... Главная >> Восточная философия >> Индуизм


Восточная философия

Индуизм


Шанкара и Буддизм


Иногда комментарии адвайта-веданты Шанкары представляются в книгах об индуизме, как изначальные и полностью передающие философию веданты. Однако в действительности философия Шанкары более сродни буддизму, чем веданте. Буддизм является настика, или неведической, религией. До 600 г. н.э. - времени появления Шанкары, большинство ученых веданты не поддерживало доктрину имперсонализма. Доказательства, собранные из трудов буддистских ученых периода до Шанкары показывают, что их ведантистские современники были Пуруша-вадины (пуруша означает "личность", вадин - "философ"). Пурушавадины учили, что целью философии Веданты является Махапуруша (Величайшая Личность). Бхавйа, индийский автор-буддист, живший за столетия до Шанкары, писал в "Мадхьямика-хридайа-карике", что ведантисты его времени были приверженцами доктрины бхедабхеда (единство и различие). То, что Шанкара заимствовал идеи буддизма, было замечено самими буддистами. Буддистский автор Бхартрхари, современник Шанкары, выражает некоторое удивление, что хотя Шанкара был брахманом, изучавшим Веды, его имперсональное учение сходно с буддизмом. Это признается самими последователями Шанкары. Пандит Др. Раджмани Тигунаит из Гималайского института йоги является современным представителем адвайта-веданты; в своей книге "Семь систем индийской философии" он пишет, что идеи буддистских философов шуньявади (войдистов) очень близки к идеям Шанкары. Он внедрил в учение веданты буддистскую идею конечной пустоты, заменив слово брахман ("Абсолют") из Упанишад на шунья ("пустота"). Из-за того, что Шанкара доказывал, что все имена, формы, качества, деятельность и отношения созданы майей (иллюзией), даже Божественные имена и формы, его философия называется майавада (доктрина иллюзии).

Однако сравнивать Брахман с пустотой философски неприемлемо. Веданта-сутра определяет Брахман, а не майю, как причину всего сущего (джанмадьясья-йатах, "Веданта-сутра" 1.1.2). Как может то, что не имеет имени, формы, качества и деятельности являться причиной того, что обладает этими атрибутами? Nil рosse creari de nilo: " Из ничего ничего не возникает". Веданта майавади уклоняется от вопроса о причине, утверждая, что мир, хотя и реален эмпирически, в конечном счете он является воображаемым. Но воображения также имеют свои причины.

Яндекс.Метрика