Лекция ЕС Шрилы Радханатхи
Свами
1 сентября, 1998
Спасибо за то, что вы пришли.
Сегодня мы читаем замечательный рассказ о Махарадже Приху из Шримад
Бхагаватам. В этой замечательной главе, мы слушаем об удивительных
качествах вайшнава, которые проявлял Махарадж Притху. Махарадж Притху
пришел в этот мир, чтобы показать своим собственным примером как должны
вести себя люди. Он был царем, что означает, что у него было необычайное
могущество, огромные богатства и огромная власть, а также разум. В
материальном мире даже нищий гордиться заработанной копеечкой. Даже
неграмотный начинает гордиться, если ему удается запомнить несколько
букв алфавита. Гордыня - это всепроницающая и всепожирающая осквернения
страсти материального мира. Мы приходим в этот мир, потому что мы
хотим наслаждаться независимо от Кришны, и остаемся до тех пор, пока
у нас остается желание наслаждаться независимо от Кришны. Есть самые
различные способы пытаться наслаждаться независимо от Него. Существуют
грубые, физические виды наслаждения, которые душа извлекает, когда
чувства и их объекты соприкасаются друг с другом. Есть также более
тонкие формы наслаждения: когда нами восхищаются, нас уважают, и нам
покланяются. Все это является признаками горячки материальной болезни.
Господь Чайтанья Махапрабху описывает, что Кришну привлекает только
наше смирение. Без этого смирения, какие бы усилия мы ни прилагали,
какими бы великими мы ни стали, мы не сможем доставить удовольствие
Кришне. Самое трудное, что может быть - это обладать материальными
богатствами, и по-прежнему оставаться смиренным. Даже люди, не имеющие
никаких богатств или достояний, начинают гордиться теми ничтожными
владениями, которые есть у них. Но у человека, занимающего очень высокое
положение, имеющего огромное влияние на других, человека, который
очень учен и умен, имеет огромные богатства, которые он раздает другим
- для такого человека очень трудно оставаться смиренным. Потому что
каждый человек хочет, чтобы его прославляли и ему оказывали честь
за то, что он делает здесь, в этом материальном мире. Это желание
сидит в сердце каждого.
Махарадж Притху обладал всем богатством, всем знанием, огромным влиянием
и властью над другими, и тем не менее он был очень смиренным. В этой
главе описывается как подданные прославляли Махараджа Притху за его
качества. Он относился к каждому из своих подданных подобно тому,
как отец относиться к своим детям. Фактически Махараджа Притху считал
себя самым смиренным слугой каждого из своих подданных, и даже самого
последнего из них. Таковы качества вайшнава. Вайшнав никогда не читает
себя великим. Вайшнавы всегда считают себя слугами великого. Практически
Господь Чайтанья Махапрабху учил нас, чтобы мы считали себя слугой
слуги слуги мельчайшего слуги, слуги величайшего Господа.
Махараджа Притху понимал: "Я царь, на меня возложена очень большая
ответственность. Царь означает представитель Бога". Каким образом
человек может представлять Бога? Это значит, что царь должен служить
Господу. И как он должен служить Господу? Служа каждому из своих подданных
таким образом, чтобы они смогли приблизиться к Богу. А также не требовать
уважение за это, а оказывать уважение всем.
Поэтому когда прославляли царя Притху, четыре Кумара появились в
этом месте. Четыре Кумара являются старшими братьями Господа Шивы.
Они великие преданные Господа. Они родились от Господа Брахмы. В то
время, основным служением Господа Брахмы было заселить эту вселенную
живыми существами. Он приказал четырем Кумарам стать Праджапати, т.е.
заселять вселенную и производить потомство. Но четыре Кумара обладали
очень глубоким желанием целиком посвятить свое существование служению
Господу, и чтобы ничто не отвлекало их от этого. Они хотели оставаться
брахмачари. Господь Брахма разгневался на них за то, что они не хотели
помогать ему. И из его гнева появился Господь Шива, вышедший из межбровья.
Но затем, когда, разумеется, Госопдь Брахма увидел, какое чистое сердце
у этих преданных - Кумаров, они стали очень дороги ему. Зная, что
притяжение мужчины и женщины становиться очень сильным, когда человек
достигает определенного возраста, четыре Кумара решили не взрослеть,
а остаться в возрасте детей до конца вселенной. Для обычных людей
они выглядят как маленькие дети, которые даже не заботятся о том,
чтобы как следует одеваться. Однако они были самыми могущественными,
знающими преданными.
Любой великой душе присуще желание поклоняться и почитать другие
великие души. Когда они пришли к тому месту, где поданные прославляли
Махараджа Притху, он сразу же сошел со своего возвышенного места,
с трона, на котором он сидел, для того, чтобы смиренно служить вайшнаваам.
С огромным смирением и с огромным уважением он усадил их на возвышенное
место, затем он стал поклоняться им самым удивительным образом. Царь
омыл стопы четырем маленьким детям, и сбрызнул этой водой себе на
голову. Он стал поклоняться им, предлагая пуджу. Потому что он понял,
что просто доставив удовольствие преданным, мы сможем доставить удовольствие
Господу. Если мы оскорбляем преданных - мы оскорбляем Кришну. Если
доставляем удовольствие преданным - мы доставляем удовольствие Кришне.
Это простая формула, с помощью которой каждый человек может духовно
развиваться.
Затем Махараджа Притху, с полностью честным, открытым сердцем, вместо
того, чтобы сказать какой он великий, начал говорить какой он глупый
и несчастный материалист. Он не говорил как сведущий человек, он говорил
как человек, который ничего не знает. Он сказал четырем Кумарам: "Я
материалист, который привязан к материалистическому образу жизни,
я не знаю, что принесет мне благо, я не знаю, что плохо для меня.
Я запутался, пожалуйста, наставьте меня. Великие святые подобные вам,
всегда могут дать свет и надежду подобному мне". Поэтому люди
могли подумать: "О, Махарадж Притху говорит как обычный человек".
Однако обычный человек, занимающий высокое положение никогда не говорит
о себе так. Обычный человек, занимающий высокое положение говорит,
так как будто бы он знает все, поскольку все в его власти.
Этот замечательный пример относиться также к Рупе и Санатане Госвами.
Отца Шриниваса Ачарьи звали Чайтанья дас. Он был великий преданный
Господа Чайтаньи. Когда Шринивас был маленьким мальчиком, Чайтанья
дас рассказывал разные истории, связанные с Господом Чайтаньей. Он
постоянно описывал различные лилы Господа Чайтаньи: как Он родился
в полнолунье месяца полгуны, в то время когда все повторяли Святые
имена Господа Кришны. Как когда Он был младенцем, Он плакал до тех
пор, пока все не собирались вокруг Него, и не начинали петь имена
Господа Хари. И когда Он слышал, как пели имена Господа Хари, Он не
только переставал плакать, но начинал улыбаться, и бросал такой нежный
взгляд на всех остальных, кто собирались вокруг Него. Как когда Он
стал всего лишь подростком, Он стал Нимай Пандитом - величайшим ученым
во всем мире. Как маленький Нимай Пандит с легкостью победил Кешава
Кашимри - великого пандита и диг-виджая, победившего весь мир. Как
он жил со своей прекрасной женой, которая была никем иной, как богиней
Лакшми. Как Он получил посвящение от Ишвара Пури в Гае, как Он вернулся
и начал движение санкиртаны в Навадвипе. И как своим промером Он учил
всех идеальной жизни грихастхи. Как Он учил всех, что служение Вайшнавам,
и повторение Святого имени является высшим исполнением всех наших
обязанностей.
