...
Главная >>
Восточная философия >>
Есть ли моя вина в падении?
Восточная философия
Есть ли моя вина в падении?Эта статья является своеобразным ответом Сухотры Свами на вопрос о нашем действительном падении в материальный мир.
Всем нам следует честно признать - это наша вина. И также следует честно признать следующий факт: пока вы будете упорствовать в том, что это вина Кришны (Его “полная несправедливость”), то до тех пор останетесь в материальном мире, рождение за рождением. Принятие того факта, что падение в цикл рождений и смерти произошло по вашей вине, достаточно во всех отношениях. Только после принятия этого факта мы сможем искренне принять помощь Господа в нашем освобождении из этих убогих условий жизни. По логике, если это не ваша вина, то вы в действительности и не падший. Подобно тому, как, невольно оказавшись в тюрьме (может быть, вы жертва ситуации, но лично не были в чем-то замешаны), вы не являетесь преступником, не так ли? Но суть в том, что мы все преступники. И мы не можем изменить это, пока не изменимся сами в сердце. Сейчас, когда все наши попытки терпят крах, - все мы оказались вне Кришна-лилы, вне общества Кришны из-за внезапной вспышки зависти к Нему и оттого подпали под такие условия, которые не в силах контролировать, - ибо мы утратили настоящего контролирующего, Кришну. Таков факт, что я, крохотная духовная душа, не могу контролировать отливы и приливы своих эмоций. Но Кришна, парама-ишвара (Верховный контролирующий), может делать это. Итак, есть два вывода, к которым я хотел-бы привлечь ваше внимание. Если вы думаете, что вы упали из-за эмоциональной вспышки, то это означает недостаток вашей веры в контроль Кришны над этими эмоциями. Быть преданным Кришне означает поместить себя полностью под контроль Кришны. Почему же Кришна позволяет, чтобы с предавшимися Ему душами происходили такие эмоциональные негативные вспышки? Из этого обычно делают два вывода: 1) оттого, что Кришна не в силах контролировать прилив и отлив эмоций, захлестывающих живые существа; 2) оттого, что Он позволяет это, но с определенной целью: чтобы эти эмоции увлекли кого-либо во тьму. Т.е. Кришна не всегда действует в наших лучших интересах. Или, еще хуже, у Него есть Свой темный план. Принятие любого такого вывода нежелательно. Если вы принимаете такие утверждения, то вступите в конфликт с Ведическими Писаниями, утверждающими, что ишварах парамах кришнах, “Кришна является Верховным контролирующим”. И все-таки как же мы подпали под неконтролируемые эмоции? Во-первых, мы утвердились в позиции независимости от контроля Кришны. Это произошло не из-за влияния эмоций, а вследствие сознательного выбора. Как пишет Шрила Прабхупада:
анандамайо ‘бхьясат (Веданта-сутра 1.1.12).
“Господь и живое существо качественно равны, будучи
духовными душами и имеющими тенденцию к мирному
взаимонаслаждению, но когда частица Верховной Личности
Бога неразумно пожелала наслаждаться вне Кришны, она
сразу же упала в материальный мир, в котором начала свою
деятельность как Брахма и постепенно деградировала до
насекомого или навозного червя”
Как мы видим, неконтролируемые эмоции со временем приводят
нас на низшие формы жизни насекомых и червей. Сначала дается
пост Брахмы, проявляющего всю потенцию дживы (освобожденной
духовной души). Брахма окружен брахма-варсашой, сиянием
Брахмана. Поэтому Бхагаватам советует тем, кто жаждет
достичь божественного сияния Брахмана, поклоняться Брахме
(Шримад-Бхагаватам” 2.3.2). Однако проблема Брахмы в том,
что он воспринимает себя независимым от Кришны.
По отношению к обычному живому существу Брахма считается
освобожденным, однако сам он не может дать освобождения
своим преданным. Полубоги, подобные Брахме и Господу Шиве,
не в силах освободить из материи какое-либо живое существо.
Как указывается в Бхагавад-гите, лишь тот, кто предается Кришне,
Верховной Личности Бога, может освободиться из когтей майи.
Брахму здесь называют адхья стхира-чаранам, изначальным,
первым сотворенным существом, и после своего рождения он
творит это космическое проявление. Он получает полные
инструкции со стороны Верховного Господа о процессе творения
материальной вселенной. Брахму еще называют веда-гарбха, т.е.
