Шанкара и Буддизм
Иногда комментарии адвайта-веданты Шанкары представляются в книгах об
индуизме, как изначальные и полностью передающие философию веданты. Однако в
действительности философия Шанкары более сродни буддизму, чем веданте. Буддизм
является настика, или неведической, религией. До 600 г. н.э. - времени
появления Шанкары, большинство ученых веданты не поддерживало доктрину
имперсонализма. Доказательства, собранные из трудов буддистских ученых периода
до Шанкары показывают, что их ведантистские современники были Пуруша-вадины
(пуруша означает "личность", вадин - "философ"). Пурушавадины учили, что целью
философии Веданты является Махапуруша (Величайшая Личность). Бхавйа, индийский
автор-буддист, живший за столетия до Шанкары, писал в
"Мадхьямика-хридайа-карике", что ведантисты его времени были приверженцами
доктрины бхедабхеда (единство и различие). То, что Шанкара заимствовал идеи
буддизма, было замечено самими буддистами. Буддистский автор Бхартрхари,
современник Шанкары, выражает некоторое удивление, что хотя Шанкара был
брахманом, изучавшим Веды, его имперсональное учение сходно с буддизмом. Это
признается самими последователями Шанкары. Пандит Др. Раджмани Тигунаит из
Гималайского института йоги является современным представителем
адвайта-веданты; в своей книге "Семь систем индийской философии" он пишет, что
идеи буддистских философов шуньявади (войдистов) очень близки к идеям Шанкары.
Он внедрил в учение веданты буддистскую идею конечной пустоты, заменив слово
брахман ("Абсолют") из Упанишад на шунья ("пустота"). Из-за того, что Шанкара
доказывал, что все имена, формы, качества, деятельность и отношения созданы
майей (иллюзией), даже Божественные имена и формы, его философия называется
майавада (доктрина иллюзии).
Однако сравнивать Брахман с пустотой философски неприемлемо. Веданта-сутра
определяет Брахман, а не майю, как причину всего сущего (джанмадьясья-йатах,
"Веданта-сутра" 1.1.2). Как может то, что не имеет имени, формы, качества и
деятельности являться причиной того, что обладает этими атрибутами? Nil рosse
creari de nilo: " Из ничего ничего не возникает". Веданта майавади уклоняется
от вопроса о причине, утверждая, что мир, хотя и реален эмпирически, в
конечном счете он является воображаемым. Но воображения также имеют свои
причины.