Он заполнил всю Навадвипу любовью к Богу. Затем Он принял санньясу.
Он принял саннясу потому, что в этой области жило много гордых людей,
которые говорили, зачем мне слушать Его, какого-то обычного семейного
человека. Он принял санньясу, только для того, чтобы все могли увидеть,
что Он занимает самое высокое положение. Но хотя Он занимал самое
высокое положение, Он всегда жил в соответствии с принципом: "тринад
апи суничина тарор апи сахишнуна аманина амадена киртаниях сада харих",
Он всегда был очень смиренным. Когда Он принимал санньясу и Его обривали,
то отец Шринивасы, Чайтанья дас, которого в то время звали Гонодар,
отправился для того, чтобы навестить одного из своих родственников.
И по пути он посетил деревню Катву. Там он увидел огромную толпу плачущих
людей. Он спросил: "В чем дело? Что случилось?" Ему объяснили,
что Нимай Пандит, объект любви всех отрекается от своей жены, от всего
остального, чтобы принять санньясу. Гангадар Бхаттачарья побежал на
берег Ганги, и так он увидел самое высшее проявление сострадания.
Он увидел прекрасного Господа Гаурасундара, Чьей жене тогда исполнилось
только четырнадцать лет, и она была самая верная, самая прекрасная,
самая благочестивая женщина, подобная Богине Процветания. У Него же
была любящая мать, которая к тому же была вдовой. У Него были прекрасные
одежды и прекрасные длинные волосы. Он отбросил эти одежды, Он ставил
свою жену и мать, и в этот момент сбривали Его прекрасные, длинные
волосы. Люди рыдали при виде этого отречения. Но Он сделал это для
того, чтобы подать самый высший пример того, как нужно с состраданием
относиться к другим живым существам. Затем произошел обряд, когда
гуру давал Ему санньяс-мантру, и дал Ему имя Шри Кришна Чайтанья.
Когда Гангадар Бхатачарья услышал имя Шри Кришна Чайтанья, с этого
момента он не мог делать ничего другого, кроме как повторять: "Шри
Кришна Чайтанья, Шри Кришна Чайтанья. Какая милость! Безграничная
милость! Он принял санньясу только для того, чтобы дать нам сознание
Кришны!" Видя это, единственное, что мог делать Гангадар, это
повторять: "Шри Кришна Чайтанья!" Когда он возвратился домой,
он непрестанно повторял имя Господа Чайтаньи. И с этого момента ему
дали другое имя, он стал называться Чайтанья дас.
Чайтанья дас рассказывал своему сыну все эти истории, потому что
он знал, что совершенный отец, это отец, сын которого становиться
сознающим Кришну. Поэтому он с огромным желанием хотел, чтобы сострадание
и учение Господа Чайтаньи вошли в сердце его маленького сына. Однако
не возможно отдельно воспевать славу Господа, не воспевая славу преданных,
которые находятся рядом с Ним. Он рассказывал Шринивасу о том, как
Господь Чайтанья отправился в Джаганнатха Пури, как Господь Чайтанья
отправился в Южную Индию, и затем во Вриндаван. По пути во Вриндаван,
в Рам-кели Господь Чайтанья встретился с Рупой и Санатаной Госвами.
И затем Чайтанья дас стал прославлять Рупу и Санатану Госвами. Он
сказал, что в юности учитель привел его в Рама-кели, чтобы он увидел
Рупу и Санатану, принял участие в семинарах, которые давали Рупа и
Санатана, объясняя священные писания. В то время Санатана Госвами
был премьер-министром царя Бенгалии, а Рупа Госвами был министром
внутренних дел. Они так блестяще служили царю, что царь очень привязался
к ним и чувствовал себя настолько обязанным им, что относился к ним,
как к своим младшим братьям. Чтобы они ни делали, они делали это блестяще.
Люди очень любили их за их качества. Царь делился всем своим богатством
с ними. Он давал им огромные имения земли. Он построил роскошные дворцы,
один - для Рупы, другой - для Санатаны. В то время их звали Дабир
Кхас и Сакар Маллик. Они разбили там прекрасные сады и рощи, которые
напоминали им о Вриндаване. У того и другого рядом с дворцами были
вырыты огромные озера, в которых они омывались. У них было такое огромное
могущество, сила, власть, деньги. Что касается их физического состояния,
они были в рассвете совей юности, самыми знающими. Они в совершенстве
знали санскрит, бенгали, персидский, арабский. И они в совершенстве
знали все священные писания своего времени. Но посреди этого богатства
и роскоши они вели очень простой образ жизни.
Чайтанья дас сказал Шринивасу, что когда я пришел со своим учителем
в эту комнату, я увидел сотни и сотни великих ученых собравшихся перед
ними. И среди них стояли Рупа и Санатана. Они излучали сияние подобное
солнцу. Они выглядели подобно Индре в окружении полубогов, восседающих
на прекрасных сидениях. И тем не менее, когда я со своим учителем,
или кто-либо другой входили в комнату, они очень смиренно вставали
и с огромным смирением и искренностью приветствовали нас. Они кланялись
до земли каждому человеку, который приходил, даже самому ничтожному.
Со смирением они устраивали его жить, кормили его прасадом. И Чайтанья
дас сказал Шринивасу, что это самое большое богатство. В этом заключается
богатство отречения. В чем смысл отречения? Не смотря на то, что они
обладали такими огромными богатствами, они считали себя смиренными
слугами слуг, слуг тех, кто занимал гораздо более низкое положение.
Это качество смирения - самое редкое качество, и самое возвышенное
из всех. Особенно когда кто-то великий считает себя таким маленьким.
Чайтанья дас объяснял, что, несмотря на то, что они обладали всем
этим, когда они встретили Господа Чайтанью, они припали к Его ногам,
зажав солому в зубах, считая себя более падшими чем Джагай и Мадхай.
