, на своем единственном концерте Пратибха не исполняла. Ее искусство имеет мало общего с танцами индийских киноактрис, позаимствовавших из традиционных стилей храмовых танцев лишь те или иные движения. Однако эти киношные дивы, как заверила нас танцовщица, ничего не ведают о состоянии души, раскрывающемся в аутентичном индийском танце. Возможно, именно то обстоятельство, что гостья из Дели представляет настоящее, самое что ни на есть подлинное искусство, а не попсу, не позволило организаторам гастролей развернуть мощную рекламную кампанию и устроить в столице несколько выступлений Пратибхи, чье мастерство привлекло в свое время внимание известного американского экономиста Гэлбрайта. Он-то и начал популяризировать искусство танцовщицы по всему миру. Но наш народ, как известно, в очереди за бриллиантами не стоит, его приучили довольствоваться бижутерией. Отсутствие в нашей стране массового интереса к традиционным храмовым танцам устроителей концерта из Федерации йоги, похоже, не очень удивляет. Дело в том, что классический танец в Индии считается одной из форм йоги, поскольку в нем синтезирована физическая выносливость и духовная энергия. Главная цель нынешнего приезда Пратибхи в Киев — обучение этой древнейшей йоге наших парней и девушек. Что же касается истории возникновения этого искусства, то согласно преданиям, первым танцором во Вселенной был Шива, который своим страстным танцем мог разрушить все мироздание. Простые смертные не сразу смогли овладеть тайнами божественного искусства, которое со временем было запечатлено в Натья-шастре — "Науке о танце", данной Брахмой великому мудрецу и аскету Бхарате, именем которого была названа территория нынешней Индии (Бхарата- варша). Познавший все тонкости неземной хореографии Бхарата сказал, что "нет такого учения или мудрости, искусства или ремесла, плана или действия, которые не были бы представлены в танце". Храмовый танец Одисси, чья традиция формировалась тысячелетия назад на восточном побережье Индии, исполняется для Бога. Это своеобразная медитация, разговор с Ним, восхищение Его неземной красотой, силой, славой, знанием, богатством… Все ипостаси Творца, его божественная энергия вызывают восторг танцовщицы, она пытается отразить Его деяния в движениях танца. Ее способности в доли секунды перевоплотиться из гневного Нрисимхадевы в сострадательного Будду могут позавидовать наши самые одаренные актеры, воспитанные в традициях школы переживания. Именно переживание, состояние души, тончайшие нюансы отношений, нашедшие выражение в целой науке о "расах" (труднопереводимый термин, которым обозначают вкус, качество определенных отношений), лежат в основе Одисси. Глядя, с какой любовью, с каким восхищением индийская танцовщица показывает игры Радхи и Кришны, я вдруг понял, что это действительно не просто танец, это сокровенное общение с самым дорогим тебе существом. Так общаются влюбленные, имитируя друг друга, пытаясь вспомнить самые сокровенные мгновения, пережитые вместе. Каждым движением Пратибхи управляет любовь к Тому, Кому она посвящает свой небесный танец. Истинная же любовь, как известно, не знает уныния, скуки и кризисов, которым, к сожалению, подвержены мы и создаваемая нами культура |
|||||||
обсудить
в форуме
|