... Главная >> Восточная философия >> Индуизм


Восточная философия

Индуизм


Различия между четырьмя вайшнавскими сампрадайами


Все четыре вайшнавских сампрадайи соглашаются в том, что Вишну является причиной, однако Его взаимоотношения со Своим творением они объясняют по-разному. В вишиштадвайте говорится, что материальный мир есть тело Вишну, Верховной души. Однако школа двайты не соглашается с тем, что материя соединяется с Вишну, как тело с душой, поскольку Вишну, Бог, трансцендентен к материи. Мир материи полон страдания, однако так как Веданта-сутра 1.1.12 определяет Бога как анандамайа (исполненный блаженства), как же может полная страданий материя быть Его телом? В соответствии со школой двайты, истина состоит в том, что материя всегда отделима от Вишну, однако вечно зависима от Него; по воле Бога, говорит школа двайты, материя становится составной частью причины мира. Школа шуддхадвайты не может согласиться со школой двайты в том, что материя является составной частью причины, поскольку материя не является независимым от Бога источником. Материя в действительности неотлична от Бога так же, как следствие неотлично от причины, хотя существует внешнее различие. Философы шуддхадвайты в качестве аргументации приводят пример океана и его волн, показывая, что причина (океан) неотлична от следствия (волн). Школа двайтадвайта соглашается, что Бог есть и причиной и следствием, однако она неудовлетворена утверждением шуддхадвайты, что нет на самом деле различия между Богом и Его творением нет различия. Школа двайтадвайта говорит, что Бог и не мир сам по себе, а также и не неотличен от мира, Он и первое, и второе. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, эта школа приводит пример змеи: нельзя сказать, что змея обладает или только кольцеобразной формой или только прямой - она имеет обе эти формы. Аналогично, "кольцеобразная форма" Бога это Его трансцендентный нематериальный аспект, а "прямая форма" - Его материальный аспект. Но в этом объяснении существуют свои трудности. Если личностная природа Бога - это вечность, знание и блаженство, как может материальный мир, являющийся временным, полным невежества и страданий, быть другой формой Бога?

 

Яндекс.Метрика