По приказу Господа Чайтаньи они покинули все, для того чтобы отправиться
во Вриндаван и стать Госвами. Там они неукоснительно следовали принципам
сознания Кришны только для того, чтобы показать пример другим. Они
вели очень простой и аскетичный образ жизни. Но они всегда прибывали
в блаженстве, повторяя и слушая святые имена. И тем не менее, когда
кто-то пытался прославлять их, они всегда с готовностью объясняли:
"Я - ничто, все это - милость Чайтаньи Махапрабху". Точно
так же поступал Шрила Прабхупада. Хотя с помощью своих книг, с помощью
своих лекций, он преобразил сердца очень многих людей, он говорил:
"Единственное мое качество, единственное мое достоинство, которое
у меня есть, это то, что я ничего не добавляю, я просто повторяю слова
своего духовного учителя". Снова и снова Шрила Прабхупада повторял
эти слова: "Мое единственное достижение заключается в том, что
я никогда не шел на компромисс. Я просто повторяю слова гуру и Кришны.
Все могущество и власть, которая у меня есть, пришли ко мне только
потому, что я делал это".
Шрила Прабхупада иногда говорил, что хотя, внешне он занимает это
высокое положение - он простой почтальон (посыльный) своего Гуру Махараджа.
Кто такой посыльный? Это самое низкое положение, которое человек может
занимать. Это человек, который исполняет любое приказание своего господина.
Как правило, так называют слуг, который весь день тяжело работают
на полях. Но посыльный, это самый ничтожный слуга, который годится
только на то, чтобы передавать приказания своего Господина. И это
то, каким образом Шрила Прабхупада говорил о себе нам: "У меня
нет никаких достоинств. Однако наставления моего духовного учителя
исполнены могущества. Я просто передаю то, что он говорил, и если
вы примите это учение, то вы достигнете совершенства". В этом
было смирение Шрилы Прабхупады. Это смирение делает человека прозрачным.
И так как человек становиться таким прозрачным, божественная милость
Гуру и Гауранги может течь через него. Шрила Прабхупала говорил, что
он видит всех своих учеников как представителей гуру, и он смиренно
служит им, уча их сознанию Кришны. Поэтому он смог сообщить эти высшие
истины философии Господа Чайтаньи каждому. Когда Прабхупада приехал
на Запад, то многие из его доброжелателей пытались объяснять ему,
что Вам не нужно проповедовать такую строгую философию. Прабхупада
сказал: "Я не могу обманывать их, я должен учить их истине. Я
пришел для того, чтобы дать чистое преданное служение. Есть много
других людей, которые пытаются дать что-то другое, но мы должны давать
им чистое преданное служение. Люди должны следовать этому до той степени,
до которой они могут. Но, по крайней мере, они должны стремиться к
идеалу чистого преданного служения". Прабхупада сказал, что основное
мое достоинство в том, что я просто повторяю слова своего гуру.
Здесь мы видим, как Притху Махарадж живет в соответствии с этим идеалом.
Прабхупада говорит, что он был кшатрием, он был царем, и он был преданным.
Как он мог сочетать эти три качества в одном. Как правило, мы думаем,
что у нас есть наша личная жизнь, наша профессиональная жизнь (жизнь
на работе), и жизнь преданного. Иногда мы пытаемся отделить одно от
другого. Сейчас я дома, поэтому я должен играть роль отца или матери.
Когда я иду на работу у меня другая роль. Когда я прихожу в храм у
меня третья роль, а когда я остаюсь наедине с собой, я играю другую
роль. Но пример Махарадж Притху был в том, что он был кшатрием. Это
означает, что у него были все эти качества правителя и воин, и он
был царем, это означает, что ему оказывали почести все во всем мире.
А также он был преданным, что значит, что он был смиренным слугой
слуги слуги Господа. Махараджа Притху соединил это все вместе. Все
то, что он делал, он делал для удовлетворения Кришны. В этом заключается
искусство жизни. Таковы настоящие вайшнавы. И в этом заключается дайви
варнашрама дхарма.
atah pumbhir dvija-srestha
varnasrama-vibhagasah
svanusthitasya dharmasya
samsiddhir hari-tosanam
Шримад Бхагаватам (1.2.12) объясняет, что кем бы человек ни был,
какова бы ни была его дхарма: брахман, кшатрий, вайшья, шудра, или
брахмачари, грихастха, ванапрастха, и санньяси, его обязанность -
удовлетворить Кришну. У нас у всех есть какие-то ограничения. У нас
есть наши слабости. Но Кришна объясняет в Бхагават-Гите (9.22)
anan yas cintayanto mam
ye janah paryupasate
tesam nit yabhi yuktanam
yoga-ksemam vahamy aham
"Однако тем, кто всегда поклоняется Мне с любовью и преданностью
и постоянно созерцает Мою трансцендентную форму, Я даю то, чего у
них нет, и сохраняю то, чем они обладают".
Если вы просто будете прилагать все свои силы, все свои усилия, Кришна
поможет вам, Кришна будет доволен вами. Хануман был великим и могучим
воином, когда он строил мост от Рамешвары до Ланки. Он снимал вершины
гор и бросал их в воду. Некоторые из этих пиков горных вершин были
несколько миль в ширину. И когда он бросал эти огромные горы, там
же рядом был маленький паучок, толкающий крохотную песчинку. И Хануман
подумал: "Эй, что ты мешаешься у меня под ногами, какой-то паук!?"
Но Господу Раме не понравилось это. Он сказал Хануману: "Этот
паук исполняет столько же служения, сколько и ты. Потому что он делает
все, что в его силах, в соответствии со своей природой, для того чтобы
удовлетворить Меня. И это ровно то, что делаешь ты. Поэтому Я вижу
всего лишь сознание и желание удовлетворить Меня, Я не вижу саму деятельность".
Хануман был великой и могущественной обезьяной. Господь отчитал его.
Он мог бы сказать Господу Раме: "Ты не понимаешь, о чем я говорил".
Нет, Хануман с молитвенно сложенными руками сказал: "Прости меня,
я очень глупый и падший". Как вайшнав он сразу подумал, что этот
паук лучше, чем я. В этом проявляется вайшнав. Таким образом, в соответствии
с нашими возможностями мы просто стараемся служить. Если мы доставляем
удовольствие гуру, то Кришна доволен нами. Мы доставляем удовольствие
гуру нашими искренними и смиренными усилиями. Шила Бхактисидханта
Сарасвати Тхакур, когда его брахмачарии выходили на распространение
журналов, и им удавалось продать хотя бы один журнал, прославлял его
за это. Он говорил, что ты заслуживаешь всех почестей. Потому что
эти брахмачарии просто искренне пытались доставить удовольствие своему
гуру, трудясь целый день. Из-за их небольших возможностей, результаты
не были очень большими, но так как они искренне старались сделать
это, то в глазах их Гуру Махараджа результаты были очень огромными.
Мне бы хотелось привести вам другой пример, который я наблюдал своими
глазами. Это замечательная история. Есть ли у меня время для этого?
Я расскажу ее вам только при том условии, если вы не будете расходиться.
Эта история одной моей духовной сестры, очень простой женщины. Она
была простой американской женщиной, у нее был маленькая дочка. Она
присоединилась к сознанию Кришны в 1971 году. Она пришла и стала жить
в каком-то храме, но ей сказали, что мы не можем заботиться о незамужней
женщине с ребенком, поэтому ее отправили в Новый Вриндаван. Когда
я впервые приехал в Новый Вриндаван в 1972 году, в июле, она уже жила
там. Простая женщина, которая исполняла самое непритязательное служение.
