...
Главная >>
Восточная философия >>
Индуизм
Восточная философия
ИндуизмРазличия между четырьмя вайшнавскими сампрадайами
Этот пример помогает усвоить следующий урок: хотя паук безусловно отличен от своего творения - паутины, тем не менее, он чутко осознает каждый уголок ее. На языке философии мы могли бы сказать, что паук трансцендентен к паутине по своему существу, однако, одновременно имманентен к паутине посредством своего знания. Это простое, но веское доказательство ачинтья-бхедабхеда-таттвы. Господь Кришна говорит в "Бхагавад-гите" 9.4 и 5, что Он пронизывает всю вселенную Своим полным духовным сознанием и материальными энергиями, которые создают это проявление. Однако, в тоже самое время, в Своем тождестве как источника всего сущего, Он стоит в стороне от космического проявления. Паутина сравнивается с майа-шакти Господа (энергией иллюзии), которая исходит из Реального, но сама не является таковой. "Нереальный" означает, что свойства майи (три-гуна, т.е. три модуса материальной природы: благость, страсть и невежество) являются временными. "Нереальный" не означает, что материальный мир не существует. Основной ингредиент (васту) материального мира - реален, поскольку он является энергией Бога. Но формы, какие принимает эта энергия во время творения вселенной, являются временными. Поэтому говорится, что майа-шакти нереальна. Реальность является то, что существует вечно: Бог и сварупа-шакти Бога (духовная энергия). Временные черты материального мира являются проявлениями майа-шакти, а не Самого Господа. Эти особенности майи сбивают с толку души в этом мире, однако они не в состоянии ввести в заблуждение Бога. Бог появляется в этом материальном мире как Верховная личность и не связывается этим миром так же, как паук, двигаясь повсюду по своей созданной паутине, не связывается ею. |
|