Шесть систем Ведической философии
НЙАЯ
Содержание:
- Вступление;
- Объекты познания;
- Пути обретения знания;
- Природа физического мира;
- Понятие индивидуальной души;
- Понятие освобожения;
- Понятие Бога и три аргумента, доказывающие Его существование.
Cистема философии нйайа была записана мудрецом Гаутамой. Философия
нйайи исследует правильное знание и то, как его достичь.Нйайа основывается
на
аргументации (Нйайа Видья) и логике (Тарка Шастра). Другое ее название:
<наука
критического анализа>. Она объясняет, как научиться отличать правильное
знание
от неправильного.
Конечная цель Нйайи - освобождение от всех страданий этого мира.
Эта философия утверждает, что есть единственый метод, чтобы достичь
освобождения - правильное знание или свобода от заблуждений. Поэтому
каждый человек должен научиться логической технике аргументации и, усердно
применяя ее в своей повседневной жизни, он освободится от всех страданий.
Объект познания - прамея.
Все, что существует, состоит из 12 объектов знания, которые называются
прамея: 1. атма - личность;
2. шарира - тело - местопребывания опыта боли и удовольствия, место
всей органической деятельности;
3. инддрийаш - 5 чувств - запах, вкус, зрение, осязание и слушание,
которые обращаются к внешним объектам и передают опыт в ум;
4. артха - объекты чувств;
5. буддхи - знание;
6. манас - ум - внутреннее чувство, которое воспринимает удовольствие,
боли и т. д.
7. деятельность;
8. мышление;
9. возраждение;
10. чувствование;
11. страдание;
12. полная свобода от всех страданий.
Согласно философии Нйайи цель жизни - понять эти 12 аспектов
реальности, прамеи, такими как они есть на самом деле. Рабство раждается
из
неправильного понимания этих 12 объектов познания.
Пути обретения знания.
В Нйайе большое внимание уделяется описанию правильного знания. Оно
состоит из 14 компонентов:
1. Сомнение, самсайа - это состояние, в котором ум колеблется между
противоречивыми заключениями относительно одного объекта. В этом состоянии
есть по крайней мере два альтернативных взгляда, и ни один из них не
может
быть принят, как заведомо истинный. Например, темной ночью человек не
может
ясно видеть растение и может принять его за человека.
2. Цель, прайоджана. Без цели или мишени нельзя ничего сделать. Не имеет
значения ясна ли цель или только предполагается. Человек всегда действует
так,чтобы достигнуть желаемых объектов либо отделаться от чего-то
нежелательного. Эти желательные или нежелательные объекты, которые
заставляют человека действовать и называются прайоджана.
3.Пример, дриштанта. Использование примера, чтобы проиллюстрировать
факт. Например, когда кто-то хочет объяснть, что нет дыма без огня,
он может
использовать пример дыма на кухне. чтобы подтвердить постоянное отношение
между огнем и дымом. Отношение между огнем и дымом в кухне - обычный
случай и может быть легко принят обеими партиями. Следовательно, пример
кухни для подтверждения существования огня на основе того, что есть
дым
потенциально очень полезен.
4. Доктрина, сиддханта. Это утверждение, которое принимается как
бесспорная истина и которое служит основанием для последующих выводов.
Она
может быть взята как из прямого опыта, так и из аргументации и логики.
Например, в философии Нйайи, есть доктрина, что существует Бог, и Он
творит
вселенную, и управляет движением атомов.
5. Признаки правильного логического вывода, авайайа. Это очень важный
момент для полученя правильного знания. Если логический вывод содержит
пять
необходимых составляющих, тогда с его помощью можно получить правильное
знание. Ля этого нужно, чтобы были пять следующих компонентов: пратигья
(утверждение), хету (причина), удахарана (пример), упанайа (универсальное
предложение) и нигамана (вывод). Они будут обсуждены позднее в этой
главе в
разделе вывод.
