Восточная философия
Индуизм
Различия между четырьмя вайшнавскими сампрадайами
Все четыре вайшнавских сампрадайи соглашаются в том, что Вишну является
причиной, однако Его взаимоотношения со Своим творением они объясняют
по-разному. В вишиштадвайте говорится, что материальный мир есть тело
Вишну, Верховной души. Однако школа двайты не соглашается с тем, что
материя соединяется с Вишну, как тело с душой, поскольку Вишну, Бог,
трансцендентен к материи. Мир материи полон страдания, однако так как
Веданта-сутра 1.1.12 определяет Бога как анандамайа (исполненный блаженства),
как же может полная страданий материя быть Его телом? В соответствии со
школой двайты, истина состоит в том, что материя всегда отделима от Вишну,
однако вечно зависима от Него; по воле Бога, говорит школа двайты, материя
становится составной частью причины мира. Школа шуддхадвайты не может
согласиться со школой двайты в том, что материя является составной частью
причины, поскольку материя не является независимым от Бога источником. Материя
в действительности неотлична от Бога так же, как следствие неотлично
от причины, хотя существует внешнее различие. Философы шуддхадвайты в качестве
аргументации приводят пример океана и его волн, показывая, что причина
(океан) неотлична от следствия (волн). Школа двайтадвайта соглашается,
что Бог есть и причиной и следствием, однако она неудовлетворена
утверждением шуддхадвайты, что нет на самом деле различия между Богом и Его
творением нет различия. Школа двайтадвайта говорит, что Бог и не мир сам по
себе, а также и не неотличен от мира, Он и первое, и второе.
Чтобы проиллюстрировать это утверждение, эта школа приводит пример змеи:
нельзя сказать, что змея обладает или только кольцеобразной формой или только
прямой - она имеет обе эти формы. Аналогично, "кольцеобразная форма" Бога это
Его трансцендентный нематериальный аспект, а "прямая форма" - Его
материальный аспект. Но в этом объяснении существуют свои трудности. Если
личностная природа Бога - это вечность, знание и блаженство, как может
материальный мир, являющийся временным, полным невежества и страданий, быть
другой формой Бога?
|