Сила и слабость
Уроки Рамаяны
Где взять необходимую силу для победы над недостатками? Существует ли врожденная слабость? Как относится Бог к проявлению слабости живым существом? ...
Давайте вспомним строчки из «Бхагавад-Гиты». Кришна не стал бы отчитывать Арджуну: клаибйам ма сма гамах партха наитат твайй упападйате — «О сын великой духом Притхи, не поддавайся этой позорной слабости» (Бхагавад-Гита, 2.3 ). Санскритское слово клиба, от которого происходит клаибйам, буквально значит «на-пумсака», человек, лишенный мужского достоинства.
Слабость воли и слабость сердца, о которой говорит Кришна, — одно и то же.
Это наказание за наши грехи.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами
Блаженный Августин пишет в своей «Исповеди»:
«А юношей я был очень жалок, и особенно жалок на пороге юности; я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, но только не сейчас». Я боялся как бы Ты сразу не услышал меня и сразу же не исцелил от этой злой страсти: я предпочитал утолить её, а не угасить». Исповедь, 8.7.17
Откуда брать силу?
Но откуда взять эту силу, если слабость снова и снова одолевает нас? Ответ прост: у Самого Рамы. Его мы должны молить, чтобы Он даровал нам эту силу, ибо Он — высший источник силы и мужества. Сила эта придет от Него через Его святое имя. Если, падая и снова поднимаясь, опять падая и поднимаясь вновь, мы все время будем уповать на Его защиту, то в какой-то момент сила побеждать собственную слабость снизойдет на нас.
Единственная непростительная ошибка — это прекратить свои попытки, так и не обретя совершенства, успокоиться, довольствуясь уже достигнутым».
C.S. Lewis, «Mere Christianity» III.5
Вот что пишет об этом один христианский теолог: «Можно не сомневаться в том, что совершенное целомудрие, так же как и совершенная щедрость, не придут к нам только в результате собственных усилий. Чтобы они пришли, нужно молить Бога о помощи. Но даже когда мы делаем это, нам может показаться, что помощь не приходит или приходит, но недостаточная.
Ну и что?
Даже после срыва проси о прощении, поднимайся и снова принимайся за дело, стараясь достичь совершенства. Очень часто помощь Бога выражается в том, что Он дает нам не саму добродетель, а эту способность не прекращать своих попыток. Ибо какой бы важной добродетелью ни было целомудрие (мужество, или правдивость, или любая другая добродетель), этот процесс борьбы с собственной слабостью прививает сердцу нашему привычки еще более важные. Он избавляет нас от иллюзий относительно самого себя и приучает зависеть от Бога.
Таким образом мы учимся, с одной стороны, не доверять себе, даже когда мы находимся в своей лучшей форме, а с другой стороны, не отчаиваться, даже когда все плохо так, что хуже некуда, ибо мы знаем, что наши ошибки будут прощены. Единственная непростительная ошибка — это прекратить свои попытки, так и не обретя совершенства, успокоиться, довольствуясь уже достигнутым». C.S. Lewis, "Mere Christianity" III.5)
Марьяда-пурушоттама Рама приходит как олицетворение совершенства и конечного торжества закона над вожделением. Он приходит, чтобы дать нам силу и вдохнуть надежду. Ощутив себя Его крошечным слугой, находящимся под вечной защитой своего господина, мы сможем одолеть Равану — олицетворение вожделения в нашем сердце. Как некогда бесстрашный Хануман прокричал в лицо непобедимому Раване: «О Равана, даже миллионы тварей, подобных тебе, не смогут одолеть меня, ибо я — верный слуга Рамы и потому сила моя неизмерима!» (Рамаяна, Сундара-канда. )
По материалам лекции Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа
www.Vedic-Culture.in.ua