6. Гипотетический аргумент, тарка. Тарка - это процесс перекрестного
спрашивания. Мы спрашиваем одно и тоже у разных людей и на основании
их
ответов делаем вывод. Это может помочь нам отличить измышления своего
ума
от истины.
7. Вывод, нирнайа. Это заключение, полученное правильным образом.
Нирнайа - это установление четкой связи между тем, что нас интересует
и каким-
то очевидным фактом. Таким образом то, что нас интересует тоже становится
очевидным.
8. Дискуссия, бадха - это спор по конкретному вопросу. Каждая сторона
пытается отстаивает свою собственную позицию и опровергнуть позицию
другого, споря против любого утверждения другой стороны. При этом оба,
тем не
менее, пытаются приблизиться к истине, применяя аргументацию и логику.
Это -
эффективный и действенный путь достижения правильного знания, но только
если обе стороны честны и свободны от предубеждений.
9. Перебранка, джалпа - спор, когда обе стороны не ищут истины, а хотят
лишь собственной победы над другим. Она может быть очень логична и похожа
на истинную дискуссию, но истина в ней не рождается. Юристы иногда
применяют этот метод, чтобы выиграть дело в суде.
10. Иррациональная аргументация, витанда. Эта аргументация стремится
опровергнуть или уничтожить позиции противника и совсем не занимается
защитой собственной позиции. Это простая разрушительная критика взгляда
противника. Это обычно происходит, когда одна или обе стороны понимают,
что
их собственная позиция слаба.
11. Благовидная аргументация, хетвабхаса. Это - аргументация, которая
только кажется правильной, но в действительности необоснована. Эта просто
обман, ошибка логического вывода.
12. Нечестный ответ, чала. О способ одурачить противника. Спорящий
человек берет слово или фразу противника, которая была использована
в
конкретном значении, затем специаль меняет это значение. Следующим шагом
спорящий показывает, что это измененное им самим утверждение не имеет
смысла и делает вывод о том, что его противник сказал глупость. Например,
во
время экскурсии по москве гид говорит туристам: <Посмотрите! Вот
большой
театр.> Если кто-то ответит: <Не такой уж он и большой>,- то
это и будет
аргумент чала.
13. Сходство, основанное на ложной аналогии, джати. Представьте,
например, что кто-то говорит, что раз тело Господа Шри Кришны и тело
обычного человека похожи, то из того, что тело человека невечно можно
сделать
вывод, что и тело Господа Кришны тоже невечно. Это пример ложной аналогии
джати. Тело Господа Шри Кришны вечно, исполено блаженства и знания.
14. Почва для поражения, ниграхастхана. Это слово может быть переведено
как <почва, на которой человек теряет свои аргументы>. Когда человек
неполностью или неверно понимает смысл своих утверждений или аргументов
и
утверждений противоположной стороны и запутывается, тогда он ствновится
беспомощным и должен в конечном счете признать свое поражение в споре.
Точка, с которой он принимает свое поражение, называется ниграхастхана.
Искусство владения этим методом заключается в том, чтобы рассмотреть
утверждение противника с необычной для него стороны и тем самым запутать
его.
Природа физического мира
Система Нйайи группирует все объекты мира в 12 категорий (прамея).
Не
все эти объекты знания можно найти в физическом мире, поскольку, как
считается в Нйайе, физический мир сформирован только четырьмя грубыми
элементами - землей, водой, огнем и воздухом. Хотя душа и ум присутствуют
в
физическом мире, они - не являются физическими элементами. Подобным
образом время и пространство совершенно нематериальны, но они, тем не
менее,
принадлежат физическому миру. Акаша - (пространство или эфир) считается
физической субстанцией, но ничего не порождает в материальном мире.
Огласно Нйайе, изначальные составляющие земли, воды, огня и воздуха
-
вечные и неизменные атомы. Эфир, время и пространство также вечные
субстанции, каждая целая в себе. В общем, теория Нйайи о физическом
мире
очень подобна школе Вайшешика.
