Восточная философия
Шастры
Ведические писания
Ведические писания представляют собой духовную литературу древней
индийской культуры. Будучи огромным собранием книг, написанных на
cанскрите, они включают в себя материальное (мирское),
религиозное (ритуалистическое) и духовное (монотеистическое)
знание. Слово "ведический" проистекает из санскритского слова
"веда", которое переводится как "знание" или "откровение". В
соответствии с ведической историей, эти писания были записаны
около пяти тысяч лет назад. Эта дата не принимается в современной
индологии, но фактически она (эта дата) не так важна, потому что
знание, представленное в этих писаниях, существовало задолго до
того, как его записали.
Веды могут быть поняты простым принятием того, что сами Веды
говорят о себе. Такое понимание Вед может показаться удивительным
или даже невероятным для современного читателя, но различные
мнения об источнике и истории Ведических писаний происходят из-за
фундаментального различия во взглядах на мир между
последователями Вед и современными мирскими учеными.
В соответствии с представлениями некоторых индологов, "Ведических
писаний" даже не существует. Многие современные индологи говорят,
что собрание книг, упомянутых в этой статье, содержит не
согласующиеся друг с другом знаниями, это просто собранием
текстов из различных источников. Они провозглашают, что эти
тексты были написаны в течение продолжительного периода времени,
начиная с гипотетического арийского вторжения на Индийский
субконтинент, где-то в 1000-1500 гг. до н.э., когда смесь племен
сформировала "ведическую" культуру. Если мы поверим в этот
сценарий, то естественно думать, что индийские писания -
скопление бессистемных мифологических текстов.
Ведические писания содержат совершенно отличающееся объяснение.
Все Ведическое знание, составленное Ведическими риши (мудрецами)
во главе с Вйасадевой, имеет систематическую структуру и ясно
определенную цель. Около 5000 лет назад эти мудрецы
систематически записали это знание, чтобы оно не было утрачено в
приближающуюся Кали-югу, Железный Век, век наибольшего упадка в
цикле четырех эпох.
Структуру Ведических писаний можно уподобить лестнице со
множеством ступенек, и каждое определенное писание будет
соответствовать каждой ступеньке. Ведические писания описывают
как цель, так и ступени, ведущие к этой цели. Эти писания не
сектантские, потому что они с почтением относятся к людям на всех
"ступенях", вдохновляя каждого продвигаться до следующей ступени.
В них нет места "обращению" или "давлению", потому что каждый
должен идти сам, без посторонней помощи. Как говорится в
Ведической поговорке, "Даже в стае птиц каждая птица должна
лететь сама".
Индивидуальная эволюция не ограничивается одной жизнью.
Ведическое понимание перевоплощения говорит о том, что ступени
этой символической лестницы могут также считаться жизнями.
Ставшая почти притчей во языцах терпимость Хинду основывается на
твердом философском понимании и ее не следует путать со слиянием,
безразличием, или концепцией "все едино".
Внешне Ведические писания могут показаться несистематическими и
даже противоречивыми, но это впечатление легко может измениться,
когда мы увидим, как каждая ступень связана с целью.
Четыре Веды
Известные как Риг, Яджур, Сама и Атхарва, эти четыре Веды обычно
называют изначальными Ведическими писаниями. Риг означает ритуал,
и, в основном, эта Веда содержит гимны и молитвы (мантры) для
поклонения вселенским силам, известным как полубоги. Яджур значит
церемония, и эта Веда, в основном, описывает, как совершать
ритуалы. Сама значит пение, и эта Веда содержит много других
мантр и строгих правил, как повторять эти мантры в соответствии с
мистическими вибрациями. Атхарва значит священнослужитель,
обладающий секретным знанием, и эта Веда описывает множество
различных видов поклонения и заклинаний. В более широком смысле,
Атхарва также включает в себя писания с материальным знанием,
такие как Аюрведа (фармакология и здоровье).
Цель четырех Вед - убедить человека в том, что он не является
независимым существом, но частицей вселенского организма, которая
зависит от высших сил. Наиболее важным уроком, получаемым от
четырех Вед, является принятие высшего авторитета. Соединяясь с
божественными силами посредством ритуалов и понимания, человек
выигрывает в материальном плане и достигает мира и гармонии.
Тантрические писания
Не каждый может строго следовать принципам Вед, которые требуют
стойкости, чистоты, веры и терпения. Нетерпеливые, невежественные
люди требуют немедленных результатов и они могут быть достигнуты
посредством магии, поклонению духам и т.п. Давая такое знание,
Веды пробуждают веру оккультистов, которые однажды в этой или в
одной из следующих жизней заинтересуются высшими аспектами Вед.
Такая деятельность проходит в модусах страсти и невежества.
Упанишады
Красной нитью в четырех Ведах являются философские беседы,
называемые Араньяки и Брахманы. Наиболее примечательные из них -
это Упанишады ("сидеть вблизи", т.е. "знание, получаемое от
духовного учителя"). Их тексты показывают, что все материальные
формы - лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над
материальной двойственностью. Они показывают единство за
многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами Вед идти
дальше их кратковременных целей.
Веданта-сутры
Предоставляя общую основу доказательств для всех философских
школ, 560 емких афоризмов Веданта-сутры определяют Ведические
истины в самых общих терминах. Поэтому комментарии к
Веданта-сутрам как правило состоят из многих томов.
Итихасы
Это исторические работы, главные из которых "Рамайана" (история
воплощения Рамы), 18 Пуран и 18 под-Пуран (вселенская история
творения и разрушения, о воплощениях Бога и великих царях, святых
и учителях) и "Махабхарата" (история древней Индии, или Бхараты,
вплоть до явления Кришны пять тысяч лет назад). Эти писания
существенны, поскольку они расширяют понимание Абсолюта за
абстрактную безличную платформу. Абсолют в высшей степени
совершенен и полон, что проявляется как в безличном, так и
личностном аспектах. Однако личностный аспект является
изначальным источником вторичного безличного существования
Господа, поскольку безличная энергия не может быть источником
личностей. Итихасы показывают эти личностные черты, постепенно
представляя и определяя их, достигая кульминации в чисто
монотеистических откровениях "Бхагавад-гиты" и
"Шримад-Бхагаватам" ("Бхагавата Пурана").
"Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам"
Ведические писания определяют эти священные тексты, как самые
важные и существенные откровения. Они прямо объясняют природу,
энергию и личность Бога, который является предвечным (в качестве
Вишну) и трансцендентный (в качестве Кришны) источник всего
сущего, причина всех причин, и проявляется в личностном и
безличном аспектах. "Бхагавад-гита" ("Песнь Бога") - это слова
самого Бога, а "Шримад-Бхагаватам" ("Божественное Откровение") -
слова о Боге, рассказанные Его представителями.
Описанная здесь структура Ведических писаний проливает новый свет
на саму Ведическую традицию и заслуживает внимательного
исследования. Однако цель этих писаний состоит в том, чтобы
привести людей к Всевышнему, и простого теоретического изучения их
не достаточно. Писания подразумевает также практические
следствия. Просто академическое изучение Ведических писаний может
быть сравнимо с чтением кулинарной книги или музыкальных
произведений. Пока мы не прийдем к приготовлению или игре, то мы
упустим цель.
|