Эти правила касаются как техники повторения, так и правильного умонастроения..
1.Подготовка к джапа-мадитации.
Вечером накануне : не ешьте рис или тяжелую еду. Лучше предпочесть легкую еду, такую как молоко, тушеные овощи и орехи. После такой легкой еды у вас будет здоровый сон, вам легче будет проснуться рано утром, и у вас будет достаточно энергии для внимательного повторения джапы следующим утром.
Также накануне вечером можно взять обет или произнести следующую аффирмацию (настрой) : «Завтра утром я буду повторять джапу с полной концентрацией и искренними чувствами».
Проснувшись, не давайте себе полежать расслабившись «еще две минутки», а встаньте в назначенное время, примите полное омовение или хотя бы умойте лицо, рот, руки и стопы холодной водой, прежде чем приступать к молитве.
Если вы испытываете сонливое состояние или леность, то киртан с караталами очень быстро пробудит ваш ленивый ум, а также очистит окружающее пространство.
(но если вы живёте в многоэтажном доме и киртан доставит вашим соседям беспокойство, то лучше его провести достаточно тихо).
2. Всему своё время.
Важно выбрать правильное время, место и умонастроение для молитвы. Лучше всего для этого подходит раннее утро. Сядьте перед божествами или вашим домашним алтариком или туласи-деви и прочитайте молитвы : вашему учителю и парампаре, шести Госвами и Панча-таттве. Вспомните Харидаса Тхакура и молитесь о Его милости. Произносите святые имена с полным вниманием, чисто, без оскорблений. Если ваш ум начинает «скакать», успокойте его молитвой, пранаямой, или попробуйте повторять святые имена немного громче.
Шри Чайтанья Шикшаштака – идеальная молитва для начала джапа-медитации, т.к. она помогает создать правильное умонастроение. Очень хорошо помогает памятование значения 3-й шлоки (тринад апи суничена) во время всей джапа-медитации.
Следует воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума,
считая себя ниже соломы, лежащей на улице.
Нужно стать терпеливее дерева, освободиться от чувства ложного престижа
и быть готовым оказать почтение другим.
В таком состоянии ума можно воспевать святое имя Господа постоянно.
(Шри Чайтанья Шикшаштака, стих 3-й)
3. Техника джапа-мадитации
3.1 Осанка. Сидите прямо. Йога шастры говорят, что сидение прямо (с ровной спиной) способствует концентрации внимания : «Правильное положение успокаивает ум», «Для очищения тела и успеха в йоге поза играет важную роль», «Правильная осанка делает тело здоровым, крепким и работоспособным».
3.2 Концентрация. Будьте внимательны к чистому и отчетливому повторению святых имен. Соберите все мысли в одну, сконцентрируйтесь на вибрации звука и постарайтесь впустить его в своё сердце.
Отбросьте привычку перебирать в памяти события вчерашнего дня, прошлой недели или прошлого года. Птица ума летает на 2 крыльях : прошлого и будущего. Будьте здесь и сейчас!
3.3 Настроение — попытайтесь настроить ум на определенное состояние, наполниться 4 качествами, описанными в 3-й шлоке Шри Шикшаштаки : смирение, терпение, отсутствие гордости и уважение во всем живым существам.
Молитесь в настроении стремления к Кришне, страстного желания быть с Кришной, тоски по Кришне. Наша молитва должна быть подобна плачу ребенка, который зовет свою маму. Конечно, это не должно быть искусственно. Но Кришна обязательно отзовется на искренний зов вашей души, как на беспомощный плач преданного, взывающего к Нему с раскаивающимся сердцем.
О Говинда! Каждое мгновение разлуки с Тобой кажется мне вечностью.
Слёзы льются из глаз моих, как потоки дождя,
и без Тебя весь мир кажется мне пустым .
(Шри Чайтанья Шикшаштака, стих 7й)
3.4 Размышление – медитируйте на форму Радхи-Шьяма или на значения святых имен, раскрытых нам великими ачарьями прошлого. Не надо планировать день во время медитации. Но если ваш ум все-таки непрерывно занят навязчивыми мыслями «что нужно будет сделать» или «что нужно купить», доставляющими вам беспокойство, тогда лучше прервитесь, запишите эти свои мысли, и продолжите джапу, находясь в уравновешенном успокоенном состоянии.
3.5 Повторяйте не прерываясь. Однажды в Лос Анжелесе ученики спросили Шрилу Прабхупаду, что может удовлетворить его больше всего. «Повторение 16 кругов джапы без перерывов!», - ответил Шрила Прабхупада.
Однако Шастры говорят, что тамо-гуна и сон обычно атакуют садхаку после 45-60 минут медитации. В большинстве случаев — это чисто физиологическое и давно известное явление, связанное с тем, что, находясь долгое время в обездвиженном состоянии, у простого человека снижается скорость движения крови, замедляется дыхание, в итоге в головном мозге значительно падает уровень кислорода, что и вызывает снижение внимания и сонливость.
Если вы замечаете это за собой, то вам достаточно просто сделать небольшой 5-10 мин перерыв: выйдите на прогулку, на свежий воздух:
- выполните несколько упражнений пранаямы, или хорошо потянитесь, можно даже сделать стойку на голове;
- затем можете сделать несколько легких физических упражнений и/или организовать небольшую легкую пробежку;
- также поможет прохладная вода, плесните немного на лицо.
Освежившись и поднабравшись сил таким образом, снова сядьте и продолжите джапа-медитацию.
Очень благоприятно проводить джапа-медитацию перед Туласи-деви.
Воспевайте святые имена регулярно, искренне и с благоговением, и со временем вы сможете ощутить весь нектар джапа-медитации.
Hare Krishna! Hare Krishna!
Krishna, Krishna, Hare, Hare!
Hare Rama, Hare Rama,
Rama, Rama, Hare, Hare!
м. Оксана
по материалам лекции Шри Гиридхари Свами
... www.Vedic-Culture.in.ua ...