Тилака вайшнава
насколько она важна?
Забывчивый ученик молчал, от стыда опустив голову, и без тилаки уже никогда не появлялся на глаза учителю.
История из Чайтанья-Бхагаваты о Тилаке
Каждый день матушка Шачи подводила Нимаю глаза черной сурьмой, а на лоб наносила яркую желтую тилаку. Нимай рос день ото дня. Вскоре Он стал набирать учеников и преподавать санскрит. Его школа изучения санскрита славилась повсюду. Нимай держал Себя в классе требовательно и строго. Обычно Нимай приходил пораньше и, поджидая остальных, садился во дворе перед храмом Дурги. Если кто-нибудь из учеников появлялся без тилаки на лбу, Нимай всегда уделял таким пришедшим особое внимание:
Я вижу, Мой дорогой, у тебя нет тилаки на лбу!
Что послужило тому причиной?
Веды говорят, что лоб, не украшенный тилакой, также хорош, как крематорий.
Видно, ты не совершал утренние обязанности, раз на твоём лбу нет тилаки.
Забывчивый ученик молчал, от стыда опустив голову, и без тилаки уже никогда не появлялся на глаза учителю.
Как объясняет Сам Шри Чайтанья Махапрабху Санатане Госвами — тилака наносится в знак признательности духовному учителю.
Эта история очень поучительна. Когда преданные совершают омовение и другие очистительные церемонии, заканчивается всё это нанесением тилаки на двенадцать частей тела. Нимай Пандит сомневался, на самом ли деле ученики совершили эти очистительные обряды, поскольку на их лбу не было тилаки.
«Если человек нечист, лишён должного этикета или совершает грехи в уме, он всегда остаётся чистым, если носит тилаку.»
Брахманда-пурана
«Возможно, вы просто не моетесь?» — высказал Он сомнение. Конечно, ученикам было неудобно слышать такое, потому что все они были родом из брахманских семей. Обучаться у гypy, оставаясь при этом весь день оскверненным после сна, не подобает поведению не только брахманов. Вайшнавы ещё более тщательно следуют этим предписаниям, поскольку все утренние обязанности и нанесение тилаки на тело приносят удовольствие Господу Кришне.
Шрила Прабхупада о тилаке
В письмах 3 августа и 11 октября 1967 года Шрила Прабхупада написал своим ученикам о значении ношения тилаки:
- «Как солдат, вы знаете, что каждый из вас имеет униформу в соответствии с армейским этикетом и предписанием. Поэтому армия сознания Кришны независимо от условий должна иметь тилаку на лбу. Для Вашей работы вы надеваете военно-морскую форму; подобно этому, если у Вас тилака на лбу, то как солдат сознания Кришны вы не должны возражать против этого, ибо таково предписание».
- «Все из вас, кроме санньяси, могут одеваться, словно современный американский джентльмен, но каждому, как я упоминал, необходимо иметь тилаку.»
Шрила Рупа Госвами называет ношение тилаки «бхава-анукула» — то, что благоприятно для преданного служения.
Значение тилаки
Тилака — это храм, который возводится в двенадцати частях нашего тела — энергетических центрах, через которые человек связан с тонкой энергией Вселенной. Нанося тилаку на эти двенадцать мест, человек очищает и одухотворяет своё бытиё. Поэтому вайшнавская тилака носит название урдхва-пундра — урдхва – это духовное движение на божественные вершины, т. е. по направлению к Кришне («Васудева-упанишад»).
«Тилака приносит благоденствие, защищает от опасности и уничтожает страх. Поэтому всегда следует носить тилаку»
Хари-бхакти-виласа, 4.177
Согласно «Яджур-веде», урдхва-пундра символизирует отпечаток стопы Господа, который в первую очередь вайшнав ставит на лоб. Так он объявляет о своём предании Кришне. Это связано с тем, что в области лба расположен один из энергетических центров человека, который заведует волеизъявлением человека — агья-чакра — «агья» означает «воля» и/или «желание». Сосредоточенность на цели происходит в месте расположения этой чакры. Когда в этом месте человек ставит урдхва-пундру, он очищает и одухотворяет свои желания и питает божественной силой свои устремления и силу воли.
Как правило, жизнь вайшнава строится вокруг и в направлении Всевышнего — Господа Кршны — т.е. приносит её к стопам Кршны, которые с удовольствие размещает у себя на лбу, в районе агья-чакры.
В нашей сампрадайе (гаудия-вайшнавизм) урдхва-пундра имеет вид двух вертикальных линий идущих вверх, соединенных у основания третьей части, напоминающей форму листка Туласи. Эти две линии олицетворяют Шримати Радхарани и Кришну. Божественная Чета всегда встречается во Вриндаване. А Вриндаван — это лес Вринды деви. Поэтому под двумя линиями располагается листик Туласи.
Ещё по теме «Вайшнавский этике»: