Человек должен учиться науке взаимоотношений и понимать человеческую природу. Если же родители воспитывают ребенка, держа его в узких рамках своей семьи, независимо от общества людей, тогда ребенок почувствует себя отрезанным от мира, и у него разовьются подозрительность и непонимание окружающих.
Самое важное в воспитании — какой бы ни был ребёнок, важно в его сердце пробудить добродетель — это вершина искусства общения и воспитания.
Например, Дхритараштра любил своего злонамеренного сына Дурьёдхану, но ему не хватило духовного благочестия, чтобы свою любовь распространить за рамки своего сильно обожаемого сына, даже, хотя бы, на других членов своей семьи. Поэтому со временем, под давлением привязанности к своему сыну, он вынужден был преследовать Пандавов. И в результате долгой и сложной политики Дхритараштра разрушил всё своё царство и потерял всю свою семью.
Таким образом, очень важно быть осторожным в любви к своим детям. Нужно помнить, что любой ребенок должен быть полезен обществу, а поэтому воспитание в Ведические времена сводилось к тому, чтобы дети привыкали делать добро другим даже в ущерб себе.
Лучший друг — это тот, кто готов жизнь отдать
ради своего друга
Материальная природа родителей такова, что они хотят, чтобы их дети жили только для себя. И если так происходит, то такие семьи со временем разрушаются, поскольку их выросшие дети, следуя примеру и наставлениям своих родителей, будут заботиться о своей личной семье: о себе, своей жене, детях, а потом, если получится и будет время, то и о своих родителях...
Такие семьи на общественном уровне вносят эгоизм и разруху, поскольку разобщают общество на своих и чужих, что является первым признаком разрушения. Как говорится: разделяй и властвуй. Именно так великие империи становились историей на бумажных свитках...
«Воспитывая в себе любовь к детям,
кобра не становится менее ядовитой».
Авессалом Подводный
Духовность, семья и дети
Главное, что делает человека достойным иметь своих детей — это искренняя и беззаветная преданность Богу. Только такой человек обладает самым высоким и чистым понимаем Любви.
Эгоизм родителей — любить свою семью в ущерб другим. Духовно развитые личности прекрасно понимают, что живут в одной большой божественной семье, во главе которой находится Верховный Отец, всем управляющий и всё поддерживающий. Обладая божественным сознанием, такие люди живут не просто мирно, а в сотрудничестве друг с другом, помогают и заботятся о каждом ближнем, и потому они смогут научить этому своих детей не прилагая никаких усилий: дети всё и сами увидят, поскольку просто будут повторять за своими родителями. Другой науки воспитания просто не существует: дети очень внимательно смотрят на своих родителей, а затем всё повторяют.
Конечно, чтобы иметь хороших мужа или жену, хороших детей, необходимо иметь духовное благочестие в виде заслуг в прошлом. Сунити, мать Дхрувы махараджа, сказала сыну, что не способна защитить его от мачехи, второй жены царя, потому что не является его любимой женой. Сунити призналась, что это случилось потому, что в прошлых жизнях она не совершала преданного служения Кришне. А потому она сказала Дхруве, что если он обратится к Богу, Верховному Отцу, то он Сам защитит его. Благодаря таким наставлениям своей матери, Дхрува достиг совершенства жизни. А со временем и она была сполна вознаграждена: иметь такого преданного Богу сына — величайшая награда.
С другой стороны, отец царя Вены при всём своём благочестии и великих заслугах не смог воспитать в своём кровожадном сыне привязанность к добродетели и духовности. Тем не менее, отец, обладая духовным благочестием, со временем смог преодолеть сильную чувственную привязанность к своему сыну и, в конце концов, удалился в лес, где и достиг совершенства сам.
Что касается судьбы его сына, то Вена погиб от проклятия брахманов. Тем не менее, несмотря на это, из мертвого тела Вены брахманы, сотворили нечто удивительное: пахтая его тело, им удалось отделить грех от добродетели, которые сочетались в царе. И когда грех отделился, олицетворившись в виде черного, маленький и уродливого человека, который был слаб разумом и готов был служить каждому. Такова истинная природа греха без поддержки добродетели — это порочность и слабость.
То затем, вся его добродетель, проявилась в облике великого царя Притху сразу же со своей супругой. Он был настолько чист и возвышен, что ему даже не пришлось искать себе жену — они появились одновременно.
Из книги Е.М. Чайтаньи Чандра Чарана
«Грихастха-ашрам. Семейная духовная жизнь»
Vedic-Culture.in.ua