...
Главная >>
Восточная философия >>
Индуизм
Восточная философия
ИндуизмОсвобождение в сознании Кришны
Все великие религии человечества учат, что эта теперешняя жизнь предназначена для того, чтобы развивать жизнь души после смерти тела. Среди разнообразных сект в иудо-христианстве, исламе, индуизме и буддизме можно выделить два пути этого развития: 1) путь возвышения и 2) путь спасения. 1) Сторонники этого пути стремятся достичь состояния большого материального счастья после смерти. Их надежда состоит в том, чтобы соединится со своей семьей и друзьями на небесной обители, известной как рай (или небеса) в Библии и сварга в Ведах. "Бхагавад-гита" предупреждает, что хотя жизнь в раю намного продолжительнее, чем на земле, она не вечная: "Когда они таким образом насладились небесными чувственными удовольствиями, и исчерпали результаты своей благочестивой деятельности, тогда они вновь возвращаются на эту бренную планету. насладились. Те, кто ищет чувственного наслаждения, придерживаясь принципов трех Вед, достигают лишь повторяющихся рождений и смертей." ("Бхагавад-гита" 9.21). 2) С другой стороны, цель стремящихся к спасению - освободиться от смерти. Буддисты, майавади-ведантисты, иудео-христиане и исламские мистики-суфисты часто говорят о спасении как о предании своей смертной сущности вечному свету, каковым является Нирвана, Брахман или Бога. Некоторые говорят о спасении как о состоянии непрерывного молитвенного созерцания личностного божества. Таковы описания безличного Брахмана и осознания Параматмы (Сверхдуши). Безличный Брахман, как объяснялось в предыдущих материалах, это бесформенное сияние личностной формы Господа Кришны. Мистики и йоги, которые способны отказаться от умственной привязанности к миру материальных форм, могут раствориться в этом безличном сиянии. Параматма (Сверхдуша) является формой Кришны, которая расположена в сердцах всех живых существ как верховный наблюдатель и тот, кто дозволяет (см. "Бхагавад-гиту" 13.23). Осознание Параматмы является наполовину личностным, поскольку отношение стремящегося к спасению со Сверхдушой в сердце остаются пассивными. У такой личности желание освободиться от смерти и повторного рождения сильнее, чем желание служить Богу, Поэтому осознание безличного Брахмана и наполовину личностное осознание Параматмы несовершенны. Известный стих в "Шримад-Бхагаватам" объясняет, как может быть развито полное осознание Личности Бога.
"Слушать и воспевать трансцендентное святое имя, формы, качества, атрибуты и развлечения Господа Кришны, памятовать о них, служить лотосным стопам Господа, предлагать Ему почтительное поклонение с шестнадцатью видами атрибутов, предлагать молитвы Господу, стать Его слугой, принимать Господа своим лучшим другом и приносить все в жертву ради Него (иными словами, служить Ему телом, умом и словами) - таковы девять процессов, принимаемых, как чистое преданное служение" ("Шримад-Бхагаватам" 7.5.23). После постоянной практики этих девяти процессов пробуждается экстаз любви к Кришне в сердце преданного и Кришна появляется перед ним. И тогда все чувства преданного (глаза, нос, уши, язык, чувство осязания) стают вместилищем благоприятных качеств Кришны: Его верховной красоты, аромата, мелодии, юности, хорошего вкуса, необыкновенной щедрости и милосердия. Вначале Господь открывает Свою красоту глазам преданного. И благодаря сладости этой красоты, все чувства и ум обретают качества глаз. От этого преданный теряет сознание. Чтобы утешить преданного Господь затем помещает Свое благоухание в ноздри преданного, и благодаря этому его чувства становятся способными улавливать аромат подобно носу. И вновь преданный забывается в блаженстве. Тогда Господь помещает Свой звонкий голос в уши преданного. Все чувства становятся способными воспринимать звук подобно ушам, и в третий раз преданный теряет сознание. Тогда Господь милостливо прикасается к преданному Своими лотосными стопами, руками или обнимает его, и преданный познает свежесть юности Господа. Тем, кто любит Господа в настроении слуги, Он помещает Свои лотосные стопы на их головы. Пребывающим в настроении дружбы Он пожимает руки. Пребывающим в настроении родительской привязанн сти Своими руками Он вытирает слезы. А тех, кто пребывает в настроении супр ужества, Он обнимает, прижимая их к Своей груди. После этого все чувства преданного обретают способность осязать и он вновь теряет сознание. Так преданный достигает своей расы (духовных взаимоотношений) с Кришной. Существует пять рас: шанта (пассивное благоговение и почтение), дасья (отношение слуги), сакхья (дружба), ватсалья (родительские отношения) и мадхурья (супружеская любовь). Самые удачливые из стремящихся к спасению могут достичь лишь шанта-расы. Четыре высшие расы предназначены для чистых преданных Кришны. Погружая чувства в вечный нектар изначального, чистого источника наслаждения - Самого Бога - любовь к Кришне полностью освобождает преданного от привязанности к временным материальным чувственным наслаждениям. Таким образом, сознание души полностью принимает прибежище своего изначального положения вечного спутника Господа в духовном мире. Преданный, который находится в полном сознании Кришны, пока он обладает физическим телом, называется дживан-мукта - освобожденный в этом материальном мире. Когда же он или она оставляет физическое тело, такой полностью сознающий Кришну преданный остается навсегда с Кришной в духовном мире. Таково видеха-мукти, т.е. освобождение, которое превосходит весь материальный мир. В соответствии с достигнутой расой душа в освобожденном состоянии проявляет духовную форму вечного слуги, друга, родителя или возлюбленной Кришны. Также как наше настоящее материальное тело позволяет нам заниматься кармой (физической деятельностью), так же духовное тело-раса позволяет быть вовлеченными в лиле (бесконечно расширяющейся духовной деятельности Кришны). |
|