Учения ачарйев
Ачарйа - это учитель ведического знания. Он передает учение
шастр и сам живет в соответствии с ним. Ачарии вершили судьбами ведической
культуры на протяжении веков. Как правило, люди доверяли тому, чему учили
ведические ачарии, потому что эти люди подавали лучшии пример своими собственными
делами. Кроме того, ведические ачарии всегда несли ответственность за парампару
(путь передачи ведического знания), и поэтому личность каждого из них была
воплощением этого знания. Хотя олова ачарии соответствуют времени и обстоятельствам,
в которых он живет, он строго придерживается основного вывода, или сиддханты,
ведической литературы.
Шанкара
Шанкара (788-820 г.н.э.) был шиваитом (последователем
Шивы). Он родился в семье ортодоксальных брахманов в Южнои Индии. Еще совсем
мальчиком он принял обет отречения и, как полагают, написал две свои основные
работы (Вивека-чудамани и Шарирака-бхашиа). Он много путешествовал по всеи
Индии и умер в Гималаях в возрасте тридцати двух лет.
Шанкара явился, когда буддизм, получив поддержку индииского императора Ашоки,
распространился по всеи стране. Он добивался реформации и очищения религиознои
жизни, восстанавливая авторитет ведических Писании, которые были полностью
отвергнуты Буддои.
Интерпретация ведической литературы, данная Шанкарой, получила известность
под именем адваита веданты (монистическая веданта), потому что он утверждал,
что джива идентична с Богом. Хотя в шастрах Абсолютная Истина часто описывается
как Верховная Личность, а дживы - как Его вечные составные частицы, находящиеся
у Него в подчинении, Шанкара учил, что Абсолютная Истина (Парабрахман) -
это и есть сами дживы и что, в конечном счете, в духовном бытии нет разнообразия
и индивидyaльнocтeи, или личностеи. Он учил, что кажущаяcя индивидуальность
Верховного существа и дживы ложна.
Отрицанием множественности джив Шанкара расходился со всеми традиционными
ведическими шкалами. Более того, Шанкара утверждал, что ответить на вопрос
о происхождении космоса невозможно, и что природа майи непостижима. Объясняя
те места Вед, где Ишвара, Верховная Личность, описан как причина всех причин,
Шанкара развил теорию двоичного Брахмана. В соответствии с ней, существует
два аспекта Брахмана - чистый имперсональный Брахман и Брахман, проявляющийся
во вселенной как Бог. Для того, чтобы обосновать это, Шанкаре пришлось по-своему
истолковать или вообще отвергнуть многие ведические смрти. Приравняв дживу
к Бхагавану, он вступил в резкие противоречия с Бхагавад-гитой и Пуранами.
Внешне Шанкара принимал авторитет Бхагавад-гиты, но его толкования стихов
Гиты противоречат ее ясной сиддханте.
Таким образом, философия Шанкары иногда рассматривается как компромисс между
теизмом и атеизмом. Так как после полного атеизма буддистов было невозможно
сразу восстановить теистическую концепцию Вед, Шанкара пошел на логический
компромисс, которого требовали время и обстоятельства. Его интерпретация
напоминает буддизм, но он опирается на авторитет ведической литературы.
Шанкара прожил только тридцать два года, но в любом месте Индии, где бы
он ни появлялся, его философия одерживала верх над буддизмом и вытесняла
его.
В течение долгого времени Шарирака-бхащйа Шанкары была для многих единственным
толкованием Веданты. Некоторые ученые продолжают так считать и в наши дни
(особенно Радхакришнан и Мур в книге Истоки индийской философии). Трои Орган
выражает иную точку зрения:
„Это направление мысли, к сожалению, пользовалось поддержкой многих западных
философов, которым было внушено, что монистическая Веданта. - это вершина
индуизма и подлинное его отображение. Необходимо расстаться с этим мнением,
чтобы сохранить в целости благородную и хрупкую систему живого индуизма".
Рамануджа
Рамануджа (1017-1137 г.н.э) был брахманом, родом изЮжной
Индии. Он много путешествовал по Индии и проповедовал. Одно время он был
главным жрецом в вишнуистском храме Шри Ранга, находящемся в Южной Индии.
