Ведическое общество, как и любое другое, подразделялось на типы, или классы, людей. Таких классов было всего 4-е. И несмотря на то, что люди из разных классов были наделены от рождения разными природными качествами и материальным достатком, они не просто мирно сосуществовали, а и очень эффективно и успешно сотрудничали между собой, взаимодополняя умения и качества друг друга.
Такое мирное сообщество можно сравнить с полноценным человеческим телом, где есть голова, руки, живот и ноги. И секрет успешной активности организма заключается в том, насколько эффективным будет сотрудничество этих органов друг с другом.
С точки зрения Ведической культуры, общественный организм построен подобным же образом:
брахманы — мыслители и учителя — это голова общества;
кшатрии — правители и хранители порядка — руки;
вайшьи — класс бизнесменов, производителей и торговцев — это живот;
шудры — рабочие и слуги — ноги.
Такое естественное распределение людей очень гармонично Вселенским законам и в Ведической культуре называется варнами.
Каждое общество нуждается в услугах разнообразных специалистов — людей умственного труда, правителей, производителей и рабочих. Все эти различные человеческие качества и способности могут прекрасно сочетаться между собой, но могут стать и причиной конфликтов, принести огромные беспокойства, о чём и говорит недавняя мировая история, которая помнит многие неудачные попытки построить безклассовое общество, чтобы навсегда покончить с организованной враждой.
Тем не менее, в древней ведической культуре, о мудрости и практичности которой многие современники просто удивлены, не существовало вообще понятия «вражда», или, как мы сейчас говорим, «классовая борьба», потому что разные классы людей, перечисленные выше, рассматривались как взаимодополняемые и взамозависимые разнообразные части единого тела общества, которые служат друг другу, а не эксплуатируют.
Его Святейшество Радханатх Свами
об эффективности Ведического общества и организма человека
Стабильность Ведического общества
Для эффективной и надёжной работы такого общественного устройства в целом и каждой его части в отдельности отвечали ашрамы. Ашрам — это уклад или этап жизни человека, составляющих систему варнашрамы.
Жизнедеятельность каждого из этих ашрамов протекала согласно уровню мировоззрения и мудрости человека:
брахмачарья — жизнь в ученичестве,
грихастха — семейная жизнь,
ванапрастха — жизнь в отшельничестве,
санньяса — жизнь в отречении, такого человека называю санньяси.
Другими словами, общество было организовано так, что в нём поддерживалось сотрудничество и взаимоуважение, поскольку каждый стремился делать благо для других.
Классовая вражда — это организованная зависть и жадность, а мир и сотрудничество — это организованная любовь.
Е.М. Чайтанья Чандра Чаран
Устанавливать любовь и мир в обществе — это удел Духовных учителей, а организовывать их в единый творческий акт и сотрудничество — удел Правителей.
Единый, или Абсолютный, Бог — это основа для единой любви. Мы все дети одного Бога, мы одна семья. Но сейчас в мире нет единобожия, потому что современные религии всё ещё делят Бога на «своего» и «чужого»...
Kris.h.Nive и Амиран
по материалам книги «Варнашрама-дхарма»
www.Vedic-Culture.in.ua