...
Главная >>
Восточная философия >>
Сад-даршана
Восточная философия
Сад-даршанаШесть систем Ведической философии
Ведическое знание называется апаурушейа, т.е. сверхчеловеческое.
Ведическое знание проявилось в начале творения космоса в сердце
Брахмы, повелителя творения, родившегося в стебле лотоса, из
которого исходят все формы жизни этой вселенной. Брахма передал
это знание в виде шабды (духовного звука) своим сыновьям,
которые являются великими святыми и обитают на высших
планетарных системах: Сатьялоке, Гьяналоке и Тапалоке. А
сыновья Брахмы, в свою очередь, распространили Ведическую
шабду по всей вселенной, включая мудрецов с Земли в античные
времена. Пять тысяч лет назад великий Ведический авторитет
Кришна Дваипайана Вьяса преобразовал шабду в санскритское
Писание (шастры), известные и поныне как Веды.
В древней Индии изучение Вед было исключительной привилегией
брахманов (класса интеллектуалов и священников). Тогда
существовало четыре степени Ведического образования в
соответствии с четырьмя ашрамами брахманической культуры
(брахмачари, или ученический ашрам, грихастха, или семейный
ашрам, ванапрастха, или уединенный ашрам, и санньяса,
отреченный ашрам). Первой степенью знания было заучивание
на память Ведической "Самхиты", состоящей из 20 000 мантр
(стихов), разделенных на четыре секции - Риг, Сама, Яджур и
Атхарва, которые воспевались брахманами для прославления
различных аспектов Верховного существа на протяжении
религиозных ритуалов. Второй степенью было мастерство
брахмана, знающего все ритуалы для полного исполнения
семейного, социального, священного долга по отношению
к полубогам, святым личностям, живым существам и
Верховному Господу. Третьей степенью было мастерство
Араньяка, подготавливающее пожилого домохозяина к
полному отречению. И, наконец, четвертой степенью
было мастерство Упанишад, представляющее личностям,
ищущим освобождения от цикла перерождений, философию
Абсолютной Истины.
Тексты, изучаемые на четырех стадиях формального Ведического
образования, назывались в общем шрути-шастра, "писания,
воспринятые на слух" брахманами. Но шрути-шастрой не
ограничивается вся Ведическая литература. Чхандокья
упанишад 7.1.2 объявляет, что Пураны и Итихасы представляют
собой пятую разделом Ведического обучения. Пураны и Итихасы учат
тому же, что и четыре Веды, но это знание иллюстрируется
обширными историческими повествованиями. Пятая Веда известна
как смрити-шастра, "писание, которое надо запомнить". Изучение
смрити-шастры было предназначено для не-брахманов.
Традиционно, существует шесть школ, описывающих сокровищницу
Ведической мудрости, каждая с различных философских точек
зрения. Каждая из этих точек зрения, или даршана, связана с
известным мудрецом, являющимся автором сутры (кодекса),
выражающим суть его даршана. Веданта-сутра Вьясы, который
внимательно изучил и исследовал шесть систем Ведической
философии (как и другие философы), сформировал третью
большую часть Ведической литературы после шрути-шастр
и смрити-шастр. Оно известно как ньяйа-шастра, или
"писание философских обсуждений".
Сад-даршана (шесть философских взглядов) состоит из ньяьи
(логики), вайшешики (атомистическая теория), санкхьи
(анализ материи и духа), йоги (науки самоосознания),
карма-мимамсы (науки деятельности ради ее плодов) и
веданты (науки осознания Бога).
Сад-даршана относится к философам аштикам (от ашти - "это
так"), признающим знание Вед авторитетом, и противостоит
наштика-философам, наподобие Чарваки, буддистам, джайнистам
(от нашти - "это не так"), отвергающим Веды. Начиная с
ньяйи, каждая из школ сад-даршаны в своем собственном виде
представляет более развитую и исчерпывающее объяснение
аспектов Ведического знания. Ньяья устанавливает правила
философских споров и определяет предмет дискуссии -
физический мир, душа, Бог и освобождение. Вайшешика
глубже применяет метод ньяья, или логики, для всестороннего
анализа категории материального проявления, показывая, что видимые
материальные объекты, к которым мы так привязаны, неизбежно
разрушаются на невидимые атомы. Санкья развивает далее этот
аналитический процесс, помогая душе стать отрешенной от
материи. Посредством йоги душа пробуждает внутреннее духовное
видение, чтобы увидеть себя вне тела. Карма-мимамса направляет
душу к постижению цели всех Ведических ритуалов, а Веданта
сосредотачивает ее на окончательной духовной цели,
упомянутой в Упанишадах.