Этот храм стоит на острове, у слияния рек Каверй и Колирана, близ Тричинапаллй
в округе Танжер. Три основных комментария Рамануджи: Ведартха-санграха (на
Веды), Шрй-бхашйа (на Веданта-сутру) и Бхагавад-гита-бхашйа (на Бхагавад-гиту).
Он получил известность как представитель чистого вищнуизма (поклонения Вишну,
или Бхагавану) и как противник имперсонального монизма Шанкары.
Философия Рамануджи называлась вишищтадвайта, или концепция качественного
единства. Он учил, что Парабрахман (Верховный Брахман) отличается от дживы
(вечной фрагментарной души). Шанкара отрицал, что между дживой и Всевышним
может существовать любовная связь (бхакти). Рамануджа не соглашался с этим
и вскрывал противоречия в философии Шанкары и его отклонения от ведической
сиддханты. С другой стороны, Рамануджа принимал те положения Вед, которые
утверждали качественное единство Всевышнего и джив. Таким образом, он логически
обосновал и развил философию условного единства, чтобы показать, что Абсолют
включает в себя преходящее (материальный мир и дживы, вращающиеся в самсаре)
и неизменное (трансцендентного Господа).
Рамануджа описывал взаимоотношения между телом и душой, пользуясь методом
аналогии: подобно тому, как джива управляет своим телом. Бог повелевает
материальным миром и дживами, находящимися в нем. Так же как тело является
инструментом для дживы, материальный космос является инструментом для Бога.
После освобождения личность существует вечно в духовном теле. Опыт всего
происходящего обретает душа, а материальное тело просто определяет вид этого
опыта. Рамануджа также утверждал, что тело и душа не могут существовать
раздельно: в материальном мире каждое живое тело обладает своим 'я' (атма),
или иначе говоря, каждая личность получает тело, форму которого определяет
ее карма. Личность, достигшая освобождения, также существует вечно в духовном
теле. Опыт приобретает душа, а не тело, хотя тело и определяет вид этого
опыта. По аналогии с неразлучными телом и душой. Верховный Господь понимается
как единство Высшей Души и космоса. Таким образом, не изменяя ведическим
принципам, Рамануджа описывает материальный мир со всем его разнообразием
как часть Абсолютной Истины. Вечная неизменная природа Абсолюта, который
есть Всевышний Господь, не противоречит тому, что Он поддерживает изменчивый
материальный мир. Рамануджа учил, что по милости Бога джива может покинуть
материальный мир и достичь вечной обители Вишну.
Мадхва
Как и Рамануджа, Мадхва (1239-1319) следовал традициям
вищнуизма и посвятил свою жизнь борьбе с имперсональнои философией Шанкары.
Пурнапраджча-бхащиа Мадхвачарии утверждает разновидность ведантической философии,
которая называется шуддха-дваита (чистый дуализм). Мадхва в своем учении
говорил о трех сущностях:
Верховном Господе, дживе и материальном мире. Мадхва утверждал, что существует
вечное различие между Богом и дживои даже более
настойчиво, чем Рамануджа. Если Шанкара описывал Господа как материальную
причину космоса, то Мадхва прямо принял слова смрти-шастр
и придерживался того мнения, что Господь трансцендентен к материальному
миру, созданному Его низшей энергией (апара пракрти). Другими словами, Бог
отличен от Своего материального творения. В то же время дживы также отличны
от материи, так как они являются высшей духовной энергией Господа.
Мадхва утверждал, что хотя дживы выше, чем материя, они отличны от Господа
и являются Его слугами. Господь абсолютно независим, тогда как дживы всецело
зависят от Него; Мадхва учил, что Господь создает, поддерживает и уничтожает
космос, и в то же время в. Своей изначальной вечной форме Бхагавана Кришны
Господь всегда стоит над проявленной и не проявленной материей. Кроме того,
Мадхва объяснял, что каждая личность создает свою карму, что бхакти может
полностью уничтожить эту карму. Тогда человек может вернуться к своему естественному
состоянию слуги Господа в вечном духовном мире.