Она просто убиралась, мыла котлы, пропалывала сорняки, сажала овощи
и цветы, а также заботилась о своей маленькой дочке. Затем в августе
72-го приехал Шрила Прабхупада и дал ей посвящение. Он дал ей имя
Кунти деви даси. Когда она получила это имя, все сказали: "Хари
Бол!" Шрила Прабхупада мог понять, что это за человек. Поэтому
он дал ей это имя. Вы поймете почему, по мере того, как история будет
разворачиваться.
Затем Кунти деви даси послали жить в ашрам для матаджей. Этот ашрам
находился в старом полу-разволившемся доме, которому было лет 150,
и который находился в лесу. Для того чтобы приготовить прасад нужно
было срубить деревья, нарубить их и использовать эти дрова для приготовления
пищи. Это было одно из ее служений - просто рубить дрова. В то время
не было ни пил, ни элктропил, всего лишь топоры. Вода из крана тогда
естественно не текла. Там был старый колодец, и нужно было забрасывать
ведро с веревкой в этот колодец, а заем очень долго вытаскивать его.
Она таскала воду, рубила дрова, убиралась, готовила. В то время были
Божества: Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Они были четыре фута в
высоту, и были сделаны из деревьев Нового Вриндавана. Никто никогда
о ней не слышал, она не была знаменитой. Она любила говорить о Кришне.
Кунти читала книгу о Кришне, и рассказывала всем истории из этой книги.
Она очень старалась.
Но помимо всего остального, что она делала, он добровольно занималась
еще одним служением. В то время все в Новом Вриндаване сами стирали
свою одежду. Это было очень тяжело, особенно зимой. Зимой выпадает
очень толстый слой снега. Все покрыто льдом. Вода в этом колодце просто
ледяная. Там нет горячей воды. Но Кунти умоляла всех преданных: "Пожалуйста,
разрешите мне постирать вашу одежду!" Она убедила всех женщин
в этом ашраме, чтобы они сложили всю свою грязную одежду в кучу. На
улице, так как тогда не было стиральных машин, она приносила много
ведер ледяной воды из колодца, зимой, весной, летом, осенью, стирала
и отбивала эту одежду о камни. Затем, высушив, она аккуратно складывала,
и после, раздавала преданным. Все она делала с огромной любовью и
преданностью. Этим она занималась после того, как заканчивала все
свои обязанности. И она никогда не принимала никаких почестей в свой
адрес. Она просто благодарила преданных за то, что они разрешали служить.
Так она жила.
Через несколько лет после такой жизни ее послали на санкиртану. Она
отправила свою дочку в гуркулу. Но санкиртана была очень трудна для
нее. Оттого что ей приходилось много ездить на автобусе, у нее очень
испортилось здоровье. Но так как она обладала простой природой, она
из всех сил старалась распространять книги. Но у нее никогда не было
больших результатов. Она старалась не меньше, чем самые лучшие распространители,
но результаты у нее были очень маленькие. Она никогда не побеждала
ни в каких марафонах. Ее никогда не прославляли как великого распространителя
книг, или собирателя денег. Других прославляли, их награждали, писали
о них повсюду. Она же никогда ничего не получила. Однако она старалась
изо всех сил, также как и все остальные, но у нее не было реальных
способностей делать это. Таким образом, она была человеком, которого
никто никогда не замечал, кроме ее самых близких подруг. Они понимали,
насколько она искренна.
Затем, по мере того, как в нашем движении происходили разные вещи,
она подумала, что, в конце концов, я должна заботиться о своих детях.
Она решила устроиться на работу, чтобы были какие-то деньги для своих
детей. Но где-то примерно год тому назад, врачи сказали ей, что у
нее рак. К тому времени она была преданной в течение 28 лет. Они сказали
ей, что рак уже проник в кости, и ей не осталось времени для жизни
более, чем 6 месяцев. Ее здоровье стало очень быстро ухудшаться. Она
была практически прикована к постели. В то время она жила в американском
штате Юта. Этот штат находиться на Западе. Единственное, как она могла
передвигаться, это - на кресле-каталке. Одна индийская семья заботилась
о ней. И она умоляла их, чтобы они вывезли ее на улицу, чтобы она
могла распространять книги Шрилы Прабхупады. Она была парализована
ниже пояса, она очень быстро умирала, но она просила, вывезите меня,
пожалуйста, на кресле-каталке, чтобы я могла распространять книги.
Она делала это с огромным энтузиазмом.
Когда в прошлом году я был в Новом Вриндаване, она позвонила мне.
Я хотел как-то подбодрить ее, но она была в полном блаженстве. Она
сказала мне: "Люди думают, что я на смертном одре, но сказать
тебе, что я думаю об этом?" Она сказала: "Я на самом деле
я не лежу на смертном одре. Я чувствую, как будто я нахожусь на берегу
святой реки Ганги". Кто-то дал ей компьютер со всеми книгами
Шрилы Прабхупады в нем. Она целый день сидела, и либо она повторяла
джапу на своих четках, либо пела киртан вместе с семьей, либо читала
книги Шрилы Прабхупады. Она сказала: "Подобно тому, как Махараджа
Парикшит находился на берегах Ганги, слушая Шукадеву Госвами, точно
также, я нахожусь здесь, на берегу Ганги, слушая Шримад Бхагаватам.
У меня есть много десятков лекций Шрилы Прабхупады и его даршанов.
Последние 20 лет я читаю книги Шрилы Прабхупады. Но сейчас, когда
я умираю, я слушаю Шрилу Прабхупаду, и слышу его так, как никогда
раньше. Я чувствую, что каждое слово этих книг лично обращено ко мне,
для меня это личное наставление Прабхупады. Знание, которое он дает
мне, каждым словом этих книг, нечто такое, что я раньше ничего не
испытывала. Никогда прежде у меня не было таких близких отношений
с моим Гуру Махараджем. Много раз я слышала, что Шрила Прабхупада
находится в его книгах. Но более того - он на самом деле находиться
в своих книгах. Он сам лично говорит это мне. И я бы не поменялась
ни с кем другим во вселенной. Я бы не обменяла свое дурное здоровье
ни на какое хорошее здоровье. То, что я слышу так милостиво обращенные
ко мне слова моего Гуру Махараджа, это самое великое благословение,
которое было у меня в жизни. Я так благодарна Кришне за то, что Он
послал мне эту болезнь, благодаря которой, я смогла услышать Шрилу
Прабхупаду таким образом".
Затем она продолжала: "За все те годы пока я была преданной,
со мной не очень хорошо обращались и иногда мной пренебрегали очень
много раз. И у моих детей тоже было много трудностей за эти годы.