Изначально шесть даршанов были разделами знания,
объединяющими понимание Вед, сравнимых с факультетами
в современном университете. Однако под влиянием
Кали-юги (века вражды), ученые этих даршанов стали
ограниченными и вздорными. А некоторые даже искажали
Ведическую философию ради своих корыстных целей. К
примеру, карма-мимамса (которая к 500 г. до н.э. стала
главной философией класса брахманов) была дискредитирована
кровожадными священнослужителями, устраивавшими массовые
казни животных под видом исполнения Ведических
жертвоприношений. Но возникновение новой неведической
религии ослабило влияние карма-мимамсы. Этой новой
религией был буддизм. К 250 году до н.э. влияние карма-мимамсы
и других даршанов существенно ослабело. Когда царь Ашока
установил доктрину буддизма официальной религией своей
империи, многие брахманы отказались от Ведической системы
обучения и стали изучать концепции настики об ахимсе
(ненасилии) и саньяты (войдизма).
В свою очередь, буддизм был вытеснен ведантистским учением
Шанкары, который восстановил Ведическую культуру в Индии в
17-м столетии нашей эры. Однако формулировка Веданты Шанкары
находилась под влиянием буддизма и поэтому неточно
представляла изначальную веданта-даршану, данную Вьясой
(последняя глава этой статьи содержит более детальную
информацию).
После Шанкары Веданта была очищена школами великих учителей
(ачарий) Рамануджи и Мадхвы. Дело в том, что под крышей
тайного буддизма Шанкары философы Веданты обрели вес в
диалектическом софизме, и это приветствовалось многими
западными мыслителями.
Посредством диалектики в главных школах (сампрадайах)
Веданты студенты имели великолепную возможность увидеть
шесть систем Ведической философии "в действии". В
диалектической Веданте доказательства брались с позиций
ньяья, вайшешика и т.п. для: 1) демонстрации того, что
Веданта - это наиболее исчерпывающая из всех даршанов и
2) прояснения точек расхождения между различными школами
Веданты. Диалектика Веданты была представлена в бхашьях
(комментариях) ачарий и в тиках (подкомментариях) их
учеников. Все возможные философские положения, включая
известные спекулятивные теории европейских философов,
были рассмотрены, проанализированы и опровергнуты.
Изучение шести систем Ведической философии является само
по себе формой йоги: гьяна-йога, йога теоретического
знания. Однако от гьяны человеку следует переходить к
вигьяне, практической реализации Абсолютной истины.
Сад-даршана состоит из шести ветвей теоретической
диалектики (шастратха), которые вращаются вокруг тезиса
(пурвапакша) и антитезиса (уттарапакша) к синтезу
(сиддханта), подобно искривленным ветвям дерева. Однако
пути философских обсуждений сами по себе не приводят к
познанию Абсолютной Истины, ибо она, будучи трансцендентной,
лишь обрамляется ветвями гьяны также, как полная луна
обрамляется кроной деревьев. Друг, желающий нам показать
луну, может сначала обратить наше внимание на крону
деревьев. Это может быть сравнимо с непрямой, или
теоретической стадией знания. Видение же луны есть
вигьяна.
Однако к вигьяне ведет прямой путь. Это объясняется в
Махабхарате, Вана-парва 313.117: "Сухие рассуждения
неубедительны. Философ становиться известен благодаря тому,
что его мнение отличается от остальных. Изучение ветвей Вед
не приведет человека на путь правильного понимания дхармы.
Истина сокрыта в сердце самоосознавшей личности. Поэтому
следует идти по пути таких великих душ".
Санскритское слово ачария походит от ачара, "делаю сам".
Великие учителя Веданты, ачарии, были более чем просто
теоретиками, - своим образцовым поведением осознающих Бога
людей они указали путь практической трансцендентной
реализации. Это путь от гьяны до вигьяны. В Индии
сампрадайи (школы Веданты), основанные великими
ачариями, являются бастионами садачары, т.е. духовной
жизни. Студенты, входящие в эти школы, развивают в себе
божественные качества, - чистоту, аскетичность, правдивость
и милосердие - без которых божественное знание не может
проявиться. Чистота разрушается незаконным сексом,
аскетичность разрушается интоксикацией, правдивость
разрушается азартными играми и милосердие - мясоедением.
Тот, кто не в силах избавиться от этих дурных привычек,
не имеет права называться ведантистом, или йогом.
Сейчас столь много энтузиазма в отношении теоретической
йоги и мистицизма, но пока человек не последует
пути садачары, данного ачариями, то его
запросы индийской духовности будут подобны облизыванию
сосуда с медом: высший вкус (парам дриштва) будет недоступен.
Брахма-Мадхва-Гаудийа Сампрадайа впервые представила теорию и
практику Веданты Западу в 1966 году, когда ачарйа
Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл в
Нью-Йорке первое отделение Международного Общества
Сознания Кришны (ИСККОН). ИСККОН сейчас имеет центры по
всему миру. Вводя людей в философию Веданты, ИСККОН
представляет всем желающим возможность практиковать философию
и достичь ее цели - осознания Верховного Вечного Существа.
Главные философские различия между шести системами
суммируются в последней главе по Веданте.
|
|