Понятие индивидуальной души
Есть много различных понятия души среди различных школ Индийской
философии. Система Чарваки устанавливает, что душа состоит из живого
физического тела и его атрибутов. В соответствии с буддистской философией,
души не существует. Буддизм учит, что поток когда-либо изменяющихся
мыслей
и чувств является окончательной реальностью.
Согласно понятию души, содержащемуся в системах Нйайи и Вайшешики,
душа - это уникальная субстанция, качествами которой являются желания,
ненависть, счастье, горе, и знание. В разных телах присутствуют разные
души.
Душа неразрушима и вечна, и ее атрибутом является сознание. Поскольку
она не
ограничена временем и пространством, душа также рассматривается как
бесконечная и всепроникающая. Душ бесчисленное множество.
Нематериальная душа, обладающая сознанием, отлична от материального
тела, которое по сути несознательно и неразумно. Никакая комбинация
физических элементов и грубых чувств тела не может объяснить процесс
воображения, памяти, создания идей. Ум также не может считаться душой,
поскольку он считается невидимой субстанцией, которая отлична от субстанции
души. Нельзя сказать, что душа является вечным и самолучезарным сознанием,
поскольку сознание не может существовать без определенного местоположения.
Душа ощущает внешний мир через ум и чувства. Все знание и сознательные
состояния возникают в душе, когда душа обуславливается в уме, ум - в
чувствах,
и чувства - на внешних объектах.
Нйайа утверждает, что душа непознаваема чувственным восприятием, но
скорее логическим выводом или свидетельством Вед.
Желание, воля, боль и удовольствие не могут быть объяснены телом,
чувствами или умом. Точно так же один человек не может помнить опыт
другого
человека. Феномен памяти должен зависеть от постоянного существа - души.
Своя собственная душа может быть познана через умственное восприятие,
но о
душе кого-то другого в другом теле можно лишь сделать вывод.
Понятие освобождения
Как и все другие системы Индийской философии, система Нйайи
утверждает, что конечная цель человеческой жизни - достичь освобождения.
Под
освобождением подразумевается абсолютная свобода от всех болей и страданий.
Это подразумевает состояние, в котором душа полностью освобождается
от всего
рабства и от своего соединения с телом. Для души невозможно достигнуть
состояния полной свободы от болей и страданий, если душа полностью не
разъединена с телом и чувствами. В освобожденном состоянии душа безусловно
и
абсолютно освобождается от всех оков навсегда.
Для того, чтобы достигнуть состояния освобождения, человек должен
обрести истинное знание о душе и о всех объектах. Это знание названо
таттвагьяна, что означает <знать реальность как полное отличие от
нереальности>. Философия Нйайи предписывает трех-стадийный путь для
достижения цели освобожденного знания. Первый шаг - шравана, анализ
священных писаний. Нужно изучать священные писания и слушать авторитетных
личностей и святых. Следующее, человек должен использовать свои собственные
возможности, чтобы обдумывать то, что он услышал. Этот процесс размышления
назван манана. Последнее, человек должен задуматься над душой, подтвердить
свое знание и практиковать эту истину в своей жизни. Это названо нидидхйасана.
Череез практику этих трех стадий человек понимает истинную природу души
как
полностью отличную от тела, ума и чувств, и всех других объектов мира.
Внутренне реализованная истина рассеивает темноту самоотождествления
и
неправильного понимания (митхьягьяна) относительно <Я> и <Мое>.
Когда это
случается, человек перестает действовать импульсивно и в страсти и начинает
выполнять свою обязанности, описанные в Ведах, самоотверженно, без желания
пожинать плоды этих действий. Огонь истинного знания сжигает как прошлую
карму человека так исемена греховных желаний в сердце, таким образом
делая их
не в состоянии прорасти. Итак, истинное знание ведет человека к состоянию,
где
нет цикла рождения и смерти. Это состояние названо освобождением.