Но какой смысл жаловаться? Единственное ради чего мы пришли в это
движение - это получить любовь к Богу. Поэтому я не обижена ни на
кого, я просто благодарна Кришне за то, что Он дал мне святое имя
и Шрилу Прабхупаду, как гуру. Прабхупада, когда он говорит, обращаясь
ко мне, это приносит мне такое блаженство в сердце, что я хочу передать
это блаженство другим. Поэтому, хотя я нахожусь на смертном одре,
и тело мое испытывает такую боль, какую я не испытывала раньше, я
чувствую такое наслаждение, что я хочу выезжать на своем кресле-каталке,
и раздавать милость Шрилы Прабхупады всем людям". И тогда я понял,
почему Шрила Прабхупада дал ей имя - Кунти деви даси.
Я сказал: "Кунти Матаджи, пожалуйста, приезжайте в Новый Вриндаван,
мы позаботимся о вас". Она ответила мне, что в первый день, когда
я приехала в Новый Вриндаван, я подумала, что мне бы хотелось умереть
здесь. Потому что это место Прабхупады. Она позволила нам устроить
все для того, чтобы она могла приехать в Новый Вриндаван. Но прежде,
чем она приехала в Новый Вриндаван, на телевидении города, где она
жила, узнали, что есть одна женщина в этом городе, которая умирает
от рака и при этом испытывает величайшие блаженство. Она была уже
на последней стадии этой болезни и тело ее распадалось и полностью
переставало действовать. Они думали: "Как человек в таком состоянии
может быть счастливым?" И один из продюсеров этой телестанции
пришел встретиться с ней. Врачи сказали ему, что она испытывает неимоверную
боль, и боль эта проникла так глубоко, что наркотики не могут ослабить
эту боль, и даже болеутоляющие средства не могут проникнуть, чтобы
снять ее.
И когда люди с телевидения приехали, то она с огромным удовольствием
встретила их, она старалась как-то помочь и служить им. Они решили
сделать телепрограмму о ней. Я видел эту программу. Они спрашивали
у нее: "Как вы можете быть такой счастливой, когда вы умираете
от рака?" Она улыбалась в ответ, так как никто из нас не может
улыбаться. Она сказала: "Мы - не тело! Мы - вечные души!",
- и стала цитировать шлоки из Бхагавад-гиты, объясняя, что душа вечна,
исполнена знания и блаженства. "Тело все равно должно умереть,
это может произойти сегодня или завтра, - сказала она, - думаете,
что с вами этого не случиться?" Затем она стала объяснять, кто
такой Кришна: "Так как я повторяю имена Кришны и слушаю о Кришне,
я испытываю это блаженство". Она описывала трансцендентную красоту
Кришны, а затем рассказывала об играх Кришны во Вриндаване. Она говорила,
что это не просто какие-то истории - это истина. Это то, чему поклоняется
душа. И мы можем достичь этого очищения, повторяя святые имена. И
затем она стала описывать свою любовь и веру в Шрилу Прабхупаду. С
каким совершенством он передал это учение, и как оно спасло ей жизнь.
Ведущий программы, который рассказывал о ней просто плакал. Когда
большой мощный проповедник приходит и говорит это, мы говорим: "Да,
да, естественно, проповедники должны это говорить". Но когда
простая домохозяйка, больная, лежащая на смертном одре, с такой уверенностью
и убежденностью объясняет это, то все кто видели эту программу были
убеждены, что она права. Она показала всем в аудитории, как повторять
джапу. Диктор телевидения вместе с ней повторял джапу, затем она учила
петь киртан, и вокруг нее собралась семья, и они стали петь киртан.
Она улыбалась и хлопала в ладоши. Затем она дала блестящие объяснение
философии Бхагавад-гиты. Кунти держала в руках Бхагавад-гиту, и говорила,
что если вы хотите обрести истинный смысл жизни, то вы должны читать
ее.
Затем, преодолев огромные усилия, она приехала в Новый Вриндаван,
потому что для нее было очень опасно путешествовать в таком состоянии.
Когда она приехала, ее рак ухудшался. Она не могла даже пойти в туалет,
людям приходилось приподнимать и чистить ее. Женщины омывали ее тело.
Но после утреннего омовения она отправлялась на своем кресле-каталке
на алтарь и одевала маленькие Божества Радхи-Мадхавы. Другие женщины
приносили ей воду и одежду, и так она девала Божества каждый день.
Однажды какой-то преданный заболел, этот преданный не мог есть обычную
пищу, и она сказала, что приготовит ему прасад. На своем кресле-каталке
она отправилась на кухню для гостей, и она приготовила прасад для
этого преданного. Это был такой замечательный прасад, что все хотели
попробовать его из ее рук. Через две недели она уже готовила для 30
преданных. Она делала это на своем кресле-каталке, полностью прикованная
к нему и изнемогающая от боли. Она готовила четыре-пять блюд здоровой
пищи для преданных. И она всегда улыбалась. Для каждого преданного,
который приходил к ней, она была матерью, и с улыбкой благодарила
за то, что он служит. Она служила, раздавая прасад со своего кресла,
и всегда повторяя Харе Кришна и прославляя Шрилу Прабхупаду.
Время шло, в конце концов, ее состояние ухудшилось, и нам пришлось
отвезти ее в больницу. В больнице ей сказали, что у нее осталось максимум
два дня. Она была без сознания. Но затем она пришла в себя, и как
только она пришла в сознание, она стала повторять Харе Кришна маха-мантру.
И единственное, что беспокоило ее, что в день, когда она лежала в
бессознательном состоянии, она не прочитала свои круги. Она сказала,
что я должна прочитать круги за эти дни. Преданные сказали ей, что
тебе не нужно читать столько много кругов, но она ответила, что нет,
я обещала Прабхупаде, я должна повторять.
Преданные пришли к ней больницу. Один из моих духовных братьев занимается
бизнесом с преданными из Нового Вриндавана. Первые два года у них
был очень успешный бизнес, и они заработали много денег. К сожалению,
они стали очень гордыми, но в этот год у них все стало падать из рук,
и они потеряли 300.000 долларов. У них не осталось ничего. Они как-то
пытались изо всех сил сохранить этот бизнес, но у них было очень много
долгов, и они были должны даже преданным. Этот человек был в очень
тяжелом состоянии, но он думал, что Кунти скоро умрет, и я должен
навестить ее. Он сказал: "Кунти, я просто хочу сказать, как мы
тебя любим". И Кунти лежит на постели, едва душа, она парализована,
и кости ее болят от рака. Каждый орган ее тела, был практически съеден
раком. Она посмотрела на него, улыбнулась и сказала: "Почему
ты так привязан к своему бизнесу? Неужели ты не понимаешь, что у тебя
есть имя Кришна, милость Шрилы Прабхупады, почему бы тебе ни быть
счастливым? Ты общаешься с такими замечательными преданными. У тебя
есть все. Какое-то время назад, я тоже была привязана к зарабатыванию
денег, но затем Кришна благословил меня и послал мне эту замечательную
болезнь. И сейчас я не привязана ни к чему кроме Кришны, Его преданных,
и милости Шрилы Прабхупады". Этот человек очень воодушевился
когда она ему проповедовала. Он стал плакать. Он сказал мне стыдно:
"Я молодой, здоровый, и достиг такого большого успеха. Хотя я
потерял какие-то деньги, но у меня все равно есть дом, у меня есть
мое здоровье. Но тем не менее ты счастлива, а я не счастлив".