знающего конечную цель Вед. Он всегда окружен такими великими личностями, как Маричи, Кашьяпа и семью
мудрецами, а также великими мистиками-йогами,
Кумарами и многими другими духовно продвинутыми
существами, однако у него есть свой интерес, отличный
от Господа. Бхеда-дриштья означает, что иногда Брахма
считает себя независимым от Господа или одной из трех
равных независимых инкарнаций. (“Три равные независимые
инкарнации означают Вишну, Шиву и Брахму... но в
действительности Брахма не независим, ибо он есть джива
(фрагментарная душа, изначальный слуга Бога), а Вишну и
Шива принимаются как ишвара (Господа).
И поэтому, как продолжает Шрила Прабхупада в своем комментарии:
Слово бхеда-дриштья присутствует, так как Брахма склонен в
заблуждении думать, что является таким же независимым, как
и Рудра (Шива). Иногда Брахма считает себя независимым от
Верховного Господа, и тот, кто поклоняется Брахме, считает
также. По этой причине после разрушения материальной
вселенной и создания ее вновь во взаимодействии материальных
модусов природы, Брахма приходит обратно. Хотя Брахма достигает
Верховной Божественной Личности, проявленной в качестве первой
пуруша-инкарнации - Маха Вишну, который исполнен
трансцендентных качеств, он, тем не менее, не может остаться в
духовном мире.
Итак, давайте разложим все по полочкам для лучшего усваивания.
Пост Брахмы джива получает из-за своей первой попытки
установить независимость от Господа, и Брахма является
освобожденной личностью. Его еще не захлестывают
неконтролируемые эмоции, наподобие зависти и т.п. Брахма
имеет полное знание о Верховном Господе как о Маха-Вишну.
Он возвращается к Нему после завершения своих обязанностей
создателя вселенной. Но, из-за своей концепции независимости,
Брахма становится привязан к своему посту создателя..., так что
во время очередного выдоха Вишну, когда проявляется космос,
Брахма покидает Господа, чтобы вновь занять пост создателя.
Это повторное возвращение в материальный мир принимается
как его падение - падение дживы (души). Здесь мы видим
эмоциональный элемент, зарождающийся в ...привязанности,
престиже и т.п. и тянущий его обратно в материальный мир
даже после полного выполнения своих обязанностей. Это
признак растущего невежества. Немного позже это подтверждается
в комментарии:
Необходимо отметить специфическую причину его возвращения.
Брахма, как великие риши и великий учитель йоги (Шива)
необычные живые существа; они очень могущественны и
обладают всеми мистическими совершенствами. Однако они
все же имеют склонность пытаться стать равными с
Всевышним и оттого вынуждены возвращаться в материальный
мир. В Шримад-Бхагаватам говорится, что как только кто-то
считает себя равным с Верховной Личностью Бога, он стает
загрязненным и его знание уменьшается. Поэтому несмотря
на знание о присутствии первой пуруша-аватары Маха-Вишну,
после проявления этой вселенной подобные личности падают,
или возвращаются в материальный мир.
Падение дживы в материальный мир имеет мало общего с
таким сценарием ее существования, что все произошло
волей-неволей под внезапным наплывом чувств.
Это был результат осознанного, независимого и взвешенного
выбора.
Возможно, у вас еще остались сомнения насчет того, как душа
пришла к мысли о своей независимости. Говорится, что до того,
как занять пост Брахмы, душа участвовала с Кришной в Его
развлечениях на вечной обители Голоке. Как же эта
индивидуальная душа оказалась на должности Брахмы?
Ответ таков, что развлечения Кришны являются расширяющимися.
Так как Кришна расширяет Свои развлечения, так и души
расширяются внутри Него в сфере Его божественных лил, или игр.
Сотворение материального мира является одной из таких расширенных
игр. Поэтому когда Господь Сам входит в материальный мир, Его
преданные идут вместе с ним. Даже вечные обитатели Голоки
Вриндаваны входят в материальный мир в то время, когда Кришна
лично проявляет Себя там, как Он это сделал 5000 лет назад в
Бхаума Вриндаване (в местности Вриндаван в 90 милях южнее
Нью-Дели в Индии). И некоторые из этих обитателей получают
тела, отличные от их тел на Голоке. К примеру, Нарада Муни,
святой, который проповедует бхакти во всех трех мирах,
изначально является Мадхумангалой, другом Кришны на
Голоке. И Нарада это сын Брахмы. Дживе дается роль
Брахмы в развлечении Господа - создания материального
мира, в котором она выступает заинтересованным участником
в творении-лиле на позиции, независимой от Господа. Эта
особая позиция (в качестве Брахмы), с которой душа может
упасть (но не обязательно это происходит) из окружения
Господа в материальную иллюзию. Другими словами, простое
участие в творении на трансцендентном уровне (как
обитателей Вриндавана и Нарады Муни) меньше приводит
к падению, чем когда душа, привязанная к своему
господствующему положению, становится частью этого
творения... жизнь за жизнью.
|
|