Чаитанйа
В конце XIV века, с появлением в Бенгалии Кришны Чаитанйи,
теистическая философия вищнуизма (поклоненения Вишну, или Бхагавану) Раминуджи
и Мадхвы получила свое высшее развитие. Философия Чаитанйи, ачинтиа-бхедабхеда-таттва,
венчает философскую эволюцию теизма бхакти. Рамануджа соглашался с Шанкарои,
что Абсолют един, но вопреки ему он выделял индивидуальное разнообразие
в пределах этого единства. Мадхва подчеркнул вечное различие между Всевышним
и дживои, утверждая, что оно сохраняется даже после освобождения. Чаитанйа,
в свою очередь, отмечал, что Всевышний и джива „непостижимо едины и различны
в одно и то же время" (ачинтиа-бхеда-абхеда). Он резко критиковал философию
Шанкары за ее несоответствие сиддханте Вйасадевы.
Отвергая имперсонализм, Чаитанйа говорил, что он затемняет подлинный смысл
ведической литературы. Он объяснял, что прямой смысл шастр - это преданность
(бхакти) Бхагавану Кришне. Таким образом, невозможно переоценить то, что
сделал Чаитанйа. Он открыл возможность любовных отношении (бхакти) между
Богом и человеком. Рупа Госвами, один из первых его учеников, так описал
несравненный дар, принесенный Чаитанйеи: „О Ты, самая щедрая из инкарнаций!
Ты - Сам Кришна, появившийся как Шри Кришна Чаитанйа Махапрабху... Ты щедро
раздаешь чистую любовь к Кришне. В почтении мы склоняемся перед Тобой".
Мы знаем о Кашне Чаитанйе больше, чем о предыдущих ачарйах благодаря таким
биографическим источникам, как Шри-Чаитанйа-Чаритамрта (1616 г.) Кришнадаса
Кавираджа Госвами. Чаитанйа (1486-1534) родился в городе Навадвипе, в Бенгалии.
Он принял отречение от мира (санниасу) в возрасте двадцати четырех лет.
Его духовный Учитель, Ишвара Пури, был учеником Мадхавендры Пури, который
принадлежал к цепи ученической преемственности, идущей от Мадхвы. Ближайшие
последователи Чаитанйи (шесть Госвами - Рупа, Санатана, Джива, Гопала Бхатта,
Рагхунатха Бхатта и Рагхунатха Даса) создали обширную литературу на санскрите,
изложив философскую систему Чаитанйи и обосновав ее высказываниями из ведических
произведений. Сам Чаитанйа оставил только восемь стихов об экстазе преданности
Кришне. Его ученики видели в Чаитанйе Самого Бхагавана Кришну, явившегося
в облике преданного.
Некоторые критики обвиняли Чаитанйу во введении эротического элемента в
философию бхакти. На самом же челе Чаитанйа учил, что первоначальная и чистая
психология секса присутствует в личности Абсолютной Истины, Бхагаване Кришне.
Взаимный обмен наслаждением между Верховным Бхагаваном и Его освобожденными
преданными является характеристикой высшей формы духовных отношении. Эти
отношения не осквернены материальной похотью, и даже не могут быть поняты
чоловеком, в котором еще сохранились материальные желания. Когда обусловленные
дживы пытаются понять любовные игры Бхагавана Кришны, у них возникает искаженный
образ Бхагавана как мирского „бога любви". Будучи санниасу, Чаитанйа
строго избегал общения с женщинами и любых мирских дел. Он указывал, что
отношения дживы с Бхагаваном Кришной вечно чисты и трансцендентны. На Своем
примере Он продемонстрировал желание находиться с Кришной в супружеских
отношениях. Кроме того, Чаитанйа учил, что супружеское желание является
одним из пяти видов изначальных отношении между дживами и Бхагаваном. Наконец,
согласно Чаитанйе, каждый может достичь трансцендентной преданности Бхагавану
(Богу), если он целиком посвятит себя воспеванию Его имен.
|