Он вышел и сказал: "Кунти мне попроповедовала! Я пришел сюда,
чтобы подбодрить ее, но она подбодрила меня!" Такова была ее
материнская доброта.
И затем она не умерла. Она сказала: "Заберите меня из этой больницы
в Новый Вриндаван". Они увезли ее, но ей нужен был терапевт,
который помогал ей профессиональным образом, поскольку преданные не
знали, как это делать. И через несколько дней врач повторял маха-мантру.
Она говорила ему, что если вы хотите делать эти процедуры, то прежде
чем начать, вы должны пол часа читать книги Шрилы Прабхупады. Каждый
день по пол часа они вслух читали книги Шрилы Прабхупады. Но после
того как они читали пол часа, и говорили, что давайте начинать процедуры,
она просила их почитать еще. С материнской добротой она говорила,
что, пожалуйста, продолжайте читать. И иногда они часами читали ей,
но затем она спрашивала: "У вас есть какие-нибудь вопросы?"
И они задавали вопросы о том, что говорил Шрила Прабхупада, и она
проповедовала им. Так они поняли, что это самая лучшая процедура -
позволить ей проповедовать. Она оживала, когда она проповедовала нам.
Жизни этих врачей полностью поменялись. До этого они думали, что "Харе
Кришна" - это дурацкий культ с промытыми мозгами. Они сказали
преданным, что мы пришли чтобы дать ей лечение, но она лечит нас.
Они вышли ко всем людям, и публично сказали, что это самые лучшие
люди. Эти два врача сказали, что мы в своей жизни не встречали кого-либо
кто так осознавал Бога, и был бы таким добрым, как Кунти. Ладе после
того как лечение закончилось, они регулярно приезжали в Новый Вриндаван,
только для того, чтобы пообщаться с ней, почитать ей, и послушать
ее.
В действительности, в прошлом в Новом Вриндаване было много кризисов.
И в свое время там была даже гражданская война. Были преданные, которые
были против других преданных. Многие жаловались, и некоторые преданные
даже не приходили в храм. Но даже эти люди пришли, чтобы поведать
Кунти. Она говорила этим преданным: "Пожалуйста, простите друг
друга, и просто живите вместе и работайте вместе, поскольку это, чего
хочет Шрила Прабхупада".И она говорила это с такой добротой и
материнской любовью: "Вы просто должны доставлять удовольствие
Шрилы Прабхупаде, и он хочет чтобы мы только сотрудничали друг с другом".
Преданные, которые были врагами становилась друзьями только для того,
чтобы сделать приятное Кунти деви. То, что не могли сделать великие
санньяси, проповедники, и даже я - объединить эту общину, сделала
маленькая Кунти, которая лежала на своей кровати. Она сделала все
просто и искренне. Каждый день преданные приходили к ней на даршан.
Люди говорили: "Давай пойдем на даршан к Кунти!" Все эти
годы никто не замечал ее, она была самой простой, последней преданной,
а сейчас люди приходили к ней, чтобы получить ее даршан - даже санньяси,
даже маленькие дети, даже преданные, которые ушли из сознания Кришны
и занимались всякой греховной деятельностью, приходили, чтобы увидеть
ее.
И она воодушевляла их своим примером, своей простатой, искренностью
и смирением. Самое удивительное, что кто бы ни приходил к ней, будь
то карми, санньяси, президенты храмов, пуджари, маленькие дети, каждого
из них она встречала с огромной любовью и нежностью. Она с глубоким
уважением относилась к каждому, кто приходил к ней. Она каждый раз
улыбалась и говорила: "Спасибо, за то, что вы пришли. Слава Шриле
Прабхупаде!" Когда они уже собирались уходить, она просила почитать
из "Книги о Кришне", "Бхагавад-гиты" или "Нектара
преданности". И после того, как они читали, они говорила, что
давайте сейчас споем киртан. Сама она едва прихлопывала в ладоши и
пела вместе с ними. Каждого, кто приходил к ней, она занимала в чтение
книг Шрилы Прабхупады, и затем пением киртана. А после она спрашивала
о делах каждого. И если у них были какие-то проблемы, она просто проповедовал
им. Она говорила: "Повторяйте Харе Кришна, читайте книги Шрилы
Прабхупады". Так она разрешала все проблемы. Это было чудо.
Одна бхактин, неинициированная двадцатилетняя девушка, Кунти деви,
ученица Прабхупада на протяжении 27 лет, а это маленькая бхактин посетила
семинар, где ее учили учить "Нектар преданности". И эта
Кунти деви, к которой санньяси приходили для того, чтоб послушать
ее, потому что у нее было глубокое понимание сознания Кришны, попросила
эту бхактин Терезу приходить к ней и давать ей лекции по "Нектару
преданности". Каждый день бхактин Тереза приходила, и час читала
ей лекцию, а Кунти деви конспектировала и задавала вопросы. Не просто
на показ, а очень искренне. Также Тереза давала ей домашнее задание,
и Кунти выполняла его очень тщательно И когда ей не удавалось исполнить
домашнее задание, и бхактин Тереза приходила в комнату, Кунти деви
очень смущалась. Она говорила преданным: "О, я забыла сделать
свое домашнее задание. Уже через десять минут она придет. Пожалуйста,
отвлеките ее на несколько минут, пока я не сделаю свое домашнее задание"
Когда я приходил к ней, она говорила мне: "Бхактин Тереза, такая
замечательная преподаватель. Она так хорошо учит меня". И из
сердца она действительно училась у нее. Это было ее качеством, она
была смиренной вайшнави.
Однажды я пришел в ее комнату. Это было в декабре. Она сказала мне:
"Я только что прочитала одну замечательную вещь!" Она постоянно,
день и ночь с любовью говорила о Шриле Прабхупаде. Однажды она стала
рассказывать мне о том как Шрила Прабхупада приезжал в 72-ом году,
и меня поразила с какой тщательностью и подробностью она помнила все,
как он ходил, что он делал, что сказал. И в этот день она сказала:
"Я только что прочитала удивительную вещь у Шрилы Прабхупады".
Она спросила: "Ты когда-нибудь читал что Шрила Прабхупада говорил
о вздутом рисе?" Я ответил, что я что-то слышал, что ему нравилось
есть его каждый день. Он сказала: "Послушай, что Прабхупада говорит
об этом. Тебе очень понравиться". И она стала заливаться смехом.
Она умирает, ей дали два дня жизни, с тех пор прошло уже пять месяцев.