Понятие Бога
Согласно Нйайе, считается, что Бог - тот, кто создал, поддерживает
и в
конце концов разрушит вселенную. Бог не создает мир из ничего или из
Себя, но
скорее из вечных атомов пространства, времени, ума и души. Создание
вселенной
имеет отношение к упорядочению этих вечных субстанций, которые
сосуществуют с Богом в смертном мире. И Бог, таким образом, как первая
оперативная причина универсальных усилий - создатель мира. И Бог - также
Тот,
Кто сохраняет мир, так как Он призывает атомы быть вместе и продолжать
свое
существование в определенном порядке, который поддерживает физическую
вселенную. Бог также назван разрушителем вселенной, потому что Он позволяет
высвободиться силе уничтожения, когда энергиям смертного мира это требуется.
Бог один, бесконечный и вечный. Вселенная, пространство, время, ум и
души не
ограничивает Его. Говорят, что Бог обладает шестью достояниями: бесконечной
славой, абсолютной независимостью, достоинством, высшей красотой,
совершенным знанием и совершенным отречением.
Три аргумента Нйайи, доказывающие существование Бога:
1. Горы, поля, реки и т. д. созданы из атомов. Они обладают ограниченными
размерами и неразумны. Следовательно, они должны управляься разумной
причиной. Эта разумная причина должна иметь прямое знание обо всей материи
и
всех атомах, которые лежат в основе всего. Она должна быть вездесущей
и
всеведущей. Это разумное существо не может быть индивидуальной душой,
поскольку знание души ограничено, у души, например, нет знания других
душ.
Поэтому, оно должно быть окончательно разумным существом, которое названо
термином Бог.
2. Второй аргумент базируется на понятии адришта, которое означает
<невидимый> или <неизвестный> и может быть переведено как
провидение или
судьба. Философы системы Нйайа спрашивают, почему некоторые люди
счастливы, а другие - нет; почему некоторые мудры, а другие
невежественны.Человек не может сказать, что нет причины, потому что
каждое
событие имеет причину.Причиной боли и наслаждения, поэтому, должна быть
деятельность самого человека в этой жизни или в предыдущих жизнях. Люди
наслаждаются или страдают в соответствии с заслугами, созданными их
прошлой
хорошей или плохой деятельностью.Этот закон кармы, который управляет
жизнью всех индивидуальных душ, требует, чтобы каждый человек пожинал
плоды своей собственной деятельности.
Часто проходит много времени между действием и последствием. Многие
наслаждение, и печали не могут быть прослежены как реакция на какую-нибудь
деятельность, совершенную в этой жизни. Подобно этому, многие действия,
совершенные в этой жизни, не производят плодов немедленно. Тонкие
впечатления обо всей деятельности человека существуют долго после действий
и
собраны в душе в форме суммы заслуг (пунья) и грехов (папа). Общая сумма
всех
заслуг и грехов называется адришта, судьба, и это производит теперешнюю
боль
или наслаждение. Адришта - это неразумный принцип. Поэтому он должен
быть
руководим или направляем кем-то разумным, чтобы производить правильные
последствия. Индивидуальная душа не может управлять адриштой, так как
она
подвластна ему. Таким образом, всемогущий разумный посредник, который
руководит и направляет адришту должным образом, вечное, всемогущее и
вездесущее верховное существо, названное Богом.
3. Третий аргумент Нйайи в доказательство существования Бога основан
на
утверждении писаний. В соответствии с этим доказательством, Веда, Упанишады
и все другие авторитетные писания говорят о существовании Бога. Эти
писания
не были написаны обычными людьми, но святыми мудрецами, которые внутри
себя видят истину. Веды выражают такое правильное понимание Бога, поэтому
Бог существует.
Содержание ...