Киртан и джапа
Особенности и отличия
Джапа — это Ваши собственные отношения с Радхой и Кришной, без каких бы то ни было обсуждений с другими или рассказов другим о том, что Вы чувствуете. А что же тогда «Киртан»?...
Особенности джапы
Джапа — это такое уединённое, личное дело. Вы можете даже накрыть чадаром лицо, чтобы никто не мог видеть Ваших эмоций. Джапа — это Ваши собственные отношения с Радхой и Кришной, без каких бы то ни было обсуждений с другими или рассказов другим о том, что Вы чувствуете. Так можно позволить сердцу «войти в поток» и отображать свои безрассудства в вечном любовном служении Святому Имени. Этого не сделаешь на публичном собрании.
Но при этом важно заметить, что нама-джапа — не просто вопрос личных взаимоотношений с Радхой и Кришной. Мы повторяем джапу также для того, чтобы вдохновляться делиться нашей преданностью Радхе и Кришне с другими, в форме нама-санкиртаны. Так что джапа никогда не эгоистична, — её можно повторять, и для удовлетворения Радхи и Кришны, и для обретения духовного опыта, который необходим для развития истинного сострадания к другим. Проще говоря, цель всегда не эгоистична, цель — не самовозвеличивание.
Особенности киртана
Санкиртану, с другой стороны, можно совершать в духе раса-лилы Кришны. Раса-лила действует как подпитка аппетита Кришны к более сокровенным взаимоотношениям с гопи. Вместе с тем, в «Уджжвала-ниламани» описывается, как раса-лила вызывает у Кришны счастье, которое даже превосходит опыт Его самого близкого единения со Шримати Радхарани и гопи.
Кто-то может спросить: «Как же раса-лила может быть выше, если наслаждения Радха-Кришны, когда Они одни в рощах Вриндавана, — это кульминация всех игр?» Ответом будет: благодаря випраламбхе, настроению разлуки. В раса-лиле, хотя Кришна так близок, в то же время Он так далёк. Он танцует с гопи, но это не самое близкое общение. Раса-лила — это как закуска, подаваемая перед едой. Цель в действительности — еда, но закуска зачастую может быть более манящей, более пикантной и полной расы, чем сам пир. Подобно этому, самое яркое проявление нама-бхаджана — не в джапе, наедине с Кришной, а в проведении нама-санкиртаны с другими.
«Мы пришли в этот мир на какое-то время. Смысл поддержания данного тела – в совершении киртана до последнего вздоха. Не существует ничего, что могло бы заменить воспевание Харинамы.» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Кроме того, в нама-киртане Кришна видит, что Вы серьёзно готовы пожертвовать своим эгоцентризмом ради того, чтобы помочь другим получить доступ к Святому Имени. Если это так, то такое настроение естественно являет Кришну в душе того, кто совершает эту ягью. И это настроение убеждает Его проявить больший интерес к этому преданному в ещё более близком любовном взаимообмене в форме нама-джапы. Вот таким образом нама-санкиртана и нама-джапа всегда взаимосвязаны.
Преимущества киртана
Однако, нигде не говорится, что нама-джапа — это юга-дхарма, духовная практика для этого века. Юга-дхарма — это нама-санкиртана, громкое воспевание для блага других. Это и ставит нама-севу выше.
Юга-дхарма помогает получить должный результат всех других видов преданного служения, — без совершения санкиртаны невозможно обрести высшее благо и глубокие реализации ни от чтения Бхагаватам, ни от воспевания нама-джапы, ни от первоклассной садху-санги, или от поклонения Божествам, или от посещения Святой Дхамы. Другими словами, занимаясь любой из практик преданного служения, высшего результата не обрести без уделения достаточного времени непосредственно нама-санкиртане.
«Бессмысленно предаваться жизни в Матхуре, времяпровождению в обществе религиозных людей и чтению «Бхагавад-Гиты» без Шри Харинам-санкиртаны. Только благодаря воспеванию Шри-Намы жизнь живых существ становится успешной и совершенной.» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Как же благодаря нама-санкиртане достигается высшее благо любой духовной практики?
Когда Кришна видит, что кто-то помогает другим, предоставляя возможность услышать Святое Имя, Он изнутри и снаружи приподнимает завесу йога-майи над этой личностью. Он позволяет увидеть истинную природу Божества и постичь величайшую важность Бхагаваты, пути спонтанной преданности. И помогая гуру и Кришне на пути раги, или по крайней мере, привыкая служить им на этом пути, личность будет всё дальше усиливать понимание Бхагаваты и привлеченность Божеством. Тогда все практики войдут в измерение раги и помогут личности развиться до уровня рагануга-бхавы, враджа-бхавы. Вот это настоящая санкиртана. Такова санкиртана Господа Чайтаньи и Его спутников — наслаждение враджа-бхавой при проведении санкиртана-ягьи.
В этом вся суть: чтобы преданные, действительно серьёзно заинтересованные развитием в осознании Кришны, продвижением к совершенному уровню, пришли к совершению рага-майи-санкиртана, — киртана, исполненного духовных эмоций. Только тогда можно помочь другим пробудить глубокое понимание и ощущение Бхагаваты и всех даров, оставленных Шрилой Прабхупадой и всеми ачарьями.
Kris.h.Nive по материалам статьи
Е.М. Аиндры прабху «Киртан VS Джапа»
Vedic-Culture.in.ua