И каждый день они говорили, что ей осталось только два дня. Никто
не может жить в таком состоянии. Она смеялась, и говорила, что я должна
показать тебе, что говорит Шрила Прабхупада. Итак, она раскрыла книгу
с беседами. Один преданный спрашивает, что если в духовном мире все
так совершенно, то зачем мы пришли в этот материальный мир, где все
исполнено страданий? И в ответ Шрила Прабхупада дал очень простой
пример. Он говорит: "Как например, кто-то может есть очень замечательную
халву. Но иногда, даже когда он ест эту халву, ему хочется оставить
халву, ради того, чтобы поесть простой всдутый рис. Точно также мы
покинули великое счастье и блаженство духовного мира для того, чтобы
наслаждаться вздутым рисом материального мира. Это наша тенденция".
И Кунти мне сказала: "теперь я знаю, почему мы пришли в материальный
мир!" Я спросил Кунти деви: "Ты когда-нибудь ела вздутый
рис?" Она ответила: "Нет, я никогда, не ела вздутого риса
до этого. Наверно поэтому я не могу умереть! Я не могу вырваться из
этого материального мира, пока я не узнаю вкуса вздутого риса."
Я сказал: "Я принесу тебе вздутый рис". Она ответила: "Пожалуйста,
я хочу попробовать его скорей, чтобы я могла покинуть этот мир. Как
только я попробую этот вздутый рис, я покончу с эти материальным миром,
и мне не нужно будет оставаться здесь больше".
Это было в декабре, и я должен был возвращаться в Индию. Я остановился
в Питцбурге, и попросил моих друзей преданных, чтобы они купили вздутого
риса, и принесли Кунти. В декабре врачи говорили, что нет никаких
шансов для нее прожить хотя бы еще несколько недель. Когда я попрощался
с ней, я думал, что это последний раз, когда я вижу ее. Потому что
я не собирался возвращаться в Америку до июня. Я уехал в Индию в январе.
Я помню, когда я был в Маяпуре, перед Гаурапурнимой, я получал известия,
что она находиться в очень и очень критическом состоянии, но она продолжала
жить. Ей здоровье не улучшилось, оно ухудшилось, но она оставалась
живой и счастливой. И когда я приехал в июне, она жила по-прежнему.
И Тереза приходила к ней, и читала лекцию, а также один из моих духовных
братьев, Балабадра, который отвечает за защиту коров во всем ИСККОН
приходил к ней, и час читал ей "Книгу о Кришне". Он считал
это самым большим благом своей жизни, хотя бы час в день видеть Кунти
деви, видеть ее удивительное сознание Кришны, и обсуждать с ней "Книгу
о Кришне". В течении дня преданные приходили к ней, читали с
ней книгу, говорили с ней. Люди приходили издалека для того, чтобы
увидеться с ней, встречаясь с ней, каждый уходил с верой в Шрилу Прабхупаду
и в путь сознания Кришны. Если сознание Кришны может дать человеку
такое чувство, то это самый удивительный метод.
Когда я возвратился в Новый Вриндаван, я старался каждый день приходить
к ней. И каждое мгновенье пребывание с ней приводило к тому, что моя
вера в сознание Кришны возрастала. Видеть человека, который так благодарен
Шриле Прабхупаде и Кришне, и испытывает такое счастье от этой благодарности,
который без отклонения повторял свои круги, читал книги Шрилы Прабхупады,
ища в этом прибежище и утешение своей жизни - великое счастье.
Однажды я вспомнил этот эпизод, который произошел зимой. Я спросил
у нее: "Принесли ли тебе вздутый рис?" Она ответила: "Нет,
никто мне так и не принос вздутого риса. Может быть, поэтому я до
сих пор не умерла. Мне нужен этот вздутый рис прежде чем я покину
этот мир!" Она сказал это в шутку.В то время как раз мимо проходил
этот человек из Питцбурга. Я сказал: "Ты не принес Кунти деви
вздутого риса?" Он сказал: "Я забыл об этом". А как
раз в этот момент вышла женщина, которая владела там магазином, и
я спросил у нее о вздутом рисе. Она сказал, что должна проверить и
может быть у нее и будет вздутый рис. Вскоре она вернулась с кульком
вздутого риса. И Кунти деви была очень счастлива. Она спросила: "Мне
просто так его съесть или с молоком?" Я ответил: "Как хочешь".
Но она была так больна, что не могла сама ничего есть, ее должны были
кормить из ложечки. И люди забыли покормить ее вздутым рисом.
Через несколько дней намечалась Ратха-ятра в Нью-Йорке. Каждый год
я езжу на Ратха-ятру в Нью-Йорк. Это замечательная Ратха-ятра. Она
проходит по самой главной улице Нью-Йорка. Прабхупада говорил: "Пятое
Авеню - это самая важная улица, самого важного города материального
мира". В день Ратха-ятры, когда Джаганатх, Баладев и Субхадра
проезжают по ней, все магазины на этой улице закрываются, а все преданные
поют и танцуют. Когда Шрила Прабхупада, в 1965 году впервые приехал
в Нью-Йорк, он был один, у него не было ни гроша в кармане. А в 1976
году эти три огромных колесницы Джаганатхи, Баладева и Субхадры проплывали
по главной улице Нью-Йорка, и Шрила Прабхупада восседал на колеснице
Субхадры. Шрила Прабхупада ки - джай!
В то время у Кунти улучшилось здоровье, у нее по-прежнему все тело
болело, но она не знала как следует науке умирать. По крайней мере
еще несколько дней она не хотела умирать. Каждый год в Нью-Йорке традиция,
что я даю лекцию по Шримад-Бхагаватм в этот день и рассказываю историю
Ратх-ятры. Но вдруг я очень заболел. У меня повеселилась температура,
и появился бронхит. Как правило, даже если я болею, я пытаюсь, не
смотря ни на что исполнять свое служение. Но я настолько заболел,
что я не мог даже встать. Преданные из Нью-Йорка говорили: "Нет,
нет, пожалуйста, ты должен приехать на Ратха-ятру". Я сказал,
что я постараюсь. Утром, за день до Ратх-ятры преданные пришли ко
мне, обычно около 50 преданных отправляются из Нового Вриндавана на
Ратха-ятру, и сказали мне, что мы уезжаем, ты поедешь с нами? Я попытался,
но я не смог подняться с постели. У меня была высокая температура,
я был очень слаб. Это был первый день, за много лет когда я не смогу
приехать. Я ничего не мог поделать. Итак, они уехали без меня.
Я стал молиться Джаганатху: "Зачем ты поступаешь со мной таким
образом? Почему Ты не позволяешь служить преданным в день Ратха-ятры?"
От Нового Вриндавана до Нью-Йорка где-то примерно десять часов езды,
и преданные уехали без меня. Наступил день Ратха-ятры, обычно этот
праздник начинается рано утром и продолжается до позднего вечера.
Этим вечером я лежал на кровати, не в силах подняться. Приблизительно
в два часа утра дочь Кунти деви постучала мне в дверь. Она сказала,
что, похоже, моя мама умирает, и она хотела чтобы вы попели для нее.
