Святое имя - это не сочетание мирских букв или слогов. Природа святого имени - сат-чит-ананда, вечно блаженное сознание. Хотя святое имя присутствует в этом мире, оно не принадлежит ему.
Божественное имя Господа не является порождением материального мира. Только свободные души могут произносить трансцендентное святое имя чисто. Но души, порабощенные гунами природы, не способны повторять чистое имя, чинтамани-наму.
Нама, или святое имя.
«Нама - это апракрита-чайтанъя-раса, трансцендентная живая сладость. В наме нет и следа мирского сознания. Когда кто-либо, идя по очищающему ее пути бхакти, с преданностью служит Всевышнему, то шри-нама сама являет себя на языке такой личности. Материальными же органами чувств наму воспринимать просто невозможно» («Джайва-дхарма», гл. 20).
Когда Шри Гуру и Шри Кришна довольны душой, находящейся в рабстве материи, внутренняя духовная энергия (сварупа-шакти) Господа нисходит на эту душу и наделяет её способностью повторять божественное имя чисто. Сварупа-шакти Кришны являет чистое имя в сердце, исполненном преданности. И затем чистое имя, обогатившееся экстатическими расами, начинает свой танец премы на языке преданного.
Святое имя и Прабхупада.
Объясняя трансцендентную природу святого имени, Шрила Прабхупада часто приводит пример, где показывает разницу между повторением имени Кришны и слова «вода». Следующие отрывки из книг и лекций Его Божественной Милости замечательным образом раскрывают суть божественной мудрости:
«В относительном мире (материальном мире) слово «вода» отличается от самой воды. Если меня мучит жажда, и я просто повторяю: «Вода, вода, вода», я не утолю своей жажды. Мне нужна настоящая вода. Такова природа относительного мира и относительного сознания.
Однако в духовном мире, в духовном сознании между именем или названием объекта и самим объектом разницы нет. Например, мы повторяем Харе Кришна. Если бы повторение Харе Кришна отличалось от Кришны, разве повторяли бы мы эту мантру с удовольствием день и ночь напролет? Это доказательство.
Шрила Прабхупада:
«Вы можете немедленно соприкоснуться с Кришной, произнося этот звук - «Харе Кришна». Он необычайно могуществен»
Когда вы повторяете обычное имя: «Мистер Джон, мистер Джон», после третьего раза у вас пропадает охота. Но Харе Кришна маха-мантру можно без устали повторять круглые сутки. Такова духовная природа Абсолютной Истины. И это правда. Каждый может ощутить это» («Цивилизация и трансцендентность», гл. 7).
«Слова Кришны и Он Сам неотличны друг от друга. Таково Его всемогущество. Всемогущество - значит, что все связанное с Кришной, имеет ту же силу, что и Он Сам. Но здесь, в материальном мире, если вас мучит жажда, вы хотите пить и просто повторяете без конца: «Вода, вода, вода, вода, вода», - вы не утолите своей жажды. Потому что слово «вода» не имеет той же силы, что и сама вода. Вам нужна вода как она есть. Только тогда вы утолите жажду. В отличие от этого, в трансцендентном, абсолютном мире, такой разницы нет. Кришна и имя Кришны, слова Кришны, качества Кришны, развлечения Кришны - все это Сам Кришна» (Из лекции шрилы Прабхупады, 25.03.1967).
«… имя Кришны - чинтамани, трансцендентно. Это не материальный звук, не материальное имя. Нама чинтаманих кришнаш чаи-танйа. Живая сила, чайтанъя. Это не мертвый звук. Если вы хотите пить и просто повторяете: « Вода, вода, вода, вода», вы не напьетесь, так как это материальный звук. Сама вода отлична от слова «вода»… И так с любым материальным объектом: просто произнося его название, вы не получите самого объекта. В духовном же мире нет разницы между названием объекта и самим объектом, между именем личности и самой личностью. Кришна и имя Кришны суть одно и то же. Нет разницы. Поэтому тех, кто повторяет: «Кришна, Кришна, Кришна», охватывает все большее и большее воодушевление повторять дальше» (Лекция Шрилы Прабхупады, 22.01.1975).
Ещё о воспевании и повторении святых имён
Е.С. Маханидхи Свами
...www.Vedic-Culture.in.ua...