Анартхи
источники проблем
Артха — процветание и благосостояние. Частичка «Ан» — означает противоложность Артхе. Проще говоря, анартха— это то, что уничтожает процветание и благосостояние.
Слово анартха значит нечто бесполезное, никчемное, бессмысленное, ненужное и бесцельное. Именно это и приносит проблемы в жизни человека.
Применительно к преданному служению, слово анартха означает ненужные (бесполезные, бессмысленные) материальные желания в сердце, которые мешают продвигаться по пути бхакти. Шрила Бхакти-сиддханта Сарасвати Тхакур даёт исчерпывающее определение анартхи в «Пракрита-раса шата душани» (41): «Всё, что порождено материей, — анартха и должно быть отвергнуто. И не смейте думать иначе».
«Росток преданности не сможет пробиться сквозь анартхи, поэтому их нужно искоренить.»
Бхаджана-рахасья
«Харинама-чинтамани» описывает четыре вида анартх (бесполезных, никчемных материальных желаний и привязанностей), которые заковывают живое существо в кандалы иллюзорной энергии. Исследовав приведенный ниже список анартх, откроется поле для усердной работы по их искоренению, только так сердце может засиять яркими лучами Святого Имени.
1. Четыре слабости сердца (хридая-даурбалъя):
- привязанность к тому, что не имеет отношения к Кришне;
- склонность обманывать и искать недостатки;
- зависть;
- желание быть признанным (пратиштха).
«Когда маленькое сознание живого существа практикует бхакти-йогу, все анартхи разрушаются, и оно достигает кршна-премы.»
Шрила Бхактивинод Тхакур «Бхаджана-рахасье»
2. Четыре типа оскорблений (апарадха):
- нама-апарадха (десять оскорблений святого имени);
- сева-апарадха (тридцать два оскорбления, которых надо избегать при поклонении Божеству);
- вайшнава-апарадха (шесть оскорблений, описанных в разделе, где говорилось о первом оскорблении святого имени);
- джива-апарадха (оскорбления любого живого существа, включая муравьев, мух, собак и т. д.).
«Анартхи являются причиной перерывов в памятовании о Господе и позволяют материальным мыслям взять верх над сознанием. Поэтому анартхи являются препятствием на пути к высшему благу и их необходимо преодолеть.» Шрила Бхактиссидханта Сарасвати
3. Погоня за четырьмя материальными объектами (асат-тришна):
- желание наслаждаться объектами чувств (в этом мире);
- желание чувственных удовольствий на Сварга-локе (в райских мирах);
- желание обрести мистические совершенства (йога-сиддхи);
- желание освобождения (брахма-саюджья).
4. Четыре заблуждения относительно духовной мудрости (таттва-вибхрама):
- сва-таттва-бхрача (незнание своей собственной природы);
- парататтва-бхрама (незнание того, какое положение занимает Высшая Абсолютная Личность);
- садхья-садхапа-бхрама (незнание того, как совершать сад-халу, а также незнание садхъи, цели, к которой садхана ведет, то есть према-бхакти);
- виродхи-виишя-бхрама (незнание того, что неблагоприятно для сознания Кришны).
«Все анартхи можно уничтожить, если принять покровительство истинного гуру и учиться у него, как правильно выполнять преданное служение и повторять святое имя.»
Последствия Анартх
«Из этих апартх появляются шесть врагов:
- похоть (кала);
- гнев (кродха);
- жадность (лобха);
- заблуждение {моха);
- гордыня (мада);
- зависть (матсаръя).
Также от этих апартх расходятся шесть волн:
- страдания (шока);
- иллюзия (моха);
- голод (кшут);
- жажда (пипаса);
- старость (джара);
- смерть (мритью).
«Однако все анартхи человека уносятся прочь, если он участвует в нама-санкиртане»
Бхаджана-рахасья
Фрагмент из книги
«Искусство повторения Святого Имени»
Vedic-Culture.in.ua