Я отправился к ней в комнату. В два часа утра там было много преданных,
они пели. Другой санньяси, Варшана Махарадж тоже был там. Кунти деви
попросила нас читать Чайтанья-Чаритамриту, историю Харидасу Тхакура.
Я стоял около ее кровати, я прочитал всю историю Харидаса Тхакура,
как он покидал тело, и Господь Чайтанья танцевал с ним на руках. Хотя
она была на последнем издыхание, и не было вопроса, что она могла
выжить. Невозможно даже представить боль, которую она переживала,
но она очень внимательно слушала.
Она практически не могла говорить. И она прошептала: "Пожалуйста,
киртан". Я начал петь. С огромными усилиями она подняла свои
руки, и попыталась прихлопывать. Пока киртан продолжался, с неимоверным
усилием она седлала усилия подпевать. Много часов длился этот киртан.
Затем показалось, что она потеряла сознание. Несколько часов она дышала,
но не проявляла никаких признаков сознания. Дочка ее подошла к ней,
и прошептала на ухо своей матери, когда она была ребенком, она проходила
через довольно сложные времена. Но хотя мать была очень простой женщиной,
она была для нее очень хорошем примером. И дочка прошептала ей на
ухо: "Мама, я хочу просто поблагодарить тебя за то, что ты дала
мне сознание Кришны". Когда она произнесла это, слезы покатились
из глаз Кунти деви. Мы стали думать, в сознании она, или без сознания.
Но когда слезы покатились у нее из глаз, мы поняли, что она все слышит,
и она в сознании. Это, может быть, было величайшим счастьем в ее жизни,
когда она услышала, как ее дочка благодарила за то, что она дала ей
сознание Кришны. Вскоре после этого в окружение преданных, которые
пели для нее, она покинула этот мир.
Всего за несколько дней до своего ухода, она сказала мне: "Я
попробовала вздутый рис, я исполнила свой долг, и теперь могу покинуть
этот мир. Сейчас я готова уходить". Другое, что я хотел сказать,
это то, что она хотела, чтобы я присутствовал при ее уходе. По беспричинной
милости, Господь Джаганатха уложил меня в постель, поэтому я не смог
покинуть ее. Я был очень благодарен Господу Джаганатхе, за то, что
Он позволил мне служить моей духовной сестре таким образом.
Затем, во время похоронной процессии мы взяли ее, и принесли ее в
храм и во дворец Шрилы Прабхупады. Три дня спустя мы устроили поминальную
церемонию, пришли сотни преданных. Это был один из самых многолюдных
праздников. Она никогда не занимала никакого положения, ее никогда
не прославляли, она была самым простым преданным. Прежде чем она умерла,
она говорила преданным, что самым драгоценным воспоминанием моей жизни
- это когда я стирала белье для преданных. Я никогда не испытывала
большего счастья, чем когда я служила преданным самым смиренным образом.
И дерево, под которым она стирала белье для преданных, это было дерево,
под которым жил Шрила Прабхупада, когда он первый раз приехал в Новый
Вриндаван, в 1972 году. Она попросила свою дочь высыпать пепел под
это дерево, где сидел мой дорогой Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада.
Во время этой поминальной церемонии, преданные говорили о Кунти.
Это продолжалось где-то восемь часов, потому что каждый хотел сказать
о ней что-то. Никто не мог уйти оттуда. Хотя она не сделала ничего
заметного, когда она покинула этот мир, все могли оценить ее потому
что она была истинной вайшнави. После того, как эта церемония кончилась,
после того как все сказали о ней. Одна женщина попросила слова, она
встала, и сказала, что у меня были тяжелые времена в сознании Кришны,
и я утратила веру в сознание Кришны. Я не практиковала сознание Кришны.
Я стала заниматься разными другими практиками для того, чтобы исцелиться.
Она участвовала в процессе психотерапии с помощью Нью Эйджа. Обычно
они учат, что просто нужно хорошо и с любовью относиться друг к другу.
Нужно быть самим собой. И в самом Новом Вриндаване она проповедовала
это, она говорила преданным, что чтобы стать счастливой вы должны
заниматься Нью Эйджем. Она приглашала людей из этой организации, чтобы
они проповедовали преданным. Таким образом она пыталась зарабатывать
деньги, чтобы поддерживать свою семью. В течении нескольких лет она
занималась этим. Она вышла перед преданными и стала плакать. Она сказала:
"На протяжении последних нескольких месяцев я навещала Кунти.
Я приехала, потому что она была моя старая подруга, я подумала, что
я должна исполнить этот долг, как формальность, перед ее смертью.
Но когда увидела ее преданность, и ее благодарность Шриле Прабхупаде
и Кришне, даже не смотря, на такие условия, то моя вера в сознание
Кришны вернулась. Я слушал столько лекций, но никакая лекция не могла
восстановить мою веру в сознание Кришны. Я думала в этом мире есть
много всего другого более важного, чем следование Шриле Прабхупаде.
Но теперь, увидев Кунти деви, и то, как она покинула этот мир, я говорю
вам всем перед Божествами, что для меня отныне в жизни будет самым
главным следование сознанию Кришны". Таково было могущество примера
этой простой женщины.
После этого все предложили цветы фотографии Кунти и устроили киртан
перед Божествами. Во время этого киртана я видел людей, которые не
были в храме более 15 лет. Они пели и танцевали перед Божествами.
И я думал, кто эта Кунти? У нее никогда не было никакого положения
в этом движении, кроме самого скромного положения домохозяйки. Она
изо всех сил старалась заниматься служением, но никогда не могла делать
его как следует. Но она была искренне, и просто занималась этим. И
благодаря этому она привлекла сердце Кришны. И когда ей нужно было,
Кришна пришел и дал ей самую большую милость - она отведала вздутого
риса. Вклад, который она сделал в сердца преданных нашей общины был
больше чем чей-либо другой. И она покинула этот мир с самыми большими
почестями.
Она была примером преданного, который считает себя самым простым
и смиренным. Другой урок, это то, что мы не должны судить людей по
внешности. Иногда, в нашем движении, из-за западного воспитания, мы
думаем, что большой преданный, это тот, кто может делать большие вещи,
говорить высокие слова. Но всю свою жизнь в сознании Кришны она была
ничем больше, чем этот маленький паучок, который толкал песчинки.
Но Господь взял ее обратно. По крайней мере, так кажется.
Итак, хотя Притху Махарадж был очень великим, он говорит, что он
нечто ординарное, и с огромным почтением и уважением относиться к
преданным. Такова суть того, что есть сознание Кришны. Прабхупад говорит,
что простой образ жизни, и возвышенное мышление. И не только в Шримад-Бхагаватам,
но и в наших жизнях мы видели, что может сделать милость Шрилы Прабхупады.
Мы живем этим, и мы готовы умирать за это!
Спасибо большое.
Шрила Прабхупада ки - джай!
"Служите вайшнавам" Семинар Шрилы
Радханатхи Свами
Загрузить файл radhan.zip
(размер 75 kB) >>>